Методика воспитания Монтессори

Среди множества существующих на сегодняшний день методик воспитания детей больше всего почитателей получила система Монтессори. Эта система воспитания помогает малышу с первых месяцев жизни развиваться так, чтобы максимально задействовать свой личностный потенциал и превратиться в гармоничного и самостоятельного человека. Многие родители поначалу настороженно относятся к системе воспитания Монтессори, поскольку для них оказывается непривычным такой принцип, при котором родитель не учит малыша принудительно вырабатывать определенные навыки, а лишь помогает ребенку развиваться самостоятельно в том деле, которое он выбирает для себя сам.

Содержание статьи:

  1. Кто такая Мария Монтессори?
  2. Методика Монтессори: в чем суть?
  3. Монтессори-воспитание для разного возраста
  4. Что дает методика воспитания Монтессори?

Методика воспитания Монтессори

Кто такая Мария Монтессори?

Основательницей известной на весь мир методики воспитания была Мария Монтессори – педагог и первая женщина, освоившая профессию врача в Италии. По работе ей приходилось иметь дело с детьми с ограниченными возможностями и она, желая помочь им, начала проводить педагогическую работу. Впервые программа обучения, предлагаемая Марией Монтессори, была включена в курс реабилитации детей с ограниченными возможностями в 1900 году в городе Риме. Произошло это в ортофренической школе, куда саму Марию пригласили на должность директора. В то время обучающая программа Монтессори еще не имела названия, и представляла собой лишь особую развивающую среду в стадии тестирования.

Спустя семь лет, в 1907 году Монтессори открыла собственный «Дом ребенка», но уже для абсолютно здоровых детей, не имеющих отклонений в развитии. Именно там методика, которая известна сегодня как «Монтессори-методика» или «Система воспитания Монтессори», была впервые применена в той самой форме, которая и дошла до наших дней.

Впоследствии метод Марии Монтессори получил широкое распространение: на протяжении своей жизни Мария прочитала множество лекций, издала несколько книг и выпустила большое количество обучающих курсов о своей системе. Во многих странах появились детские сады, в которых воспитатели использовали и до сих пор используют Монтессори-методику, чуть позже открылись экспериментальные школы, и в настоящее время по всему миру функционирует огромное количество учебных заведений и обучающих групп.

Методика Монтессори: в чем суть?

Воспитание по Монтессори существенно отличается от других развивающих методик. Педагог-Монтессори или родители, решившие использовать эту методику для воспитания своего малыша, должны, согласно системе, выполнять несколько непривычную для них роль. В обычной системе воспитания подразумевается то, что взрослый какие-то вещи делает за ребенка и порой навязывает занятия, которые ему неинтересны, мотивируя это тем, что это требуется малышу для правильного развития. По мнению же Марии Монтессори, методика должна быть совершенно другой, и главный ее принцип – это воспитание в детях навыков самостоятельности. Взрослым в методике развития детей Монтессори отводится роль наблюдателя и помощника. Они должны научиться распознавать потребности ребенка в конкретный момент времени и сделать все возможное для того, чтобы малыш проявил как можно больше самостоятельности и довел начатое дело до конца при минимальной помощи с их стороны. Конечно, это не значит, что воспитатель-Монтессори откажется помочь ребенку, если у него что-то не получится с первого раза, однако сделает это максимально ненавязчиво и лишь тогда, когда малыш попросит его о помощи.

Суть Монтессори-методики можно рассмотреть на простом примере. Ребенок пытается сам завязать себе шнурки, но у него это плохо получается, и они развязываются вновь, но кроха упорствует, хоть пока и безрезультатно. Обычный педагог или родитель в большинстве случаев просто подойдет к малышу и завяжет ему шнурки, а воспитатель, использующий метод Марии Монтессори, будет стоять в стороне и наблюдать, как малыш пытается сделать это самостоятельно до тех пор, пока он сам не попросит ему помочь. И лишь тогда, когда от малыша прозвучит конкретная просьба, воспитатель окажет ему помощь. Педагоги-Монтессори никогда не будут нагружать ребенка лишней информацией и заставлять его выполнять неинтересные ему действия.

В обычных детских садиках все дети одновременно занимаются одним и тем же делом: лепкой, рисованием или игрой, а воспитатели при этом строго следят за тем, чтобы никто не отвлекался ни на что другое. В детских садах и экспериментальных группах, практикующих систему Монтессори, каждый ребенок волен заниматься тем, что ему интересно здесь и сейчас: кто-то рисует, кто-то лепит из пластилина, кто-то рассматривает картинки в книжке, а кто-то нанизывает кольца на пластмассовую пирамидку.

Монтессори-воспитание для разного возраста

Обучение по системе Монтессори подразумевает строгие возрастные рамки, поскольку развитие у детей различных навыков должно происходить именно в определенном возрасте. В методике Монтессори дошкольному образованию уделяется наиболее пристальное внимание, поэтому система используется большей частью для возраста от 8-9 месяцев до 6 лет, однако существуют и группы позднего развития, в которых занимаются с детьми 6-9 лет. Стандартные возрастные рамки для групповых занятий по системе следующие: младшая группа – от последних месяцев первого года жизни до трех лет, средняя – от трех до шести, старшая – от шести до девяти.

Мария Монтессори в методике развития детей младшего возраста уделяет особое внимание инстинктивному развитию чувств, с помощью которых малыши впитывают свое окружение, поэтому практически все упражнения в начальных Монтессори-группах нацелены на зрительное и слуховое, тактильное и обонятельное восприятие.

В возрасте от 3 до 6 лет, по мнению автора известной методики, у детей происходит процесс «построения» себя, поэтому в группах такого возраста больше внимания уделяется развитию у малышей самостоятельности и процессу взаимодействия их с различными предметами.

В старших Монтессори-группах, нацеленных на занятия с 6 до 9 лет, основной принцип, по которому работают педагоги – помощь детям в исследовании окружающего их мира.

Что дает методика воспитания Монтессори?

Методика развития детей Монтессори помогает ребенку реализовать свой личностный потенциал и дает ему возможность интеллектуально обучаться в особом темпе, продиктованном его собственными потребностями, а также научиться самостоятельно добиваться поставленных целей. Дети, родители которых отдали предпочтение именно этому методу воспитания, утверждают, что их дети выросли свободными, сильными и самодостаточными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
2 комментария к этой записи

    Монтессори — это педагогические приемы и принципы составления «подготовленной среды» позволяют учитывать индивидуальные особенности здорового и больного ребенка; они применимы для детей, чье развитие протекает с особенностями, нередко по причине болезни. Хотя сейчас это направление действительно стало популярно во всех городах и считается престижным.
    Очень подробно про монтессори-терапию описано на сайте. Так же там подробно написано про саму Марию Монтессори и как она создавала это направление.

    Я водил ребёнка за занятия, построенные на этой методике. То ли школа и преподаватели были не очень подкованные и грамотные в своей сфере, то ли методика нашему ребёнку не подходит, но занятия ни детям, ни родителям не понравились и больше мы не ходим…

Оставьте свой комментарий:

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.