Адаптация первоклассника: как помочь ребёнку начать обучение

Безусловно, начало обучения ребёнка в первом классе становится знаковым событием для всей семьи. Это грандиозные перемены в жизни самого малыша. Перед ним единовременно возникает целый ряд новых задач (успешное обучение, налаживание отношений со сверстниками, учителем и так далее), как помочь ему справиться с этим?

Начало обучения в школе – волнительный момент для всей семьи. Он предвещает кардинальные перемены, особенно для ребёнка. Его ждут новые знакомства, впечатления, трудности и свершения. Ему предстоит привыкнуть и приспособиться к непривычным условиям и требованиям.

Адаптация первоклассника к школе может затянуться от нескольких недель до полугода. Успешность этого процесса определяется такими факторами, как:

  1. степень подготовленности малыша (психологическая, интеллектуальная, физическая, социальная);
  2. специфика учебного заведения;
  3. индивидуальные особенности самого первоклашки;
  4. характер его взаимодействия с другими людьми;
  5. наличие или отсутствие поддержки со сторон близких.

Содержание статьи:

  1. Что свидетельствует о том, что процесс адаптации протекает благополучно?
  2. Признаки дезадаптации
  3. Чего не стоит делать?
  4. Рекомендации взрослым

Адаптация первоклассника: как помочь ребёнку начать обучение

Что свидетельствует о том, что процесс адаптации протекает благополучно?

  1. Ребёнок увлечён обучением. Его привлекает школа, он не страдает от страхов и неуверенности.
  2. Успешное освоение школьной программы. Успехи и достижения при выполнении учебных заданий, безусловно, являются прекрасным показателем того, что ваш ребёнок освоился в новых условиях. Однако нередко первоклассник сталкивается с различными трудностями и непониманием. Нужно проявить терпимость и постараться ему помочь в разрешении возникших сложностей. Не ругайте его, если что-то получается не сразу.
  3. Готовность ребёнка самостоятельно выполнять полученное задание. Хорошо, когда малыш прибегает к помощи взрослых лишь после того как попробовал всё сделать сам хотя бы несколько раз. Нередко родители настолько сильно вовлекаются в процесс приготовления домашних уроков, что практически всё делают за него. Кроме того, если взрослые принимают активное участие, то постепенно первоклассник к этому привыкнет. У него пропадёт желание решать задания в одиночку. Следовательно, сразу стоит, обозначить грань, когда вы готовы помогать, а когда нет.
  4. У малыша появились новые друзья, то есть он сумел выстроить дружеские отношения с кем-либо из ребят в классе. Он положительно отзывается о своих одноклассниках и учителе.

Признаки дезадаптации

Малыш выглядит уставшим. У него нарушается сон. Он жалуется, что педагог предъявляет к нему завышенные требования или относится предвзято. Он чувствует своё отставание в усвоении школьной программы. У ребёнка исчезает желание ходить в школу, и она воспринимается им как наказание.

Внешние проявления наличия затруднений в приспособлении к школе типичны. Это выражается в раздражительности, плаксивости, обиде и усталости ребёнка. Однако дают о себе знать они по различным причинам.

Чего не стоит делать?

  1. Нежелательно на первоначальном этапе записывать первоклассника на дополнительные кружки, секции, водить на внешкольные занятия. Стоит понимать, что на данный момент ребёнок и так перегружен новыми впечатлениями, требованиями, заданиями, знакомствами. Он пытается к ним привыкнуть и приспособиться, поэтому не стоит стараться приобщить его ещё и к изучению, скажем, иностранного языка.
  2. Кардинально менять к нему отношение. Не стоит ему говорить: «Теперь ты уже вполне большой, поэтому должен выполнять следующее…». Малышу требуется поддержка, любовь близких людей, а ещё время, чтобы приспособиться к непривычному образу своей жизни.
  3. Ругать и сильно расстраиваться, если у него получается всё не настолько прекрасно, как вы ожидали. Даже если вы этого стараетесь не показывать, он ощутит ваше огорчение. Ни один ребёнок не стремится разочаровать своих родителей. Увидев в их глазах сожаление, он может посчитать себя плохим и ни к чему не способным. Это лишь усложнит адаптационный период, а повторные ситуации неуспеха закрепят подобные мысли.

Рекомендации взрослым

  1. В первые месяцы его обучения поддерживайте его особенно сильно. Говорите ему приятные, теплые слова, хвалите. Это поможет ему поверить в себя. Он поймёт, что трудности, которые он испытывает временные и он с ними обязательно справится.
  2. Без критики. Ребёнок медленно читает или пишет? Помните, он только учится. Излишнее ваше стремление заставить его делать всё максимально хорошо и быстро может привести к тому, что у него возникнет отторжение к школе и самому процессу обучения. Стоит ли оно того?
  3. Учитывайте его индивидуальные особенности. Скажем, одному ребёнку и пять минут сложно провести за выполнением одного и того же задания. Он для этого слишком активен. Другой первоклассник будет достаточно длительно выполнять каждое задание, потому что он хочет во всём разобраться и у него собственный темп жизни.
  4. Не забывайте поощрять малыша. Пусть даже его достижения и не будут относиться к школе.
  5. Позволяйте ребёнку отдохнуть. После уроков малышу необходимо расслабиться, сменить вид деятельности. Ведь он уже устал спокойно сидеть и сосредоточенно учиться. Произвольность его поведения ещё не совершенна и это стоит принимать во внимание.
  6. Не проводите параллелей с другими детьми. Это может породить в его душе обиду, и он будет прав. Ведь он, не такой, как другие. Каждый человек уникален, поэтому сравнивать можно только с ним самим в различные этапы его жизни. Это будет стимулировать, ведь ему говорят, что именно он способен на большее.
  7. Не обесценивайте его переживания. Детские проблемы ничуть не отличаются от взрослых по своему масштабу. Ведь, ребёнок попадает в ситуацию, с которой ему сложно совладать при наличии имеющихся способностей и возможностей. Кроме того, кому, как ни вам он может пожаловаться о том, что у него что-то не получается. Скажем, у него может возникнуть недопонимание с учителем или сверстники относятся к нему не так, как он бы этого хотел. Это проблема, которая тяготит его и заставляет переживать. Взрослый является носителем большого жизненного опыта, а, значит, он может подсказать те пути решения затруднения, коих ребёнок не видит.

Постепенно маленькая буря в вашей семье, связанная с поступлением малыша в первый класс утихомирится. Ребёнок станет понимать, что действительно стал ещё немного взрослее и начнёт радоваться своей новой роли.

Родители должны быть и оставаться тем плечом, на которое он сможет опереться в случае возникновения сложностей. Он должен понимать, что домашние его всегда поймут и примут таким, какой он есть, тогда процесс привыкания будет протекать менее болезненно и волнительно.

Оставьте свой комментарий: