Основные функции и роли руководителя в организации

Как известно, многие рядовые сотрудники, и женщины в том числе, сейчас активно стремятся на руководящие посты: это престижно, это интересно, это высоко оплачивается. В связи с этим, в России сложилась очень интересная ситуация: с одной стороны, ВУЗы выпускают сотни тысяч дипломированных менеджеров, не имеющих опыта работы вообще, не говоря уж, о руководящей. С другой стороны, в организациях так же много руководителей занимают свои посты, и при этом, не осознают, какие функции и роли в управлении людьми. Они выполняют. Пусть данная статья хотя бы частично восполнит этот пробел в знаниях.

Основные функции и роли руководителя в организации

Функции руководителя в организации

Руководство – это особый вид творческой деятельности человека, который состоит в организации работы подчиненных. Очень важно здесь слово «творческой», поскольку руководитель работает в условиях неопределенности, недостатка информации и в режиме цейтнота.

Организовывать деятельность других людей – это и есть основная задача руководителей всех рангов. Реализация этой задачи на практике сложна и многогранна, что побуждает руководителя выполнять множество функций, в зависимости от сложившейся управленческой ситуации. Каковы же основные функции, присущие современному хорошему руководителю?

  • Функция администратора требует от руководителя обеспечить работу коллектива в соответствии с действующими нормативными актами. Основная задача администратора – чтобы организация работала «как часы», ритмично, без сбоев и авралов.
  • Функция организатора побуждает руководителя к действиям по созданию условий, необходимых для совместного труда многих людей, имеющих различные специальности и уровень квалификации.
  • На современном этапе, все более значимой становится еще одна функция руководителя — психотерапевтическая. Реализуя эту функцию, он заботится о создании психологического комфорта в коллективе, формирует у работников позитивное отношение к организации и работе в ней.

Классификации функций и ролей руководителя в организации

Согласно различным классификациям, руководитель, реализуя управленческие функции, выполняет более десятка различных ролей. Для интересующихся назову авторов популярных классификаций: американский специалист в области менеджмента Г. Минцберг, американские ученые Д. Креч, Р. Кратчфилда и Е. Белаш, российский психолог Виктор Шепель и другие авторы.

Какой бы классификации Вы не отдали предпочтение, важно понимать вот что: на разных этапах становления и развития организации на первый план выходят различные роли руководителя:

  • Так, на этапе становления или серьезных изменений организации важнее всего руководители, успешные в роли предпринимателя, так как их задача – формировать концепцию развития, принимать ответственные решения и рисковать. Большую пользу организации принесут и руководители-лидеры, способные увлечь людей новыми перспективами, раскрыть их способности и направить на решение поставленных задач.
  • Когда наступает этап стабильного развития организации, ведущую роль начинают играть руководители-плановики, прописывающие долгосрочные планы и программы развития, и руководители, чья основная роль — административная, Реализуя ее, администраторы выполняют организаторскую, координирующую, контролирующую деятельность, поощряя и наказывая подчиненных.

Как я уже говорила выше, руководитель в процессе своей деятельности выполняет более десяти различных функций и ролей. И разделение их весьма условно, оно нужно больше для понимания, что руководитель в данный момент делает. В практике управления функции тесно переплетены. Поэтому чтобы добиться успеха в качестве управленца, важно обладать ролевой гибкостью, т.е., готовностью быстро менять роли в зависимости от ситуации.

 

Оставьте свой комментарий: