Инфекционные болезни

Непсихотические нарушения при и после инфекционной болезни

Эта статья является продолжением цикла о психических расстройствах, вызванных инфекционными заболеваниями, и затрагивает период самой болезни и постинфекционное время. Изложенный материал является логичным продолжением первой статьи и раскрывает частную симптоматику этих периодов. Перед ознакомлением с ним рекомендуем вначале прочесть вводную статью.

Содержание статьи:

  1. Инфекционная астения
  2. Инфекционная астения у детей
  3. Психопатоподобный синдром
  4. Выводы

Инфекционные болезни

Инфекционная астения

Именно этот симптомокомплекс является наиболее встречающимся в клинике инфекций. Основой клинической картины становится неврастеническая (основная статья – неврастенический невроз) составляющая:

  • -повышение раздражительности;
  • -вспыльчивость;
  • -субъективное бессилие больного;
  • -нарушения сна (засыпание, пробуждение);
  • -кошмарные сновидения;
  • -снижение внимания;
  • -упадок творческих способностей (неумение решать жизненные задачи).

Такие больные становятся плаксивыми, очень легко утомляются, их внимание быстро истощается и ослабевает. На физиологическом уровне жалобы проявляются в виде головных болей, тяжести в теле, высокой потливости, выглядят такие больные очень вялыми, физическая активность сводится к минимуму необходимых функций. Может проявляться субдепрессивное и тоскливое настроение.

Первые знаки этого состояния могут проявляться уже на инициальной (стадии закрепления) инфекции в организме больного.

По выздоровлению у больных также может сохраняться состояние так называемой постинфекционной астении: больные также слабы, но уже более активны. Такое состояние может длиться от нескольких дней до двух месяцев.

Инфекционная астения у детей

Во время болезни инфекционная астения у детей скрывается под маской высокой двигательной активности и гипервозбудимости, перепадов настроения и общего беспокойства. Лишь при тяжелых инфекционных поражениях дети становятся вялы и неусидчивы, не обращают внимания на происходящее, не стремятся к движению и постоянно молчат.

Из-за повышенной утомляемости в период болезни, после выхода на выздоровление у таких детей может сохраняться:

  • -закономерное снижение успеваемости в школе;
  • -утрата интереса к массовым играм и шумным развлечениям;
  • -капризность;
  • -плаксивость;
  • -молчаливость;
  • -социальная замкнутость – необщительность со сверстниками;
  • -инертность.

Психопатоподобный синдром

Здесь в поведении ребёнка на первое место выходят следующие проявления нарушений:

  • -аффективная возбудимость;
  • -гневливость;
  • склонность к проявлению агрессии на неудовлетворение;
  • -асоциальность поведения (у подростов – выражено);
  • -расторможенность «базовых» потребностей, в особенности сексуального влечения (опять же у подростков выражено).

Этот синдром является наиболее частым следствием поражения инфекцией центральной нервной системы.

Вместе с прогрессирующей инфекцией всё сильнее становятся заметны различия между «ребёнком до» и «ребёнком теперь». Такой ребёнок становится всё грубее и грубее, чрезмерно возбудимым, с лёгкостью переводит конфликты в драку, ломает свои игрушки, может целенаправленно избивать сверстников и младших детей, не боится бросаться с кулаками на старших. Даже в обыденных процедурах такой ребёнок может проявлять агрессивные тенденции: во время еды он может скидывать всё со стола, переворачивать блюда и тому подобные действия. При этом ни наказания, ни уговоры не дают никакого результата.

В ответ на требования старших прекратить что-либо, такие дети либо не замечают замечаний, либо принципиально делают всё наоборот. У дошкольников могут проявляться примитивные истероидные реакции (неуёмный плач). У подростков эти реакции феноменологически ближе стоят к истинной истерии, однако не являются таковой.

Примерами из практики могут послужить следующие «классические» инфекционные подростковые реакции:

  • -патологическое фантазирование и сюжетные истории, нарочито выдуманные подростком;
  • -комплекс сверхполноценности – идеи величия и переоценка себя;
  • суицидальные угрозы и демонстративные попытки;

Последние, к слову, рассчитаны на зрителей и используются как способ достижения какой-либо собственной цели. Проще говоря – это манипулятивное поведение. Даже в стационаре такие дети могут специально пытаться повредить себя чем-либо, чтобы обратить особое внимание на себя и оказаться в центре всех забот медицинских работников.

Как правило, таких пациентов переводят в психиатрические отделения, продолжая при этом лечение основного заболевания. Обратим внимание, что если во время болезни позволить таким изменённым чертам личности закрепиться в сознании больного как способа достижения целей, то это может привести к формированию истеричной личности.

Выводы

Как мы видим, основные нарушения этих стадий касаются характера и общей физической компоненты, однако при этом все высшие психические функции остаются сохранны. Мышление, речь, внимание, память остаются сохранными, не искажаются, однако могут ослабевать. Эти симптомы касаются общих инфекций, которые мы рассмотрим в специальной статье, а на этом мы закончим рассмотрение вопроса пограничных нарушений при инфекционных заболеваниях.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте http://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.
Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Оставьте свой комментарий: