Планета знаний: чтение для личностного роста ребёнка

В чём польза чтения для детей и взрослых людей? Какие личностные качества помогает нам развить книга? Как чтение способствует налаживанию общения, помогает разобраться в таких понятиях, как «добро» и «зло»?

Чтение – поистине самое полезное, интересное и увлекательное занятие, изобретённое человечеством. Трудно себе представить настоящего отличника, который бы не любил проводить своё свободное время за чтением хорошей, умной книги. Некоторые отличники ограничиваются чтением произведений из школьной программы. Однако ознакомившись с подобным внушительным списком, можно отметить, что в него попали исключительно достойные произведения. Как не бывает отличников, не читающих книг, так сложно встретить успешных людей, которые не имеют читательского опыта.

Статистика неумолима, согласно последним данным с каждым годом количество читающих людей только сокращается. Интерес к чтению снижается главным образом в результате стремительного развития информационных и цифровых технологий. Люди всё больше предпочитают коротать вечера не с книгой, но за просмотром телевизионных передач, фильмов, в социальных сетях, компьютерными играми. И подобная тенденция наблюдается повсеместно; жители планеты всё активнее переключают внимание на современные (не бумажные) источники информации.

Читающие люди становятся большой редкостью. Пора бить тревогу, и вот почему: вышеперечисленные виды досуга не носят такого активного характера, как чтение. Если при просмотре экранизации известного произведения, театральной постановки, представления перед нами появляются готовые образы (их нам предлагают кинорежиссёры, постановщики, редакторы), то при чтении художественной литературы в своём воображении мы создаём мир, с уникальными и неповторимыми образами.

Если поинтересоваться у детей, как они относятся к чтению, то ребята из младших классов признаются, что в свободное время перечитывают любимые книги, не без удовольствия знакомятся с произведениями из школьной программы. Чего не скажешь про ребят из старших классов, среди них всё реже можно встретить любителей чтения, мало того, они без стеснения заявляют, что читать ненавидят.

Это может прозвучать грубо, но только посредственные люди не любят читать, опасаются этого, да и вообще считают подобное занятие пустой тратой времени. Достаточно вспомнить известное высказывание героя произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума» Фамусова, который предлагал «собрать все книги», а после обязательно «их сжечь». Люди думающие, придерживающиеся активной жизненной позиции, старающиеся больше «созидать», но не «потреблять», читают, чтобы оставаться успешными, грамотными.

Планета знаний: чтение для личностного роста ребёнка

Что же могут дать думающему человеку книги? Приведём несколько неопровержимых доводов.

  1. Читая книги, мы тем самым увеличиваем свой словарный запас, делаем нашу речь более выразительной, образной, интересной, яркой, а самое главное — грамотной. Человека читающего выдаёт вдумчивый взгляд, красноречивость, умение красиво выражать мысли (ведь при чтении вслух развивается и улучшается дикция). Чтение помогает нам общаться, налаживать контакты с другими людьми. После прочтения книги нас переполняют эмоции, мы испытываем потребность поделиться своими впечатлениями, ощущениями, мыслями, например, с друзьями. Так появляются темы для разговора. Имея навык пересказывания, человек становится прекрасным рассказчиком, (а это помогает ему объединять вокруг себя людей). К человеку, умеющему поддерживать беседу, общаться на разные темы, показывать компетентность в чём-либо, начинают прислушиваться, интересоваться его мнением.
  2. Благодаря чтению, мы развиваем своё мышление, учимся абстрактно мыслить, расширяем кругозор. Знакомя ребёнка со сказками, поучительными историями (через чтение), мы создаём благоприятные условия для того, чтобы он начал думать. Взрослые, заменяющие чтение перед сном просмотром телевизора, поступают в корне неверно, впоследствии дефицит общения с книгой скажется неблагоприятным образом на успеваемости детей.
  3. Чтение активизирует фантазию и учит мыслить образами. Известный британский писатель, автор многих произведений для детей и юношества Эйдан Чемберс некогда подметил, что «в книге он находит образы, которые питают воображение». В подтверждение актуальности подобного высказывания, приведём пример. По телевизору, в очередном рекламном ролике мы видим кота (его снял оператор, а «утвердил на роль» режиссёр). Если мы прочитаем в книге: «На лавке лежал кот», то на секунду представим его. Три человека прочитают эту фразу, и в трёх головах появятся три совершенно непохожих образа кота, поскольку каждый вообразит своё животное (у кого-то кот будет чёрного цвета с пушистым, шикарным хвостом, а кто-то представит маленького котёнка с интересным окрасом и голубыми глазами).
  4. На страницах книги мы можем найти всё то, что беспокоит наши умы, а также познакомиться с другими странами, жизненными укладами, традициями, обычаями. Персонаж известного романа Жюля Верна, убеждал, что может отправиться в путешествие, и для этого ему не придётся вставать даже со своего кресла. И это вполне возможно, достаточно лишь открыть книгу и начать читать, как уже через мгновение можно оказаться на другом конце света, погрузиться в морскую пучину, отправиться на сафари или начать штурмовать неприступную вершину. При этом не нужно беспокоиться о своём багаже, снаряжении, личной безопасности. Сколько было придумано легенд о существовании машины времени, а ведь она на самом деле есть. Просто поинтересуйтесь у библиотекаря, где находится отдел исторической, документальной литературы; выберите на полке несколько исторических романов. Благодаря таким книгам вы сможете перенестись на несколько веков, тысячелетий назад, и оказаться на бал-маскараде в Эрмитаже во времена правления императрицы Екатерины II, принять участие в военных походах великого полководца Михаила Кутузова. Главное в момент чтения включить воображение и разбудить фантазию.
  5. Посредством чтения можно развить способность к сопереживанию. Книги позволяют проживать множество жизней, при этом мы сохраняем за собой право оставаться самими собой. Знакомясь на страницах произведения с героями, их судьбой, мы стараемся войти в их положение, понять мотивы поступков, а в результате полностью меняем своё мировоззрение, ценности и жизненные ориентиры. Разве это не чудо, когда каждый из нас запросто может стать главным героем романа Джоан Роулинг — Гарри Поттером, одеть чёрную мантию, вооружиться волшебной палочкой, и отправиться воевать с тёмным магом Волан-де-Мортом. Или, подобно благородному Д’Артаньяну, заручившемуся поддержкой друзей — мушкетеров, помочь вернуть подвески королеве Франции, тем самым спасти её честь. В кино подобное мог себе позволить разве что Михаил Боярский, а книга предоставит возможность примерить на себя амплуа героя романа Дюма любому читателю.
  6. Из книг мы черпаем силы и вдохновение. В них же мы ищем утешение, варианты разрешения сложных ситуаций. Многие люди признавались, что в трудные минуты своей жизни, искали помощи именно в книгах. Ситуации могут быт разные, да и жизнь не перестаёт преподносить нам сюрпризы (не всегда приятные!), задавать задачки и ставить перед непростым выбором, но стоит заметить, что большинство схожих случаев когда-то были описаны либо легли в основу произведений художественной литературы. Поэтому достаточно прочитать книгу, как выход найдётся сам собой. Книга становится лучшим другом в моменты одиночества, надежным советчиком в моменты безысходности. Читайте, когда на душе «скребут кошки» и слезы наворачиваются на глазах, но обязательно что-то позитивное, остроумное, так вы вернёте себе хорошее настроение. Читайте, когда вас переполняет чувство радости, но пусть это будет произведение с трагической развязкой или напряжённым сюжетом, так придёт осознание того, что страдания в нашей жизни неизбежны, а иногда полезны, ведь они закаляют характер.
  7. В книгах затрагиваются вопросы, дающие «пищу для размышлений». Вспомните, как ведёт себя малыш, который только что познакомился со сказкой? Он не начинает в ту же минут заниматься своими делами и делать вид, что ничего не произошло. Первым делом он осыпает взрослого вопросами: «Неужели герой не мог поступить по-другому?», «А зачем он это сделал?» Вы же не сможете оставить его вопросы без ответа?! Подобное поведение указывает на то, что ребёнок активно думает, размышляет, анализирует, пытается понять суть вещей.
  8. Книга помогает различать такие понятия, как: «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо». Люди, пренебрегающие чтением, часто совершают не очень хорошие поступки, но страшно то, что они даже не догадываются об этом. Мало того, им оказываются чужды такие понятия, как «совесть», «мораль», «этика». А между тем в каждом художественном произведении поднимаются подобные темы; вспомнить хотя бы роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором главный герой Раскольников, человек гуманный и духовный, идёт на преступление, после чего, в полной изоляции от общества, испытывает ужасные муки совести и сомнения. Подобные произведения учат людей правильно расставлять приоритеты в пользу моральных устоев, сострадания, добра; предупреждают о возможной гибели всего человечества, если оно встанет на путь зла, насилия. Следовательно, человек читающий никогда не возьмёт в руки топор (подобно Раскольникову) или ружьё, не станет творить жестокие, страшные дела. Существует множество примеров, когда прочитав то или иное классическое произведение, люди менялись в лучшую сторону. Взрослые, приучившие своих чад к чтению, сделали, пожалуй, самое верное вложение за всю свою жизнь; у повзрослевших детей не возникнет мыслей причинить им зло, обмануть, бросить на произвол судьбы. Поскольку в своё время они сумели (ни без помощи книг) разобраться с понятиями «хорошо» и «плохо».
  9. Книга является поистине неистощимым и надёжным источником знаний. Она способна объяснить смысл бытия, причинно-следственные связи (событий, явлений, поступков). Ответ на любой вопрос можно найти в книге. Вспомнить хотя бы эпоху Средневековья, когда ценность книги была сравнима с золотом и драгоценными камнями. А какие потери понесло человечество, в результате сожжения одной из крупнейших библиотек древности – Александрийской, разорения невеждами монастырей; ведь погибло бесчисленное количество книг, а вместе с ними и бесценные знания.
  10. Через книги мы познаём себя, свой внутренний мир, разбираемся в дебрях своего внутреннего «Я», учимся сопоставлять свои ощущения с чувствами других людей, находить общее и частное в поступках своих и чужих. А это не менее важно, чем получение знаний о мироздании и истории человечества.
  11. Книги везде можно с собой брать, ведь чтобы погрузиться в вымышленный мир нет необходимости создавать особенные условия. Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове, столкнулся с различными трудностями, в том числе с одиночеством. Его библиотека состояла из единственной книги – Библии, спасенной с корабля, но и она смогла изменить героя, сделав его глубоко верующим человеком. Мало того он сам решил написать книгу (дневник) о своём проживании на острове. Многие люди признаются, что обязательно прихватили бы с собой в продолжительное путешествие несколько книг, чтобы хоть как-то увлечь и развлечь себя. Существует даже психологический тест, в котором испытуемым предлагается составить список из десяти книг, для своего полезного времяпрепровождения на необитаемом острове. Подобный список может многое сказать о человеке.
  12. Книги являются важной составляющей культурного наследия. Сложно представить себе, как существовал бы человек на Земле без книг, без умения читать и писать. Во все времена люди грамотные, читающие составляли лучшую часть человечества.

Оставьте свой комментарий: