Гиперактивный ребенок, что делать?

Многие родители сталкиваются с такой ситуацией, когда ребенок проявляет чрезмерную активность, и им никак не удается его успокоить. Про таких детей обычно говорят «у него как будто встроенный моторчик», и называют их непоседами. В медицинской терминологии такое поведение имеет свое собственное название – гиперактивность, и оно считается не плохим поведением или особенностью темперамента, как думают многие, а самостоятельным заболеванием. Однако, точно определить наличие отклонений может только специалист, поэтому самостоятельно ставить своему чаду диагноз «гиперактивный ребенок» и пытаться его лечить без очной консультации врача ни в коем случае нельзя. Для начала нужно ознакомиться с тем, что же такое детская гиперактивность, как она проявляется и чем отличается от обычного проявления темперамента.

Содержание статьи:

  1. Что такое гиперактивность?
  2. Симптомы гиперактивности
  3. Гиперактивный ребенок – что делать? Памятка родителям

Гиперактивный ребенок: что делать

Что такое гиперактивность?

Еще лет сорок-пятьдесят тому назад, в 60-х годах XX века гиперактивностью врачи считали небольшие расстройства мозговых функций и классифицировали ее не как самостоятельное заболевание, а как патологическое состояние. И лишь в 80-х годах это состояние получило свое название – синдром дефицита внимания с гиперактивностью или просто СДВГ. Эта болезнь проявляется как следствие функциональных нарушений в работе центральной нервной системы, что вызывает проблемы с вниманием, памятью и способностями к обучению. Обработка информации мозгом гиперактивного ребенка происходит очень медленно, поскольку он плохо реагирует на внутреннюю и внешнюю стимуляцию. Гиперактивность у детей проявляется в том, что они не могут подолгу находиться в состоянии сосредоточенности, плохо контролируют свои действия, и отличаются постоянной неусидчивостью и импульсивностью.

Гиперактивность у детей – это врожденное заболевание, развитию которого обычно способствует проблемное протекание беременности, сложные роды, различные заболевания матери и просто генетическая предрасположенность.

Гиперактивность встречается очень часто среди детей дошкольного возраста и учеников младших классов. Практически в каждом классе, состоящем из 25-30 детей, учится один или даже два ребенка с диагнозом «гиперактивность». Родители часто называют детей с таким заболеванием «наши невнимательные гиперактивные дети».

Симптомы гиперактивности

Несмотря на то, что гиперактивность начинает проявляться приблизительно в возрасте двух-трех лет, некоторые родители еще до этого времени замечают некоторые пугающие их симптомы в поведении своих детей. Гиперактивные малыши еще в первые месяцы жизни беспокойно спят, в отличие от детей без отклонений, которые могут проспать несколько часов ни разу не проснувшись за это время. Младенцы с СДВГ чувствительны к любым внешним раздражителям: к яркому свету, резким звукам. Их может разбудить даже негромкий разговор родителей, стоящих около кроватки. Став немного постарше, такие детки не могут спокойно лежать и сидеть в коляске, постоянно норовят из нее выпрыгнуть. Гиперактивность у детей, симптомы которой не проявились в первый год жизни, может дать о себе знать и немного позже.

Если в семье растет гиперактивный ребенок, симптомы, на которые нужно обратить внимание, могут в некоторых случаях проявиться не сразу. Обычно они становятся заметными невооруженным глазом, когда малышу исполняется 2-3 года. Такой ребенок обычно начинает поздно разговаривать или имеет проблемы с речью до 4-5 лет. Иногда родители видят, что малыш как будто не слышит то, что ему говорят, и продолжает заниматься своими делами, никак не реагируя на обращение по имени. Дети с диагнозом СДВГ в таком возрасте могут ломать игрушки и различные предметы, постоянно опрокидывать на себя тарелки и чашки. У них часто все выпадает из рук, они не могут спокойно заниматься одной и той же игрой на протяжении длительного периода времени.

Когда ребенку с гиперактивностью исполняется 4-5 лет, по его поведению уже точно можно сказать, что в работе его головного мозга имеются нарушения. Гиперактивные дети в этом возрасте не могут до конца дослушать рассказываемую мамой сказку, не способны просидеть на стуле в течение нескольких минут и совершенно не любят спокойные игры, предпочитая вместо этого постоянно бегать, крутиться, танцевать и делать все, что угодно, лишь бы не сидеть на месте. Они совершенно не понимают, что значит слово «нет», и когда родители обращаются к ним с замечаниями о том, что что-то делать нельзя, они продолжают свое занятие. Воспитатели в садике часто жалуются на плохое поведение таких малышей, утверждая, что они постоянно шумят и отвлекают других деток.

«Наши невнимательные гиперактивные дети» могут сутки напролет заниматься двигательной активностью и при этом фактически не уставать. Так происходит из-за того, что в их организме, работающем с нарушениями, накапливает переизбыток энергии, которую им необходимо выплескивать наружу, а другого способа, как это сделать, детки с СДВГ просто не знают. Гиперактивность у детей, симптомы которой проявляются в поведении, также можно идентифицировать и по жестикуляции и мимике. Дети с СДВГ часто совершают беспокойные движения и вычурная моторика: покачиваются на пятках и носках, когда стоят на ровном месте, постоянно что-то теребят в руках, ерзают, топчутся на месте или стремятся постоянно изменить положение тела. Также симптомом гиперактивности у детей может быть и постоянное сопровождение своей речи активной жестикуляцией.

Гиперактивный ребенок, симптомы заболевания которого были замечены родителями еще в детсадовском возрасте, в школе начинает страдать еще больше. Он откровенно скучает на уроках, потому что не может полноценно усваивать информацию и отличается плохой успеваемостью. Чаще всего в дневнике у него красуются «тройки», а хорошие отметки могут быть лишь по одному предмету – физкультуре, поскольку на этих уроках чрезмерная физическая активность только поощряется. Отношения с одноклассниками у такого ребенка не складываются, он часто попадает в различные неприятные ситуации и принимает спонтанные решения, совершенно их не обдумав.

Гиперактивный ребенок – что делать? Памятка родителям

Родителям, ребенку которых поставлен диагноз СДВГ, в первую очередь хотят знать, что же предпринять в сложившейся ситуации, ведь зачастую симптоматика, которая сопутствует данному заболеванию, создает определенные трудности в воспитании. Вопрос «У меня гиперактивный ребенок, что делать?» — один из наиболее часто встречающихся на различных форумах молодых мам. Часто родители, у которых растет активный ребенок, что делать с этой его особенностью просто не представляют, и пускают ситуацию на самотек.

Самое первое действие, которое необходимо предпринять родителям с такой проблемой – это показать малыша специалисту. Только врач может со стопроцентной точностью сказать, действительно ли имеет место СДВГ или перед ним просто очень активный ребенок, проявляющий свой темперамент. Если диагноз действительно подтвердился, не нужно сразу же расстраиваться, ведь к гиперактивности на самом деле можно приспособиться, главное – знать, как это сделать.

Для начала родителям нужно принять тот факт, что их чадо так себя ведет не потому, что просто капризничает или желает досадить родителям, а потому что по-другому он вести себя не может – это особенность функционирования его нервной системы, к которой нужно привыкнуть. После осознания этого факта, маме с папой следует обратить внимание на свое поведение по отношению к малышу: если раньше они часто ругались и злились на него, теперь такую реакцию нужно забыть. Злость, нападки и ругань здесь совсем не помогут, и даже наоборот способны еще больше усугубить ситуацию.

Психологи советуют в общении с детьми, страдающими от гиперактивности, ставить им четкие и конкретные задачи, и лучше, если они будут недлинными. К примеру, предложение «Сходи на кухню, помой руки, потом возьми чашку и принеси ее мне» ребенок с СДВГ просто не воспримет и вместо выполнения ряда просьб предпочтет заняться чем-нибудь другим, более интересным. А вот укороченный вариант той же просьбы в виде «Сходи вымой на кухне руки» или «Принеси мне чашку» малыш вполне сможет понять и выполнить, поэтому длинные указания лучше давать крохе последовательно – новое лишь после выполнения предыдущего.

Пытаясь запретить что-либо ребенку, вместо слова «нет» или «нельзя», которое обычно употребляют в таких случаях, нужно использовать более понятные конструкции. Вместо фразы «Не ходи босиком» нужно сказать «Одень тапки», а «Нельзя ходить по газону» заменить на «Выйди на дорожку». И главное – всегда использовать только спокойный тон, никакого повышения голоса!

Чтобы ребенок в школьные годы избавился от рассеянности, следует завести для него ежедневник или повесить на стену расписание, по которому он будет ориентироваться, что и когда нужно выполнить: в какое время пообедать, когда сесть за уроки, во сколько ложиться спать.

Но самое главное, о чем должны помнить родители – своевременные консультации врачей (неврологов, дефектологов и детских психологов) помогут существенно облегчить течение заболевания, а в некоторых случаях полностью избавиться от вызванных им проблем. При соблюдении этих правил, вопрос «У меня гиперактивный ребенок, что делать?» больше никогда у родителей возникать не будет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
8 комментариев к этой записи

    За рубежом для лечения СДВГ и ММД уже давно и очень успешно применяют немедикаментозный метод развития мозга — Нейрофитнес. У нас этим занимаются немногие, но можно найти специалистов.
    Главный плюс Нейрофитнеса в том, что метод направлен на решение самого корня проблемы дефицита внимания — коррекцию работы мозга в обход всех побочных эффектов, которые часто вызываются приёмами таблеток. Причем эта технология позволяет сохранить здоровую активность ребенка и при этом значительно повысить концентрацию и успеваемость. Вот, как подобная методика применяется в Израиле.
    Нейрофитнес основан на технологии нейрообратной связи (или нейробиологической обратной связи). Многим знаком термин БОС (биологическая обратная связь). БОС-терапия является предшественницей нейрофитнеса и зачастую ограничивается работой только с дыханием или пульсом, а также используется без соответствующей подготовки в области психо- и нейрофизиологии, в том числе без проведения всесторонней диагностики с применением специализированных инструментов и методик. Нейрообратная связь основана на регуляции именно мозговой активности с помощью современных аппартно-программных средств, которые также используются для более точной диагностики нарушений. В отличие от БОС-терапии, нейрофитнес — это целый комплекс методик, в котором нейрообратная связь является ключевым методом, но не ограничивается им. Это своего рода тренажер для мозга, который доказал свою эффективность во всем мире и получает все большую популярность.

    У моей сестры гиперактивный сын, на месте вобще не сидит, внимание рассеянное, еще и спит плохо. Она давала ребенку успокаивающий сироп зайчонок, на основе трав, натуральных соков и витамин. Курс приема 2 недели, не вызывает привыкания. После приема заметила изменения, сын стал усидчивее, внимательнее, и сон нормализовался. Теперь с большим терпением берется за какое нибудь занятие.

    Гиперактивность может поставить диагноз только врач. У меня тоже активный ребенок, на месте не сидит, внимательности мало, целый день бегает а спать вечером не уложить, и по этому поводу постоянно истерики. Прописали нам успокаивающий сироп зайчонок, он на основе натуральных трав и соков, подходит для деток с 3 лет. Сейчас стал спокойнее, и спать ложимся без слез.

    Наш сын гиперактивный и непоседючий. Иногда из-за этого бывают проблемы, особенно когда он на улице играет с детьми. Обратились к психологу, прописали нам успокаивающий сироп зайчонок, самое вкусное успокаивающее с витаминами, не вызывает привыкания. Нам сироп помог, ребенок стал спокойнее, отдали его на гимнастику, теперь там всю энергию тратит.

    Когда моя дочка стала принимать сироп Зайчонок, конечно, мы надеялись на положительный результат. И таким он оказался. У девочки плохой сон, жалуется на усталость, стала раздражаться по пустякам. Первый класс, танцы, уроки… Я понимаю, ей трудно. Нужно помочь. Принимала сироп весь курс, без перерыва. Разводила 2 чайные ложки в компоте, вкус его не менялся. Я о составе все прочитала, с ним все в норме, только натуральные травы и витамины С и В6.Аллергии сироп тоже не вызывает. Сон наладился, усталость и раздражение постепенно ушли. Девочка стала спокойной и перестала раздражаться по пустякам.

Оставьте свой комментарий:

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.