Планета знаний: учебники в помощь ребёнку для эффективности

Как ребёнок должен работать с учебниками, чтобы получить максимум знаний по предметам? Как метод «Золотые сутки» помогает избежать зубрёжки и сохранить в памяти на долгое время важную информацию? В чём смысл метода «волшебный карандаш» и методического приёма «Инсерт»?

Школьникам будет интересно узнать, что их учебники написаны гораздо интереснее, лаконичнее и проще, чем вузовские, однако по объёму (количеству страниц) они уступают в несколько раз. При этом информация в учебниках для студентов и школьников представлена идентичная (нет различий ни в терминах, ни в определениях, событиях, датах, фактах, и даже выводах). При этом большинство учеников предпочитают совсем не читать учебники, либо делают это крайне поверхностно, тем самым демонстрируя несерьёзное к ним отношение.

Учебники необходимо читать, с ними важно уметь правильно работать, и только тогда они станут главными помощниками в учёбе. В настоящее время отмечается альтернативность учебников: по любой школьной дисциплине и для любых классов представлено множество учебных изданий, над составлением которых работали разные авторы.

Выделяют несколько видов учебников: базовые, профильные, позволяющие углубленно изучать предмет. Одни акцентируются на теории, другие используются на практических занятиях. Учебник можно рассматривать как основной источник знаний для школьников; он информирует, систематизирует, закрепляет полученные знания. Кроме того любое учебное издание является средством организации самостоятельной работы.

Учебники разные, но принципы построения схожи; в каждом из них присутствует:

  • — вступление (автор делится своими пожеланиями относительно работы с данным учебным изданием);
  • — основной текст (подразделяется на параграфы, содержит необходимые знания по предмету; в рамках одного параграфа раскрывается отдельная тема, по которой, обычно в конце, предлагаются задания, приводятся контрольные вопросы);
  • — заключение (содержит важные выводы по всему учебному материалу).

Чаще всего на одном уроке изучается один параграф учебника. Задавая домашнюю работу по предмету, учитель обязательно напомнит, что этот параграф необходимо будет перечитать ещё раз, но уже самостоятельно. Ученик обязуется выполнять домашние задания, для него это правило неопровержимое и обязательное.

Когда ваш ребёнок в очередной раз будет заверять, что ему ничего не задали, будьте уверены, что он лукавит. В любом случае (когда письменные задания действительно не задаются), ученик должен дополнительно дома изучить параграф, который проходили на уроке. Здесь важно сделать акцент на слове «изучать», поскольку простого чтения будет недостаточно.

Главное правило при изучении материала (например, по гуманитарным предметам) – перечитывание параграфа учебника не менее трёх раз. Чтобы запомнить информацию и получить в итоге хорошую оценку, необходимо работать с книгой, опираясь на следующий алгоритм:

  1. знакомимся с материалом на уроке;
  2. разбираемся в теме — перечитываем в тот же день вечером;
  3. запоминаем, повторяя материал накануне предстоящего занятия.

Совет! Не стоит перечитывать текст несколько раз подряд (это довольно скучное и неоправданное занятие), лучше делать это в три подхода. Параграф ученик должен знать целиком, и понимать весь материал (на это ориентирована современная методика преподавания), а это предполагает полное исключение зубрёжки, как способа запоминания информации.

Приведем ещё несколько советов по эффективной работе с текстом учебника.

  • — Перед тем как приступить к чтению, следует осмыслить заглавие, бегло просмотреть заголовки, иллюстрации, абзацы, выделенные жирным шрифтом; отметить длину и структура параграфа.
  • — Необходимо взять за правило, и в каждом читаемом тексте «расшифровывать» все непонятные слова, фразы. Это поспособствует лучшему пониманию текста, а также хорошему запоминанию. Можно для новых слов и формулировок их значений приспособить отдельную тетрадь.
  • — При работе с учебным материалом могут возникать вопросы, ответы на которые ребёнок не сможет найти в тексте; в этом случае лучше обратиться к дополнительной справочной литературе.
  • — Трудные, непонятные отрывки, важные абзацы необходимо перечитывать несколько раз (желательно вслух), пересказывать своими словами.
  • — В моменты потери мысли автора, бездумного чтения, непонимания — следует остановиться и перечитать фразу.
  • — Особое внимание необходимо уделять предложениям, в которых присутствуют слова, выстраивающие логически текст («к примеру», «в заключение», «во-первых»), определения, термины.
  • — Формулы, схемы, уравнения целесообразно воспроизвести на листке бумаги при закрытой книге, чтобы запомнить.

Содержание статьи:

  1. Метод «Золотые сутки» вместо «зубрёжки»
  2. Как организован процесс запоминания
  3. Метод «волшебного карандаша»

Планета знаний: учебники в помощь ребёнку для эффективности

Метод «Золотые сутки» вместо «зубрёжки»

Подобный метод позволяет повысить эффективность в работе с учебным материалом (при приготовлении домашних заданий, подготовке к «контрольным точкам»: экзаменам, проверочным, зачётам), поскольку в его основу легли результаты актуальных научных исследований о механизмах функционирования человеческой памяти. Так выделяют следующие виды памяти (обусловленные продолжительностью протекания процесса сохранения информации):

  • — мгновенную,
  • — кратковременную,
  • — долговременную
  • — и оперативную.

Как организован процесс запоминания

Вначале информация оказывается в мгновенной памяти (благодаря органам чувств: зрению, слуху) и задерживается там не более чем на 1,5 секунды. Если подобная информация привлекла внимание человека (оказалась для него актуальной, интересной), то она отправляется в кратковременную память.

Далее мозг, перерабатывая информацию, «отсортировывает» ту, которую необходимо сохранить на длительное время, то есть переводит в память долговременную (её объёмы безграничны).

Ученикам важно акцентироваться на кратковременной памяти, которая имеет свои особенности.

  1. Ограничение в объёме. Вследствие чего старая информация постоянно замещается новой. На экспериментальном уровне было установлено, что кратковременная память рассчитана лишь на 7 +/- 2 единиц информации (то есть способна удерживать единовременно). В качестве единицы информации можно рассматривать букву, цифру, образ либо фразу; к примеру: «Москва – столица Российской Федерации», «трижды три – девять», «mother — мама».
  2. В кратковременной памяти информация хранится не более 20 секунд, после чего вытесняется. Чтобы удержать важную информации, необходимо подключить долгосрочную память, а для этого ученик должен сосредоточиться, воссоздать полученную информацию, подвергнуть её анализу. При этом подобные действия важно выполнить в ближайшие 60 минут, чтобы информация отложилась на продолжительное время.

Риск того, что информация, если ей не воспользоваться, будет утеряна и в долговременной памяти очень велик. Для абсолютного закрепления знаний в памяти, необходимо совершить ещё один круг запоминания – повторить учебный материал, после чего он перенесётся в оперативную память, где будет удерживаться в течение 24 часов.

Когда ребёнок отправится спать, то мозг ещё раз проанализирует содержимое оперативной памяти, отберёт наиболее значимое и «пересохранит» в памяти долговременной, но уже на долгий срок. На первый взгляд подобный процесс может показаться сложным, поэтому приведём пример.

Ребёнок получил в рамках урока 15-20 единиц информации. Для начала он должен в течение 10 минут повторить эти знания, дабы они не исчезли, тем самым сконцентрировав на них внимание. В следующий раз ему эту же информацию надо будет повторить через 40-50 минут (то есть примерно в конце урока).

Так полученные знания попадут в оперативную память. Если в течение суток (не раньше чем через 10-12 часов и не позднее 24 часов с того момента, как была получена информация) ребёнок повторит материал ещё раз (перечитает в учебнике), он останется в памяти если не на всю жизнь, то на очень долго.

В этом и заключается метод «золотых суток» для хорошей успеваемости; эффективность школьной работы повысится, если ученик научится применять эти правила при самостоятельной работе и с учебниками.

Метод «волшебного карандаша»

Прежде чем начать штурмовать учебник, предложите ребёнку вооружиться обычным карандашом; с его помощью он в процессе чтения (в учебнике) будет делать различные пометки. Предпочтительнее использовать карандаш, но не ручку, поскольку им будет проще вносить исправления, если что-то будет сделано неправильно.

1) Чтобы повысить результативность работы с учебником, отмечайте, выделяйте, подчёркивайте в тексте следующие данные:

  • — термин, определение, понятие;
  • — особенности, признаки, свойства, которые раскрывают суть важнейших понятий;
  • — примеры;
  • — выводы.

Не все создатели учебника выделяют главное, поэтому ученик с помощью «волшебного карандаша» должен будет проделать эту работу. Он сможет значительно облегчить себе участь в процессе поиска важной информации, если при работе с текстом будет применять различные виды подчёркивания (пунктир, волна, точка и тире, сплошная линия).

2) На страницах, за полями оставляйте обозначения, расшифровывающие то, что было ранее помечено в тексте. Для этого можно разработать специальные значки или использовать сокращения, целые слова, буквы, геометрические фигуры, символы и знаки. Например, «определение» — обозначить как «Оп», «О» или геометрической фигурой – «круг».

Можно обратиться к методическому приёму – «Инсерт», и познакомить ребёнка с рядом маркировочных знаков (их он будет ставить карандашом по мере чтения у отдельных абзацев, предложений и слов в тексте). Подобный приём учите ребёнка при работе с текстом критически осмысливать новые знания, искать связи с уже изученной информацией.

Пометки могут быть следующие:

  • «Вопросительный знак» (?) – подобным знаком отмечается то, что ребёнок не до конца уяснил (непонятные слова, факты, «крылатые выражения»); в качестве напоминания о необходимости поиска дополнительных сведений для разъяснения.
  • «Минус» (-) – эта пометка будет указывать на то, что ученик обнаружил в тексте информацию, противоречащую имеющимся у него представлениям, о чём он думал иначе.
  • «Плюс» (+) – так будет обозначаться новая информация, ставшая известной ребёнку из прочитанного.
  • «Галочка» (V) – подобный знак будет указывать на то, что информация уже знакома ученику.

3) Чтение и пересказывание текста из учебника полезно сочетать с составлением чертежей, диаграмм, таблиц, схем. Подобная систематизация текстового материала помогает успешному усвоению и запоминанию. Особенно актуальны подобные методы при изучении:

  • — истории,
  • — иностранного языка,
  • — географии,
  • — химии.

Некоторые ребята могут возразить: «К чему подобные старания?» Всё просто, такие пометки будут переводить взгляд только на самое главное, значимое. Учащийся сможет открыть свой учебник через месяц, полгода или год, и всегда без труда выудить из текста самую суть, и затратить на восстановление в памяти самой важной информации не более трёх минут.

Кроме того, метод «волшебного карандаша» помогает детям:

  • — лучше ориентироваться в источниках информации (главным образом в учебниках);
  • — анализировать информацию, подразделять её на «главную» и «второстепенную»;
  • — размышлять, делая выводы и обобщая знания;
  • — мотивированно, заинтересованно изучать материал за счёт активизации поисковой деятельности, носящей творческий характер.

Оставьте свой комментарий: