Куда пойти учиться после школы

Рынок познавательных услуг в наши дни довольно развит и предоставляет широкий выбор высших учебных заведений (государственных и частных, знаменитых, брендовых и просто доступных, с профильными специальностями и не только). Поэтому, когда у детей наступает время прощаться со школой и брать курс во взрослую жизнь (где без профессии не обойтись), многие родители сталкиваются с ситуацией выбора в пользу того или иного вуза, стремятся отправить своё чадо овладевать той специальностью, которая востребована на рынке труда и позволит ему найти свое место в жизни.

Появляется множество вопросов. Как же выбирать ВУЗ? На что ориентироваться при выборе? По каким критериям оценивать учебное заведение? Вопросов много, а совет один: мыслим реалистично, учитывая способности и цели ребёнка, и собираем об интересующем ВУЗе всю возможную информацию.

Содержание статьи:

  1. Внимание на документы
  2. Источники информации о вузе
  3. Возможности дальнейшего трудоустройства
  4. Совмещение работы с учебой
  5. Активная студенческая жизнь

Куда пойти учиться после школы

Внимание на документы

При знакомстве с ВУЗом вам необходимо в первую очередь затребовать следующие документы:

  • • Лицензия. Предоставляет учреждению право вести образовательную деятельность.
  • • Аккредитация учебного заведения, которая подтверждает право ВУЗа вручать своим студентам по окончании дипломы гос. образца, а не справку о том, что вы прослушали курс по профессии.

А в приложениях к этим документам обязательно прописаны те специальности и направления подготовки по которым ВУЗ ведёт подготовку; проверьте, аккредитована ли специальность, которую вы выбрали, чтобы в будущем не возникло неприятных сюрпризов. Так, если мальчик призывного возраста будет обучаться на неаккредитованной специальности, его призовут в армию на вполне законных основаниях.

Также следует обратить внимание на:

  • • устав учебного заведения;
  • • договор об оказании образовательных услуг;
  • правила приёма в ВУЗ;
  • • образовательные программы, которые реализуются на базе учебного заведения.

Для того чтобы ознакомиться со всеми этими документами, необязательно посещать учебное заведение, ведь каждый уважающий себя ВУЗ имеет свой официальный сайт, на котором и размещается необходимая информация для абитуриентов и студентов.

Составить свое впечатление о вузе вам также помогут:

  • • рекламно-информационный материал заведения (различные буклеты, памятки, каталоги);
  • • учебный план по той специальности, которую выбрал ваш ребенок. Из подробного плана он узнает, какие дисциплины ему предстоит изучить, соотносятся ли они с его интересами, ожиданиями. Учебный план демонстрирует академический потенциал ВУЗа, чем достойнее, мощнее учебное заведение, тем больше интересных дисциплин указывается в той части плана, которую формирует сам ВУЗ.

Источники информации о вузе

Каким образом можно собрать информацию об учебном заведении, на какие источники ориентироваться?

  1. Официальный сайт ВУЗа. Здесь вы узнаете, чем живет заведение, познакомитесь со структурой руководства, образовательными программами, научно-исследовательскими проектами, формами студенческой жизни (мероприятиями, движениями).
  2. Отзывы о вузе в интернете. Это тот самый случай, когда можно посетить социальные сети, поискать сообщества и группы, которые относятся к ВУЗу или ведутся студентами этого заведения. Почитайте блоги, посмотрите фотоотчеты с последних мероприятий, проходящих на базе учебного заведения.
  3. Дни открытых дверей. Во время подобных встреч, вы сможете:
  • — узнать, какая материально-техническая база у ВУЗа;
  • — проверить оснащенность аудиторий и лекционных залов, на предмет наличия современного оборудования, компьютеров, проекторов и так далее;
  • — познакомиться с преподавателями, которые будут вести занятия (узнать, имеют ли они авторитет как специалисты, какие у них научные степени, занимаются ли они научно-исследовательской деятельностью);
  • — получить информацию о формах и методах проведения занятий; чем они разнообразнее и не стандартнее, тем интереснее будет выстроен образовательный процесс. Идеальный вариант, когда в вузе читаются лекции, ведутся семинары, а также проводятся тренинги, деловые игры.

Возможности дальнейшего трудоустройства

Каждый родитель, отправляя своего ребёнка на обучение в тот или иной ВУЗ, надеется, что после его окончания чадо сможет без особых проблем устроиться на работу. Однако в этом деле важно учесть несколько аспектов.

  1. Учитывайте перспективы. Будут ли востребованы специалисты данной квалификации на рынке труда. В условиях двухступенчатой системы высшего образования «бакалавр — магистр», сложно всё предусмотреть, ведь за 4 года, пока ребёнок получит степень бакалавра, ситуация на рынке труда может резко поменяться. Однако на момент поступления в магистратуру можно будет скорректировать свой план обучения, выбрав, например, другую специализацию. Тем более что специалисты высокой квалификации, настроенные на результат в своей деятельности, пусть даже без опыта работы, во все времена ценились и были в дефиците. Поэтому, если ваше чадо получает профессию по призванию, если на момент поступления у него уже сформированы цели по построению своей карьеры (и за время обучения он от них не отступит), если он точно знает, чего хочет от профессии, жизни, то и волноваться не стоит. Ребёнок не только найдёт себе работу, но и компании будут осыпать его предложениями, демонстрируя желание заполучить целеустремленного, перспективного специалиста.
  2. Учитывайте репутацию ВУЗа и познакомьтесь со спросом на его выпускников на рынке труда. Достойные, серьёзные ВУЗы стараются развивать отношения с работодателями. Если подобное взаимодействие отсутствует, оно не отлажено, стоит задуматься. В идеале подобные отношения должны иметь характер стратегического партнёрства, только в этом случае можно рассчитывать на то, что ребёнок будет практиковаться и стажироваться в компании, и если себя зарекомендует, то сможет рассчитывать на последующее трудоустройство в ней.
  3. Узнайте, предусмотрены ли более сложные формы сотрудничества ВУЗа и компании, при которых учебный план по отдельным специальностям «подгоняется» под запросы работодателя, заинтересованного получить специалистов с конкретными профессиональными качествами. В таком случае на базе ВУЗа открываются специализации, курировать которые берётся конкретная организация; руководители или ведущие специалисты участвуют в составлении учебного плана, программ, преподают отдельные дисциплины (но не целые спецкурсы), периодически встречаются со студентами (общение происходит в форме тренингов, деловых игр, мастер-классов). Такие предприятия следят за тем, чтобы образование, которое получают студенты, было современным, практико-ориентированным, а значит востребованным на рынке труда. В результате студенты получают мощный ориентир в той профессиональной сфере, где они будут себя реализовывать, как специалисты, а компании получают полноценных, целеустремлённых работников.

Совмещение работы с учебой

Многие ребята, поступающие в ВУЗ, интересуются, представится ли им возможность параллельно трудиться. Подобное стремление достойно похвалы, ведь так студенты получают ценный опыт зарабатывания денег; особенно это актуально для тех, кто получает образование на платной основе. Однако есть одно НО – этого не стоит делать на первых курсах, когда происходит адаптация к ВУЗовскому режиму, знакомство с основополагающими дисциплинами, получение начальных знаний по профессии. На старших курсах возможностей подрабатывать оказывается больше, но и здесь важно учесть степень сложности обучения, свою успеваемость, дабы не отстать по учебе.

Подработку студент может найти даже в самом ВУЗе, точнее в его структурных подразделениях, на предприятиях – стратегических партнёрах учебного заведения. Вы, остановив свой выбор на ВУЗе, можете поинтересоваться, функционирует ли на его базе служба трудоустройства, специальный отдел рекрутинга (туда обычно «стекаются» запросы на поиск сотрудников); при такой системе, когда студент оставляет заявку, он автоматически становится кандидатом на рассмотрение.

Также можете обратиться непосредственно в деканат факультета и уточнить информацию, поступают ли к ним обращения от работодателей, нуждающихся в студентах-практикантах и выпускниках.

Ребёнок должен понимать, что во время обучения в качестве подработки следует рассматривать такую работу, которая будет максимально приближена к специальности, осваиваемой в стенах вуза. Тогда он сможет приобрести тот самый опыт, без которого компании порой отказываются брать выпускников.

При поступлении, также следует обратить внимание на учебный план, и уточнить, предусмотрены ли в нём:

  • • дисциплины, которые формируют представление о профессии и помогают получить первоначальные профессиональные навыки по выбранной специальности, достаточные для того, чтобы ребёнок смог устроиться на работу;
  • • программы дополнительного обучения. Осваивая короткие, но содержательные программы, призванные повысить уровень знаний, студент приобретает дополнительные возможности трудоустройства.

Активная студенческая жизнь

Для большинства учащихся, студенческая жизнь также важна, как и сам процесс обучения. В ВУЗе каждый может найти себе занятие по душе: КВН, волонтёрское движение, студии, научные общества. Рассмотрим лишь некоторые, в одинаковой степени интересные и полезные.

  • Участие в деятельности студенческого совета. Данный орган студенческого самоуправления занимается организацией мероприятий внутри ВУЗовского масштаба (устраивают дискотеки, конференции, спартакиады). Ребята, которые нашли своё место в совете, получают организаторский опыт, учатся планировать и составлять программы мероприятий, разрабатывать бюджет, продвигать свои идеи в студенческой среде.
  • Волонтёрское движение. Помимо того, что в процессе подготовки, организации, а также непосредственном участии в мероприятиях, ребёнок будет получать опыт общения, приобретать полезные знакомства, нарабатывать организаторский опыт, он также научится приносить реальную помощь обществу и получать при этом (от процесса и от своих результатов) истинное удовольствие, удовлетворение.
  • Научное студенческое общество. Участвуя в его деятельности, ребёнок предпринимает первые шаги к серьёзной научной работе. Если ваше чадо планирует после обучения в ВУЗе поступать в аспирантуру, защищать кандидатскую диссертацию, то ему необходимо уже на первом курсе стать участником научного кружка, включиться в научно- исследовательскую работу кафедры. Впоследствии он определит, ориентируясь на результаты своей деятельности, есть ли у него склонности к подобным занятиям, а главное — желание посвящать своё свободное время им.

Оставьте свой комментарий: