Духовно-нравственное воспитание школьников

Не так давно, как известно старшему поколению, произошла культурная революция, пошатнувшая устоявшееся у всех понимание общественных ценностей. И неудивительно, что это очень сильно отразилось на нравственном развитии современных детей, которые стали агрессивными и жестокими. Молодое поколение развивается и живет по принципу «каждый за себя», который никак не совместим с духовностью и нравственностью.

Содержание статьи:

  1. Духовно-нравственное воспитание школьников: когда начать
  2. Как происходит духовно-нравственное воспитание учащихся
  3. Духовное воспитание подрастающего поколения
  4. Духовно-нравственное воспитание школьников: мероприятия

Духовно-нравственное воспитание школьников-2

И в этом нет их вины, ведь все это происходит по причине глобальных изменений в государственной жизни, снижения уровня условий для роста личности и т.д. Проблемы нравственного воспитания молодежи, к сожалению, волнуют сейчас немногих, как это было в советское время. Однако если обратить на это внимание сейчас, то в будущем, возможно, нам удастся вырастить «здоровое» поколение.

Как вы поняли, в этой статье мы решили затронуть такую тему как духовно-нравственное воспитание школьников, которая давно стала проблемой для учителей и родителей. На первый план каждой семьи в наше время выступает финансовое благополучие, и родителям в первую очередь важно прокормить семью, а нравственное воспитание школьников уходит на второй, а то и на третий план. Поэтому дети остаются «беспризорными» при живых и нормальных родителях и живут своей жизнью, не разбирая, что есть добро, а что – зло. Поэтому в последнее время учителя всего мира все больше уделяют внимание духовно-нравственному воспитанию учащихся, т.к. они не дополучают его дома.

Духовно-нравственное воспитание школьников: когда начать?

Воспитание ребенка начинается с самых первых шагов, когда он начинает понимать речь взрослых, подражать родителям. И чем раньше взрослые задумаются о нравственном воспитании школьников, тем будет лучше. Но основная задача, связанная с нравственным развитием ребенка, лежит, как уже было сказано, на плечах учителя. Каждый год создаются новые программы нравственного воспитания младших школьников, которые включают в себя:

  • — привитие детям знаний о предназначении человека, о его ценности для общества;
  • развитие патриотизма;
  • — развитие нравственности;
  • — обучение детей истории своего народа;
  • — обучение детей этическим нормам;
  • — духовное воспитание.

Программа нравственного воспитания школьников старших классов включают в себя также изучение искусства, усвоение и практику общения со сверстниками и взрослыми, экскурсии и походы, знакомство с представителями церкви и др.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников должно начинаться с первого звонка, когда ученики впервые приходят в школу и садятся за парты рядом с незнакомыми сверстниками. Поведение учеников, их общение между собой, отношение к учителю – все это в руках классного руководителя. Нравственное воспитание младших школьников касается и родителей. Если этому не будет уделено особого внимания, то в будущем, когда дети станут подростками, перевоспитывать их будет сложно или даже невозможно.

Как происходит духовно-нравственное воспитание учащихся?

Нравственное воспитание младших школьников происходит на примитивном уровне в процессе развивающих игр – ролевых, логических и т.д. Дети старших классов также нуждаются в играх, но с ними уже можно проводить беседы, устраивать им дискуссионные встречи. Современная школа проводит большую работу по нравственному воспитанию, стараясь развивать детей в духе нынешнего времени. Однако, как отмечают специалисты, работающие с детьми, духовно-нравственное воспитание младших школьников не всегда эффективно так, как планируется, и основной причиной этому становится родительское влияние на детей. Многие школьники способны игнорировать окружающий мир, замыкаясь в себе или, наоборот, проявляя агрессию. Именно поэтому учителя ежегодно проводят встречу с родителями, где рассказывают им о программе духовно-нравственного воспитания школьников, о мероприятиях, которые запланированы на ближайшее время, а также дают родителям ценные советы по воспитанию детей.

Духовное воспитание подрастающего поколения

Об этом направлении стоит поговорить отдельно, т.к. данная тема, к сожалению или к счастью, для многих учителей является деликатной. На самом деле родители могут не переживать, что их детям будут внушать религию, как это делалось в старые времена. Тем более что специальных «предметных» часов для обучения религии в школах не отведено. Однако, что есть духовная культура, и какую ценность она несет, дети должны знать. Поэтому, начиная с младших классов, ученикам объясняют, что такое религия, когда появилась, и зачем она нужна людям. Также школьникам рассказывают о положительных и негативных сторонах религии, о том, как люди и нации могут использовать ее в своих целях. Все беседы и занятия, посвященные духовному воспитанию, сводятся к тому, чтобы дети знали, что такое религиозная толерантность, и понимали, что у каждого народа может быть своя религия, ни одна из которых не лучше и не хуже другой.

Очень важна в религиозном воспитании детей и роль родителей. Одни не придают духовному воспитанию детей никакого значения. Другие же с раннего детства делают ребенка набожным, днем и ночью читая ему отрывки из библии. Ни того ни другого делать нельзя. Знания о религии школьник должен получать в общих чертах, а углублять их или нет, решать самому школьнику, когда он подрастет.

Духовно-нравственное воспитание школьников: мероприятия

Для того чтобы воспитать в ребенке нравственность и адекватное отношение к религии, одних бесед мало. Духовно-нравственное воспитание молодежи должно базироваться, прежде всего, на наглядности, особенно это касается воспитания детей младшего школьного возраста. Поэтому учителя периодически проводят различные мероприятия, вовлекая в них не только учащихся, но и их родителей. Основными мероприятиями по духовно-нравственному воспитанию молодежи являются такие как:

  • • Деловые и ролевые игры;
  • • Конференции;
  • • Конкурсы;
  • • Экскурсии и походы;
  • • Концерты;
  • • Проведение выставок;
  • • Литературно-музыкальные вечера;
  • • Просмотры фильмов;
  • • Встречи с представителями церкви;
  • • Проведение акций;
  • • Празднование именин в группах;
  • • Анкетирование родителей и др.

Только благодаря подобным мероприятиям, воспитывающим нравственность духовность, школьникам будет легче понимать и воспринимать реальность, а также делать попытки изменить ее к лучшему.


Оставьте свой комментарий: