Традиция подарка вчера и сегодня

Традиция дарить что-то друзьям и знакомым существовала на всём протяжении человеческой истории.

Ещё в Средние века богатые аристократы устраивали пышные пиры в своих креплёных замках и загородных поместьях, а иные правители любили устраивать приёмы по поводу и без него. Множество придворной знати и гостей из других стран съезжались на такие мероприятия. И, конечно, привозили с собой подарки хозяину и членам его семьи. Воспитанный и образованный
дворянин всегда знал, чем именно можно обрадовать другого человека.

Следуя своему вкусу и предпочтениям хозяина званого вечера, он находил нужную для подарка вещь. Умение быстро и точно подобрать дар считалось не только признаком хорошего вкуса, но и показателем ума и эрудиции аристократа. Приезжие гости состязались между собой за право носить почётный титул «лучшего дарителя» и за расположение к себе семьи владетеля приёма.

В России издавна подаркам приписывались символические, мистические свойства. Когда в 1781 году во время своего второго посещения Российской империи австрийский скульптор и художник Йозеф Кратц Брёхенкальпский привёз ко двору императрицы Екатерины Великой рельефный полудрагоценный глобус на медно-серебряной подставке, многие дворяне сочли это чуть ли не личным оскорблением. Дело в том, что этот искусно выполненный шар мог раскрываться и внутри обнаруживал скульптурное изображение позолоченного цыплёнка, как будто бы тот проклёвывался из своего яйца.

С точки зрения культурных веяний русского двора того времени, одним из скрытых значений дара художника являлось пожелание скорейшего обеднения казны, — золото страны (жёлтый цыплёнок) должно было расползтись по всему свету (глобус). Царица великодушно простила незадачливого гостя, и уже на следующий год тот привёз чудесного фарфорового аиста — символа плодородия и гармоничности.
Йозеф Кратц Брёхенкальпский, рисунок угольным карандашом, автор неизвестен.

Традиция дарить предметы роскоши и искусства хозяину празднества сложилась очень давно и существует до сих пор. Следуя моде и стилю, из года в год изменяются не только вкусы людей, но и сама манера передачи дарственного предмета. Но кое-что всё равно остаётся неизменным — человеческая тяга к экзотике. Также, как Йозеф Брёхенкальпский поместил статую птицы внутрь своего глобуса, так сейчас стало популярным хранить «банкетные» спиртные напитки внутри стилизованного географического инструмента — это так называемый бар глобус.

Большинство экземпляров глобус-бара стилизованы внешне под старинные образцы «штучных» глобусов производства известных мастеров. Такие модели были не только научным представлением планеты, но и произведением искусства. Барный астрономический глобус Винченцо Марии Коронелли, ставший прообразом дизайна большинства глобусов своего времени

С началом «революции образа жизни» в первой половине XX столетия неотъемлемым видом подарка становятся различные электроприборы. Сам подарок мыслится не столько эстетическим средством, но больше полезным предметом обихода. Зачастую гостем преподносится некая неособенно важное кухонное устройство — «полезная мелочь».

Таковой может быть что угодно: миниатюрная кофемолка, моторная ножеточка, свистулька для чайника с индикатором выхода пара. Все эти миксеры да ножеточки — без них легко можно обойтись, но получить такую вещицу к празднику от друга или подруги — вот это по-настоящему приятно. Так как сколь бы ни был полезен подаренный Вам предмет, сколь не упрощал он Вашу жизнь в дальнейшем, нет ничего в нём лучше тех чувств, с которыми человек отдавал его Вам.

Оставьте свой комментарий:




Adblock detector