Архетипы — прообразы базисных особенностей личности.
Термин восходит к представлениям о прототипе строения, лежащем в основе реально существующих форм организмов (прарастение, праязык, праживотное).
Понятие архетипа может быть распространено на морфологию (конституцию), поведение, сознание и так далее.
Культуральные прототипы связаны с поискам истоков данного этноса и культуры.
Психодиагностические единицы, например типологии личности, также являются архетипами.
Согласно аналитической психологии существуют три основных составных части индивидуальной личности, которые встречаются в сновидениях как отдельные фигуры, — иногда они похожи на знакомых людей, иногда выступают как воображаемые характеры или символические олицетворения.
Чаще они воспринимаются как нечто значимое и существенное с чертами загадочности.
В фантазиях и сновидениях эти образы нередко бывают осевыми и посещают нас на протяжении многих лет.
Они определяют принятие или аверсию (отвержение) нами других людей и себя.
На архетипы указывают отдельные сюжеты, число которых ограничено (до шестнадцати), и множество вариаций.
Такие сюжеты относятся к мифологемам.
Предполагается что, каждая мифологема связана с определённой стилистикой поведения — бихевиоремой, которая выступает как интуитивное стремление к конкретной стихии, цвету, интересам, внешнему образу.
Каждый, даже искусственно созданный, имидж сводится к архетипу.
Негативная сторона личности получила название его тени, она является олицетворением недостатков и слабостей.
Теневые стороны можно обнаружить в оно (деструктивные желания), эго (неверное отношение к себе и окружающим) и сверх я (негативная мораль).
Анима, или, когда речь идёт о женщине, анимус, являются воплощением противоположного пола в бессознательном: у мужчин это всё женское и эмоциональное; у женщины — её мужские атрибуты.
Самость — высший потенциал, который индивид способен достигнуть и который может общаться с ним через сновидения.
Таким образом, самость — неопределённая фигура, потенциальное становление чего-либо в будущем.
Противоположности могут быть интегрированы в личности, и благодаря этому человек может стать целостной, многосторонней реальной самостью.
Несмотря на неоднозначный характер компонентов сознания, утрата любого из них, в том числе тени, приводит к глубоко деструктивным переживаниям.
Неспособность осознания тени выражается как игнорирование собственной негативности и неверный прогноз собственных поступков, а также поведения других людей.
Так как основным качеством внутреннего психического состояния является энергия, каждое из сновидений представляет различные точки её приложения и указывает на степень выраженности данной энергии.
Фактически — это энергия инстинктов, обусловленная конечным числом гормонов, которое может синтезировать наш организм.
При подходе к архетипам важно рассматривать сюжет сна от начала до конца, при этом каждый архетип будет имеет собственную территорию, без вторжения на территории других.
Постоянный конфликт вдоль этих границ укрепляет характер, а все части (анимус, анима, тень), первоначально дифференцированные в онтогенезе, в конце концов интегрируются в целостную личность, ядром которой является самость.
Воплощением такой самости является стилистика завершённого, кристаллизованного сюжета фантазии или сновидения.
В этих случаях обычно личная мифологема соответствует по своей окраске культуральной.
Тогда возникает ощущение понимания и принятия мира.
Мысли, сомнения, эгоцентризм, эгоизм в большей степени относятся к эго-эгоцентризму — неистинной самости, поскольку истинная самость интегрирует личность в целом и носит социальное звучание.