Астенический невроз и неврастения у детей: что это и как избежать заболевания?

Этим термином в отечественной психиатрии принято называть психогенное расстройство, ведущим синдром которого становится астения. Чтобы понять, что это такое, давайте определим сам термин «астения».
Астенией (бессилие) называют патологическое состояние психики и организма человека, сопровождающиеся постоянной усталостью, к которой могут присоединяться:

  • — Нарушения сна
  • — Снижение внимания
  • — Колебания настроения
  • — Субдепрессивный фон
  • — Потеря самоконтроля
  • — Непереносимость сильных раздражителей (яркий свет, громкий звук)
  • — Взрывчатость

И это не весь список сопутствующих неврастении проблем. Стоит обратить внимание, что существование астенического невроза признается психологами и психиатрами не единогласно, о чем говорит отсутствие этого термина во многих зарубежных словарях.

Содержание статьи:

  1. Возникновение неврастении у детей
  2. Развитие астенической невропатии
  3. Распространенность астенической невропатии: группы риска
  4. Типология неврастении у детей
  5. Динамика и прогнозы заболевания
  6. Выводы

Астенический невроз и неврастения у детей: что это и как избежать заболевания?

Возникновение неврастении у детей

Основная причина возникновения астенической неврастении у детей – это затяжные, в кой-то мере хронические, психотравмирующие ситуации. Самая встречаемая проблема на сегодня связана с семейными конфликтами, выраженными постоянными ссорами родителей, хроническим алкоголизмом, а также ситуацией развода.

Важным представляется и то, что неврастения у детей возникает на фоне не по возрасту предъявляемых требований к ребенку, жестких ограничений его поведения. К сожалению, сегодняшняя тенденция к акселерации развития порой приводит именно к серьезным нарушениям в поведении и психике ребенка. Излишнее рвение родителей превратить ребенка в «разностороннюю» личность способствуют и разрушению интереса к познанию, новизне, что определяет его будущее отвращение к любой учебной деятельности.

И необходимое звено, без чего неврастения у детей не развивается. Помимо внешних факторов обязательно наличие соматической ослабленности (хронические заболевания, перенесенные инфекции), именно на ее основе возникает патология.

Более того, вероятность формирования синдрома возрастает при наличии у ребенка каких-либо невропатических состояний (страхи, депрессии, навязчивости).

Развитие астенической невропатии

Неврастения у детей формируется при чрезмерной перегрузке интеллектуальной сферы. Этому способствуют несоответствующая возрасту ребенка нагрузка в профильных школах (например, с математическим уклоном), послешкольные кружки и занятия, загрузка ребенка домашней работой, которая отнимает все его время.

Опыт показывает, что подобная форсированность обучения способствует сильному истощению, но без наличия психотравмирующей компоненты истощение не переходит в астенический невроз. Это объясняется общей закономерностью возникновения неврозов: они оформляются на фоне внутренних конфликтов, связанных с несогласованием желаний и умений с реальной ситуацией.

Важно понимать, что даже если ребенок делает все с молчаливого согласия, это не означает, что он это принимает. Поэтому эмоциональный взрыв, возникающий на фоне учебы и занятий должен служить сигналом к резкому сокращению загруженности ребенка.

Распространенность астенической невропатии: группы риска

Поскольку астенический невроз у детей – следствие учебной занятости, то во всем цвете патология разворачивается с поступлением в учебное заведение и в подростковом возрасте. В младших возрастах возможны проявления астенической усталости, однако они выражаются на уровне физиологии и легко отмирают.

Каким образом неврастения у детей обнаруживает себя в первых классах? Развивается раздражительная слабость, проявление которой включают крайние формы аффективных действий. К активной стороне относят:

  • — Гневливость и раздражительность
  • — Взрывное поведение (как разрядка недовольства)
  • — Несдержанность

В пассивную составляющую включают:

  • — Быстрое истощение и отвлекаемость внимания (слушаю, но не слышу)
  • — Агрессия практически сразу переходит в плач (так называемая, истощаемость аффекта)
  • — Непереносимость любого напряжения
  • — Состояние постоянного утомления и быстрая утомляемость

Опасность представляет то, что истощение переходит и на физиологический уровень, что становится причиной:

  • — Обмороков, не связанных с патологией органов
  • — Постоянных головных болей
  • — Снижением аппетита при повышенной готовности возникновения рвотных позывов
  • — Отсутствие фазы глубокого сна, бессонница и трудности засыпания
  • Гипергидроз (высокая потливость)

Опасность состоит в том, что астенический невроз вызывает подобные реакции на организменном уровне, а они могут закрепиться на уровне бессознательного в виде рефлекса. Чревато это тем, что в будущем, в любых стрессовых ситуациях эти реакции бесконтрольно возникают снова.

Типология неврастении у детей

Как мы уже заметили, на фоне патологии возникает состояние раздражительной слабости. Определяя, какая из двух компонент доминирует, в клинике неврастении принято выделять два типа нарушения:

  • — Эксплозивный (астено-гипердинамический, преобладает активный компонент)
  • — Собственно астенический (доминирует пассивный компонент)

В первом случае доминирует двигательное возбуждение, нарушения сна, раздражительность. Возникает в младших возрастах.
При втором типе возникает плаксивость, апатичность и вялость, скачки настроения и высокая истощаемость. Возникают и описанные соматовегетативные нарушения.

Динамика и прогнозы заболевания

К сожалению, неврастения у детей – это одно из тех расстройств, длительность которых измеряется годами. В отечественной клинике принято выделение двух типов развития заболевания.

Первый тип характеризуется затяжным началом – заболевание может оформляться дольше года – и заканчивается появлением тяжелого невротического состояния, где доминирует собственно астеническая симптоматика типа раздражительной слабости. Возникновению этого типа неврастении у детей предшествует так называемый период преневротического состояния (встречаемое в Интернете название: невротическая готовность).

Этот этап характеризуется вспышками резких невротических нарушений, которые трудно сопоставить с реальной травматической ситуацией. К таким проявлением относят:

  • — Перепады настроения
  • — Нарушенный сон
  • — Сниженный или повышенный аппетит
  • — Редкие страхи

Важно обратить внимание на то, что на этом этапе происходит заострение невротически значимых характеристик ребенка, вроде тревожности, возбудимости, тормозности и т.п. На этой «почве» к самой неврастении могут присоединяться другие невротические расстройства:

К сожалению, этот тип течения имеет неблагоприятные прогнозы и зачастую заканчивается переходом расстройства в личностную структуру, обуславливающую дальнейшее невротическое развитие ребенка, которое способно изменить лишь длительная психотерапия.

Второй тип отличается острым и быстро развивающимся течением заболевания, возникает в позднем дошкольном возрасте. Отличительной чертой эксплозивной неврастении является появление отдельных невротических реакций и редукция базовых навыков (самообслуживание, контроль дефекации и мочеиспускания). Верными сигналами развития неврастении служат:

  • Появление страхов (если раньше ребенок не был пугливым)
  • — Снижение уровня речи до полного мутизма (бессловесность при развитой фразовой речи)
  • — Энкопрез и энурез (при умении самостоятельно ходить в туалет)
  • — Нарушения сна и бессонница
  • — Возникновение тиков и навязчивых действий

Здесь ошибочно могут диагностироваться депрессивные расстройства, но подавленное настроение не играет главенствующей роли. Если не были предприняты активные меры по нахождению причин таких симптомов, то в рамках 3 лет проявления неврастении резко изменяются. Обратите внимание, что это как раз возраст первых двух классов, когда нагрузка резко возрастает.

Собственно на этом этапе и оформляется неврастения у детей, ее продолжительность ограничивается 5 годами, но не менее 2.5 лет.
Плюс этой формы неврастении в том, что со временем симптоматика угасает, и вероятность благоприятного исхода в разы больше.
Важно заметить, что затяжное течение неврастении требует специальной психологической экспертизы, чтобы исключить вялотекущую шизофрению с вкраплениями невротических симптомов.

Выводы

Тревоги и опасения, связанные с психотравмирующими факторами, можно выявить и в ходе обычной беседы, но поскольку одна из причин формирования патологии – неурядицы в семье, необходимо подключение третьей стороны. В случаях подавленных переживаний необходима экспертиза с применением проективных методов исследования для обнаружения проблемы.

Безусловно, выздоровление возможно при любом виде динамики заболевания, но остаточные явления сохраняются у исцелившихся на протяжении долгих лет (до 8 лет).
Поэтому считаем важным, что при возникновении первых симптомов, необходимо постараться проследить, что стало их причиной. А, не имея возможности самостоятельно купировать заболевание, не бойтесь обратиться к психологам.

автор: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

Оставьте свой комментарий: