Как выбрать профессию

Инструкция по применению. Как выбрать профессию выпускнику школы

Выбор профессионального пути – поистине важное и серьёзное событие в жизни любого школьника. С одной стороны эта возможность принятия самостоятельного решения вызывает у выпускника массу положительных эмоций, ведь в подобной ситуации он может примерить на себя роль взрослого, рассудительного человека.

Но с другой стороны перед старшеклассником возникает дилемма: «остановиться на этом варианте или на том», что мешает сделать выбор: действо может постоянно откладываться, затягиваться, и в итоге превратиться в настоящее мучение. Кроме того учащихся зачастую пугает отсутствие каких-либо гарантий, что их будущая карьера станет успешной.

Подобное положение дел, долгое и тщательное обдумывание приводит к тому, что ребята оказываются в состоянии постоянного стресса и внутреннего напряжения, а по мере приближения «дня Икс» (когда придётся озвучить своё окончательное решение), уровень душевной тревоги увеличивается.

Как показывают результаты социологических опросов, только каждый четвёртый старшеклассник на момент окончания школы уже определился с выбором профессии, и более 30% российских учащихся не находят работу в первый год после выпуска.

Чтобы выпускники могли сделать правильный выбор в пользу определённой профессии, что называется с наименьшими потерями для себя, приведём некоторые рекомендации.

Как выбрать профессию

  • — Ребята старшеклассники должны понимать, что за своё решение они несут личную ответственность.

Можно выслушать рекомендации родителей, друзей, учесть их мнения при принятии решения, но при этом они вправе пойти по собственному пути, как бы родители не настаивали на своём мнении. Иными словами, за будущим студентом всегда останется «последнее слово», однако оно должно быть аргументированным, четким, сформулированным в результате продолжительного анализа, но не основанным исключительно на рекомендациях людей из близкого окружения.

Предпочтительно, чтобы окончательное решение выстраивалось на личном мнении, индивидуальных стремлениях, оценке собственных возможностей и способностей. Если единственным доводом в «защитной речи» потенциального абитуриента в пользу той или иной будущей специальности выступает мнение родителей («мама хочет, чтобы я поступил именно в это учебное заведение»), значит, он решил не утруждать себя длительными раздумьями и просто переложил весь груз ответственности за собственную судьбу на чужие плечи.

А между тем в ситуации провала «камни полетят» именно в того человека, чьё пожелание было исполнено. Однако винить следует в этом случае только себя, поскольку была предоставлена возможность выбора, но ей попросту не воспользовались.

Если же трудности всё-таки возникли, и вы оказались в замешательстве, то неплохо было бы обратиться к взрослым (родителям, учителям): они смогут взглянуть на ситуацию более разумно, развеять страхи и сомнения, обсудить с вами непонятные моменты, дать полную информацию о профессии и поделиться собственным опытом.

  • — Следует пропустить через «фильтр» все рассматриваемые профессии, которые интересны, выявить их достоинства и оборотную сторону, отбросив всё то, что кажется второстепенным.

Свои размышления можно представить в схематичном виде. На одном листе бумаги достаточно начертить таблицу и вписать в первую колонку все свои ожидания относительно будущей работы (их количество не ограничено): быстрое продвижение по карьерной лестнице, возможность общаться с людьми, высокий доход, комфорт и спокойная обстановка на рабочем месте, удобное время и гибкий график работы, частые и длительные командировки, возможность творческой реализации и так далее.

На втором листе расписать, с какими преимуществами и недостатками предстоит столкнуться в будущем, после окончания учёбы и непосредственно во время трудовой деятельности в рамках выбранной профессии.

К примеру, работая риелтором, можно рассчитывать на достойную зарплату, но при этом эта специальность сопряжена с частыми разъездами. А профессия «менеджер по продажам» предполагает не такую высокую зарплату, но это компенсируется возможностью находиться в течение рабочего дня в одном помещении. Несомненно на составление подобных списков уйдёт немало времени, однако это того стоит.

После проработки своих потенциальных специальностей следует вернуться к первой таблице и перейти к анализу своих истинных карьерных предпочтений.

К каждому ожиданию от профессии задайте один вопрос: «А насколько это значимо для меня в сравнении с другими предпочтениями?»: например, «Я бы хотел получать высокую зарплату, а возможность творческой реализации для меня не столь важна» (таким образом, напротив колонки «высокая зарплата» следует поставить «единицу», а рядом с колонкой «творческая реализация» – «ноль»).

Аналогичным образом необходимо проработать каждое карьерное предпочтение, заполнив всю таблицу, обязательно обратив внимание на те, которые набрали больше баллов – так называемые «идеальные ориентиры», именно они и помогут выбрать дальнейший профессиональный путь; их нельзя игнорировать, дабы быть в будущем быть полностью удовлетворённым своей работой.

Далее вновь вернитесь ко второму листочку с описаниями потенциальных профессий и сравните, какая из них в большей степени соответствует карьерным ожиданиям, набравшим максимальное количество баллов.

Работа с подобным мысленным «фильтром» позволяет выявить наиболее значимые предпочтения, которые и будут в первую очередь учитываться при выборе будущей специальности, и, следовательно, при поступлении в соответствующее учебное заведение профессионального образования. Взвесив все «за» и «против», вы не поддадитесь минутному порыву, но подойдёте к решению вопроса основательно, со всей ответственностью.

  • — Не жалейте времени на самоанализ, он необходим в ситуации, требующей серьёзного подхода, и помогает рассмотреть возможные «версии» самого себя в разных обстоятельствах, социальных ролях, профессиях.

К примеру, сомневающемуся в своём выборе выпускнику можно представить себя в образе успешного юриста или руководителя, а можно вообразить себя специалистом иной сферы деятельности, которая раньше даже не попадала в поле зрения.

Попытки примерить на себя множество профессий дадут свои результаты: будет легче определиться с той единственной, в которой больше всего шансов добиться успехов. Как утверждают психологи, люди выбирая тот или иной путь в специальность, представляя себя в роли профессионала, часто начинают действовать в соответствующей сфере, ведь в процессе ознакомления потенциальной карьерой изучается множество источников, перерабатывается большое количество информации, берётся во внимание статистика, таким образом, происходи знакомство и частичное погружение в эту деятельность.

  • — Важно уметь правильно оценивать собственные возможности, личностные качества, склонности к рутинной или активной работе, способности, состояние здоровья, обнаруживать новые умения, стремление развить которые также влияет на выбор профессионального пути.

К примеру, вряд ли из вчерашнего школьника получится хороший адвокат, даже с дипломом престижного университета, если у него ещё с самого детства страх перед публичными выступлениями. Поэтому лучше найти такую сферу деятельности, где способности и природные задатки смогли бы реализоваться в полной мере. Ни для кого не секрет, что получать удовольствие от работы можно, но только если делать то, что любишь и умеешь лучше всего.

  • — Определяясь со своим будущим, важно реально оценивать действительность: предугадывать, к чему может привести решение пойти определённым путем, сколько усилий придётся затратить на карьерный рост, от чего отказаться.

Поэтому окончательному выбору должно предшествовать примерное планирование дальнейшего развития событий. В столь ответственный момент лучше воздержаться от попыток одновременного принятия решений в нескольких сферах жизни: выведите на первый план задачу по своему профессиональному самоопределению, но отложите на некоторое время проблемы в личной и семейной жизни. Стремление решить всё и сразу чревато поспешными и необдуманными действиями, которые в результате приведут к разочарованию.

  • — Предпочтительно сузить круг выбираемых специальностей до нескольких, это существенно упростит задачу.

Многообразие предлагаемых специальностей с одной стороны позволяет из великого множества выбрать именно то, что по душе и по способностям, однако с другой — обрекает многих выпускников «перебегать» от одного факультета к другому. Кроме того, ребята, которым нравились сразу несколько специальностей признавались, что они начинали идеализировать каждую из них, вследствие чего задача становилась невыполнимой.

  • — Не лишним будет поискать в кругу знакомых человека, который трудится в выбранной вами сфере деятельности, и расспросить у него поподробнее обо всех нюансах, плюсах и минусах профессии, рутинный моментах на рабочем месте, познакомиться с историями профессионального успеха.

Тем самым вы расширите свои поверхностные (а быть может и ошибочные) представления о профессии, а если повезёт (и вас пригласят непосредственно в организацию), то и посмотрите на «работу мечты» со стороны, прочувствуете все тонкости этой деятельности, зададите вопросы напрямую людям, которые там трудятся.

Информированность в этом вопросе особенно важна, поэтому не стоит забывать и про интернет-ресурсы (вам в помощь сайты центров занятости, объявления по поиску работы): в них можно получить свежие данные не о «престижности» (это второстепенно!), но о востребованности интересующей специальности, о перспективах молодого специалиста в данной сфере.

Эти меры помогут оценить:

  1. требования, которые предъявляются к соискателям,
  2. денежное вознаграждение за труд,
  3. популярность профессии (останется ли она на пике спроса через несколько лет, когда молодые люди завершат обучение в ВУЗе).

Тесты на профориентацию, которые также можно пройти в он-лайн режиме, помогут определиться с выбором направления, а чтобы лучше понять его результаты, уместно обратиться за «расшифровкой» к школьному психологу.

  • — Необходимо учитывать состояние собственного здоровья: не будет ли оно препятствовать работе по специальности, нет ли каких ограничений.

Так молодым людям, у которых часто возникают аллергические реакции на внешние факторы среды, лучше избегать работы с химикатами, а гипертоникам рекомендовано остановить свой выбор на работе, исключающей дальние и продолжительные командировки. А если не учесть условия, в которых предполагается трудиться, то в будущем не избежать стресса.

  • — Пожалуй, главное правило будет звучать так: столкнувшись с трудностями при выборе нельзя тянуть до последнего, оправдывать своё промедление надеждой на то, что в ответственный момент быстро сможете принять верное решения.

Это маловероятно, а если выбор и будет сделан в пользу конкретного факультета, велика вероятность, что впоследствии возникнут сомнения в правильности выбора. Вместе с тем стоит заметить, что нельзя настраивать себя на то, что выбор профессии здесь и сейчас является окончательным и на всю жизнь; он всего лишь окажет влияние на определённый этап.

Не исключено, что наступит момент, когда вновь станет актуальным вопрос профессионального ориентирования. Поэтому, при отсутствии твёрдой уверенности в своём выборе, не нагнетайте обстановку, но уверьтесь в том, что решение в любой момент можно будет скорректировать.

автор статьи Гуляева Анастасия Алексеевна, педагог-филолог, журналист

Оставьте свой комментарий:







РАБОТА И УЧЕБА