Пять основных потребностей ребенка

Воспитание — сложный, творческий и ежедневный труд. У каждого ребенка свой набор способностей, возможностей, желаний и потребностей. Существует много разных подходов к воспитанию детей, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим одну из систем, основанную на определении и реализации основных потребностей ребенка. К ним относят потребность ощущать собственную значимость, потребность в принятии, потребность в уважении, потребность чувствовать связь с другими людьми и потребность в безопасности.

Содержание статьи:

  1. Потребность чувствовать собственную значимость
  2. Потребность в принятии
  3. Потребность в уважении
  4. Потребность чувствовать связь с другими людьми
  5. Потребность в безопасности

Пять основных потребностей ребенка-2

Потребность чувствовать собственную значимость

Самое яркое первое проявление этой потребности мы можем наблюдать во время кризиса 3 лет, когда ребенок стремится проявить свое «Я». Громкое «Я сам!» и «Я это сделаю!» как раз и являются сигналом для родителей, что пора обратить внимание на эту потребность.

Когда эта потребность не реализована, дети становятся агрессивными или апатичными. Пытаясь привлечь внимание и доказать собственную значимость, они начинают вести себя вызывающе, грубить, демонстративно нарушать запреты, могут связаться с дурной компанией. Другая крайность, когда ребенок перестает чем-либо интересоваться, к чему-либо стремиться, становится зависимым от чужого мнения и оценки.

В процессе воспитания родителям стоит помнить о правиле «золотой середины», ибо и чрезмерная опека, и излишняя снисходительность одинаково опасны. Лишенные возможности исследовать мир и собственные возможности при гиперопеке, дети вырастают неуверенными в собственных силах, сомневающимися и ищущими постоянной поддержки и оценки своих действий. Однако полное отсутствие контроля и четких границ дозволенного может привести к появлению неоправданных ожиданий от окружающего мира, детям начинает казаться, что все желаемое легко доступно и обязательно должно быть исполнено немедленно, неготовность слышать «нет» формирует конфликтность и неумение договариваться, сотрудничать. Кроме того, когда ребенку ничего не запрещают и удовлетворяют любой каприз, ему кажется, что он никому на самом деле не нужен.

Родителям, которые хотят адекватно реализовать эту потребность, стоит научиться слушать ребенка и обсуждать с ним темы, доступные его пониманию, разъяснять и аргументировать свою позицию. Доверяя и разделяя с ребенком домашние обязанности, взрослые также помогают ему почувствовать уверенность в собственных силах.

Потребность в принятии

Для ребенка важно, чтобы его принимали таким, какой он есть, со всеми достоинствами, недостатками, достижениями и неудачами. Важно помнить, что у ребенка есть право на собственные мысли, принципы, взгляды и переживания. И для детей очень важно, чтобы значимые для них взрослые уважали и принимали это право.

Приняв как аксиому, что испытывать эмоции как позитивные, так и негативные – это нормально, взрослым станет легче общаться с детьми и понимать их. Это не значит, что надо любое решение, мнение или переживание своего чада одобрять, но, принимая его право быть личностью, взрослый занимает позицию, с которой можно вести диалог, обсуждение.

Детям свои эмоции контролировать сложнее, чем взрослым, и эти переживания для них очень важны, независимо от значимости повода. Проявление уважения и внимания к этим состояниям помогает и самому ребенку принять и отпустить их без смущения или стыда.

Часто родители реагируют на просьбы детей поспешно эмоционально, руководимые своими страхами и опасениями, отказываются выслушать или обсудить ситуацию. Такие инциденты при частом повторении отталкивают ребенка, заставляют его закрыться от взрослых или начать обманывать, скрывать свои истинные переживания, мысли и желания. Скрытые и подавленные переживания со временем находят выход в непредсказуемых вспышках агрессии или апатии.

Родители должны не только сами научиться уважать и принимать чувства и мысли ребенка, но и научить его с уважением принимать переживания и позицию других людей. Когда ребенок чувствует себя принятым взрослыми, уровень его сопротивления ниже, и ему проще увидеть позицию взрослого, адекватно оценить аргументы родителей и согласиться с запретами и ограничениями.

Потребность в уважении

Умение уважать других людей — это признак хорошего воспитания. Но, к сожалению, взрослые часто забывают, что дети тоже люди и достойны уважения и внимания ничуть не меньше. Уважение проявляется в отношении: когда мы ценим чужое время, обращаемся вежливо и уважительно, не обманываем, не пренебрегаем.

Следуя нескольким правилам в общении с детьми, родители смогут добиваться от них большего взаимного уважения и согласия.

  1. Вежливое обращение с ребенком — это не всегда просто, но вполне выполнимо, а, главное, эффективно. Грубое обращение или игнорирование вызывает законные негативные переживания ребенка, такие как гнев, обида, грусть, разочарование или апатия.
  2. Старайтесь быть с детьми честными. Очень сложное правило, так как оно требует от родителя честности перед собой. Но стремиться к этому стоит. Дети верят взрослым, и не стоит демонстрировать неуважение, обманывая их доверие. Считая детей несмышлеными, взрослые не изобретают сложностей и обманывают «по-детски» просто, тем самым обучая детей, как надо это делать, демонстрируя на деле, что обман — это нормально. В дальнейшем наказание за ложь вызывает у детей недоумение, и они учатся более изощренно лгать, но не быть честными.
  3. Отказ от унижений в словесной форме. Эффект от подобного общения есть, но он исключительно негативен. Грубая, оскорбительная критика вызывает такое же по силе сопротивление и желание защититься, но не исправиться. Взрослые часто считают, что таким образом мотивируют своих детей доказать обратное, но в реальности даже взрослые далеко не всегда мотивируются. Намного более эффективно дать критическую оценку конкретному факту, действию, но в корректной, уважительной форме. Критика сама по себе вызывает негативные переживания, не стоит усугублять их прямым оскорблением личности.
  4. Искреннее внимание к тому, что важно для сына или дочки. Когда ребенок делится со взрослым своими мыслями или рассказывает новости дня, он рассчитывает на внимание и понимание. Ему хочется живого общения. Малыш – не радио, чтобы быть фоном для важных дел родителя. Не перебивайте, не игнорируйте, слушайте и отвечайте, когда вынуждены отвлечься, извинитесь и обязательно вернитесь к нему.

Выполнение этих правил важно, если родители хотят вырастить уверенного в себе, уважающего себя и окружающих ребенка.

Потребность чувствовать связь с другими людьми

Человек – существо социальное. Потребность в обществе у него врожденная. Семья – это первый и безопасный социум, где ребенок может обучаться, развиваться и просто получать эмоциональное тепло. Совместное времяпрепровождение полезно и необходимо для всей семьи, но для ребенка особенно.

Какие мероприятия могут быть полезны и интересны сыну или дочери? Как вариант можно предложить посещение работы родителей. Экскурсия в офис, знакомство с коллегами родителей, рассказ о важных проектах, задачах, интересных решениях, трудностях и достижениях помогут ребенку расширить и конкретизировать свои представления о том, чем занимается мама или папа, когда утром уходит на работу.

Участие в «семейном совете» также усиливает включенность детей в семейные дела и повышает его самооценку и ответственность. Конечно, окончательное решение принимают взрослые, но присутствие при обсуждении учит ребенка рассуждать, взвешивать обстоятельства и делать выводы (в соответствии с уровнем развития и опыта), принимать решения, нести ответственность. Приобщение к выполнению посильных поручений, домашних дел также помогает детям обрести уверенность в себе и своих силах, почувствовать собственную значимость.

Однако во всем нужна мера. Не стоит малыша перегружать «взрослыми» разговорами и проблемами, которые он не готов и не может воспринимать в силу незрелости и неопытности. Другой важный момент — это время, которое выбирается для общения. Сын или дочь могут быть не расположены к общению в конкретный момент времени, не стоит настаивать или упрекать их за это, лучше отложить разговор на некоторое время, скорее всего, ребенок сам вернется к нему.

Потребность в безопасности

Это также одна из базовых потребностей живого организма. В контексте воспитания имеется в виду безопасность физической среды обитания, эмоциональный комфорт и возможность исследования и обучения. Главная задача родителей — создать условия для безопасного изучения, развития и экспериментирования.

Здесь очень важен баланс между свободой и контролем со стороны родителей. Отсутствие ограничений порождает тревогу, ведь у ребенка недостаточно знаний о мире, он не может отличить опасное от безопасного. У него может формироваться либо излишняя самоуверенность до безрассудства, либо чрезмерная осторожность до полного бездействия. В то же время излишний контроль и ограничение любой исследовательской активности также дает обратный эффект. Не имея опыта взаимодействия с окружающим миром и решения затруднений, у детей формируются повышенная тревожность, стремление избегать любых незнакомых ситуаций, людей, событий, неумение принимать решения, а принятое доводить до конца.

Безопасность для ребенка – это быть в окружении любимых и любящих близких. Родители – образец отношений для детей. Если между мамой и папой царит гармония, понимание и уважение, малыш учится именно этому и чувствует себя в безопасности. Когда между родителями отношения не ладятся, то и ребенок начинает тревожиться. Сохранить чувство безопасности сложно, но возможно. Взрослые должны помочь ему отделить отношения между родителями от отношения каждого из них к малышу.

Как и в каком количестве вводить ограничения? Каким должно быть наказание за нарушение? Ограничения должны быть адекватны и постоянны, не зависеть от настроения или усталости родителя. Их отмена или изменения должны быть обоснованы и донесены до ребенка в четкой форме. Сын или дочь должны знать, что всегда могут обсудить необходимость или возможность отмены запрета, но должны и понимать, это не означает, что он будет отменен. Наказание также должно быть однозначным, адекватным и неотвратимым. Лучше всего систему наказаний обсудить с ребенком заранее, это обеспечит адекватность и неотвратимость.

Воспитание ребенка — живой и интересный, а также сложный и не всегда предсказуемый процесс.


Оставьте свой комментарий: