Астенический невроз и неврастения у детей: что это и как избежать заболевания?
Этим термином в отечественной психиатрии принято называть психогенное расстройство, ведущим синдром которого становится астения. Чтобы понять, что это такое, давайте определим сам термин «астения».
Астенией (бессилие) называют патологическое состояние психики и организма человека, сопровождающиеся постоянной усталостью, к которой могут присоединяться:
- — Нарушения сна
- — Снижение внимания
- — Колебания настроения
- — Субдепрессивный фон
- — Потеря самоконтроля
- — Непереносимость сильных раздражителей (яркий свет, громкий звук)
- — Взрывчатость
И это не весь список сопутствующих неврастении проблем. Стоит обратить внимание, что существование астенического невроза признается психологами и психиатрами не единогласно, о чем говорит отсутствие этого термина во многих зарубежных словарях.
Содержание статьи:
- Возникновение неврастении у детей
- Развитие астенической невропатии
- Распространенность астенической невропатии: группы риска
- Типология неврастении у детей
- Динамика и прогнозы заболевания
- Выводы
Возникновение неврастении у детей
Основная причина возникновения астенической неврастении у детей – это затяжные, в кой-то мере хронические, психотравмирующие ситуации. Самая встречаемая проблема на сегодня связана с семейными конфликтами, выраженными постоянными ссорами родителей, хроническим алкоголизмом, а также ситуацией развода.
Важным представляется и то, что неврастения у детей возникает на фоне не по возрасту предъявляемых требований к ребенку, жестких ограничений его поведения. К сожалению, сегодняшняя тенденция к акселерации развития порой приводит именно к серьезным нарушениям в поведении и психике ребенка. Излишнее рвение родителей превратить ребенка в «разностороннюю» личность способствуют и разрушению интереса к познанию, новизне, что определяет его будущее отвращение к любой учебной деятельности.
И необходимое звено, без чего неврастения у детей не развивается. Помимо внешних факторов обязательно наличие соматической ослабленности (хронические заболевания, перенесенные инфекции), именно на ее основе возникает патология.
Более того, вероятность формирования синдрома возрастает при наличии у ребенка каких-либо невропатических состояний (страхи, депрессии, навязчивости).
Развитие астенической невропатии
Неврастения у детей формируется при чрезмерной перегрузке интеллектуальной сферы. Этому способствуют несоответствующая возрасту ребенка нагрузка в профильных школах (например, с математическим уклоном), послешкольные кружки и занятия, загрузка ребенка домашней работой, которая отнимает все его время.
Опыт показывает, что подобная форсированность обучения способствует сильному истощению, но без наличия психотравмирующей компоненты истощение не переходит в астенический невроз. Это объясняется общей закономерностью возникновения неврозов: они оформляются на фоне внутренних конфликтов, связанных с несогласованием желаний и умений с реальной ситуацией.
Важно понимать, что даже если ребенок делает все с молчаливого согласия, это не означает, что он это принимает. Поэтому эмоциональный взрыв, возникающий на фоне учебы и занятий должен служить сигналом к резкому сокращению загруженности ребенка.
Распространенность астенической невропатии: группы риска
Поскольку астенический невроз у детей – следствие учебной занятости, то во всем цвете патология разворачивается с поступлением в учебное заведение и в подростковом возрасте. В младших возрастах возможны проявления астенической усталости, однако они выражаются на уровне физиологии и легко отмирают.
Каким образом неврастения у детей обнаруживает себя в первых классах? Развивается раздражительная слабость, проявление которой включают крайние формы аффективных действий. К активной стороне относят:
- — Гневливость и раздражительность
- — Взрывное поведение (как разрядка недовольства)
- — Несдержанность
В пассивную составляющую включают:
- — Быстрое истощение и отвлекаемость внимания (слушаю, но не слышу)
- — Агрессия практически сразу переходит в плач (так называемая, истощаемость аффекта)
- — Непереносимость любого напряжения
- — Состояние постоянного утомления и быстрая утомляемость
Опасность представляет то, что истощение переходит и на физиологический уровень, что становится причиной:
- — Обмороков, не связанных с патологией органов
- — Постоянных головных болей
- — Снижением аппетита при повышенной готовности возникновения рвотных позывов
- — Отсутствие фазы глубокого сна, бессонница и трудности засыпания
- — Гипергидроз (высокая потливость)
Опасность состоит в том, что астенический невроз вызывает подобные реакции на организменном уровне, а они могут закрепиться на уровне бессознательного в виде рефлекса. Чревато это тем, что в будущем, в любых стрессовых ситуациях эти реакции бесконтрольно возникают снова.
Типология неврастении у детей
Как мы уже заметили, на фоне патологии возникает состояние раздражительной слабости. Определяя, какая из двух компонент доминирует, в клинике неврастении принято выделять два типа нарушения:
- — Эксплозивный (астено-гипердинамический, преобладает активный компонент)
- — Собственно астенический (доминирует пассивный компонент)
В первом случае доминирует двигательное возбуждение, нарушения сна, раздражительность. Возникает в младших возрастах.
При втором типе возникает плаксивость, апатичность и вялость, скачки настроения и высокая истощаемость. Возникают и описанные соматовегетативные нарушения.
Динамика и прогнозы заболевания
К сожалению, неврастения у детей – это одно из тех расстройств, длительность которых измеряется годами. В отечественной клинике принято выделение двух типов развития заболевания.
Первый тип характеризуется затяжным началом – заболевание может оформляться дольше года – и заканчивается появлением тяжелого невротического состояния, где доминирует собственно астеническая симптоматика типа раздражительной слабости. Возникновению этого типа неврастении у детей предшествует так называемый период преневротического состояния (встречаемое в Интернете название: невротическая готовность).
Этот этап характеризуется вспышками резких невротических нарушений, которые трудно сопоставить с реальной травматической ситуацией. К таким проявлением относят:
- — Перепады настроения
- — Нарушенный сон
- — Сниженный или повышенный аппетит
- — Редкие страхи
Важно обратить внимание на то, что на этом этапе происходит заострение невротически значимых характеристик ребенка, вроде тревожности, возбудимости, тормозности и т.п. На этой «почве» к самой неврастении могут присоединяться другие невротические расстройства:
- — Депрессивные состояния
- — Страхи
- — Ипохондрическая тревожность
- — Эмоциональная неустойчивость
К сожалению, этот тип течения имеет неблагоприятные прогнозы и зачастую заканчивается переходом расстройства в личностную структуру, обуславливающую дальнейшее невротическое развитие ребенка, которое способно изменить лишь длительная психотерапия.
Второй тип отличается острым и быстро развивающимся течением заболевания, возникает в позднем дошкольном возрасте. Отличительной чертой эксплозивной неврастении является появление отдельных невротических реакций и редукция базовых навыков (самообслуживание, контроль дефекации и мочеиспускания). Верными сигналами развития неврастении служат:
- — Появление страхов (если раньше ребенок не был пугливым)
- — Снижение уровня речи до полного мутизма (бессловесность при развитой фразовой речи)
- — Энкопрез и энурез (при умении самостоятельно ходить в туалет)
- — Нарушения сна и бессонница
- — Возникновение тиков и навязчивых действий
Здесь ошибочно могут диагностироваться депрессивные расстройства, но подавленное настроение не играет главенствующей роли. Если не были предприняты активные меры по нахождению причин таких симптомов, то в рамках 3 лет проявления неврастении резко изменяются. Обратите внимание, что это как раз возраст первых двух классов, когда нагрузка резко возрастает.
Собственно на этом этапе и оформляется неврастения у детей, ее продолжительность ограничивается 5 годами, но не менее 2.5 лет.
Плюс этой формы неврастении в том, что со временем симптоматика угасает, и вероятность благоприятного исхода в разы больше.
Важно заметить, что затяжное течение неврастении требует специальной психологической экспертизы, чтобы исключить вялотекущую шизофрению с вкраплениями невротических симптомов.
Выводы
Тревоги и опасения, связанные с психотравмирующими факторами, можно выявить и в ходе обычной беседы, но поскольку одна из причин формирования патологии – неурядицы в семье, необходимо подключение третьей стороны. В случаях подавленных переживаний необходима экспертиза с применением проективных методов исследования для обнаружения проблемы.
Безусловно, выздоровление возможно при любом виде динамики заболевания, но остаточные явления сохраняются у исцелившихся на протяжении долгих лет (до 8 лет).
Поэтому считаем важным, что при возникновении первых симптомов, необходимо постараться проследить, что стало их причиной. А, не имея возможности самостоятельно купировать заболевание, не бойтесь обратиться к психологам.
автор: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва