Брюшной тиф у детей: симптоматика, особенности и осложнения, диагностика

Характеристика заболевания, особенности течения и осложнения; диагноз; прогноз

Непосредственная передача болезни от больного здоровому происходит чаще, чем думали раньше. Заражению ухаживающего персонала и окружающих много способствует неопрятность маленьких детей. Как показали многочисленные наблюдения, особенно опасен в этом отношении тиф у грудных детей, который обычно диагностируется позднее.

Заражение почти исключительно происходит бациллами, которые выделяются наружу с мочой и калом, не уничтожаются и каким-либо путём попадают в питьевую воду, на пищевые продукты и тому подобное.

У многих больных тифозные бациллы выделяются с мочой и калом вплоть до периода выздоровления и дольше. Входными воротами несомненно является исключительно желудочно-кишечный тракт. В случае, где тифом заболевали грудные дети тифозных матерей, заражение по всей вероятности происходило вследствие неопрятности (соски, купальная вода и так далее), а не путём непосредственного перехода бацилл из грудной железы при кормлении; по крайней мере нередко приходится наблюдать, что в таких случаях дети остаются здоровыми.

Возрастное предрасположение к заболеванию у детей, начиная с 5-летнего возраста, так же велико, как у взрослых; между 2 и 5 годами оно меньше. Грудные дети заболевают редко; особенно редко наблюдается такое в первые 6 месяцев. Но не подлежит никакому сомнению, что в первые годы жизни встречаются заболевания, которые протекают в умеренной и атипической форме, легко ускользают от диагноза и поэтому могут служить источником развития эпидемий. Есть также сообщения о случаях внутриутробного тифа при заболевании матери, где тифозные бациллы проходили сквозь плаценту

Если мать заболевает брюшным тифом во время беременности, то обыкновенно происходят преждевременные роды и смерть плода. Донашивание наблюдается лишь в меньшинстве случаев.

Патологоанатомическое исследование вполне согласуется с клинической картиной и показывает, что у детей тифозный процесс в кишках имеет более поверхностный характер и протекает легче, чем у взрослых. В первые годы жизни пейеровы бляшки и фолликулы солитарные обыкновенно припухают лишь в умеренной степени, образуются лишь небольшие и отдельные струпья, которые быстро подживают. До образования больших и глубоких струпьев, которые у взрослых часто ведут к образованию обширных язв и к перфорации, у детей дело доходит только к 7-8 годам, но и тогда реже, чем у взрослых. Припухание брыжеечных желёз и у грудных детей бывает довольно значительным, но то же наблюдается у них и при многих других кишечных заболеваниях.

Содержание статьи:

  1. Картина болезни
  2. Особенности течения и осложнения
  3. Диагноз
  4. Прогноз

Брюшной тиф у детей: симптоматика, особенности и осложнения, диагностика

Картина болезни

В детском возрасте брюшной тиф, в общем, выражается в более лёгких формах, чем у взрослых, что делается заметным тем больше, чем моложе ребёнок. Лихорадочные периоды короче, температура ниже, часты абортивные формы, тяжёлых нервных явлений не бывает, кишечные кровотечения редки.

Обыкновенная форма протекает обычно следующим образом:

  • болезнь начинается постепенно и незаметно;
  • появляется вялость, уменьшение аппетита, рвота, беспокойный сон, у старших детей головная боль.
  • В течение нескольких дней даже при самом тщательном исследовании не удаётся обнаружить никаких изменений в органах, несмотря на высокую лихорадку, которая стоит в резком контрасте с мало расстроенным общим состоянием.

Во многих случаях самым важным симптомом болезни остаётся лихорадка, которая часто даёт классическую кривую: ступенеобразный подъём, затем высокая continue и потом стадия крутых падений и подъёмов.

У детей отдельные переходы кривой часто сдвинуты ближе, чем у взрослых; уже минуя 4-5 суток температура достигает максимальной высоты, fastigium часто продолжается лишь одну неделю, а примыкающие к нему крутые падения и подъёмы 3-5 дней, так что весь лихорадочный период нередко заканчивается в 2 недели.

Сравнительно часто у детей не бывает ступенеобразного повышения температуры; высокая лихорадка, которая у старших детей иногда сопровождается ознобом, начинается уже с 1-го дня заболевания, как при сыпном тифе. Такое быстрое начало часто является только кажущимся, так как у крепких детей или при невнимательном наблюдении первые дни проходят незамеченными.

Чаще, чем у взрослых, температура принимает ремиттирующий характер, так что и типическая кривая наблюдается далеко не всегда. В большинстве случаев в течение всей первой недели болезни диагноз остаётся неопределённым, но если лихорадка не падает или даже усиливается, а во внутренних органах не обнаруживается никаких изменений, вероятность тифа увеличивается с каждым днём.

Язык обыкновенно сильно обложен и сух. У старших детей зачастую можно заметить его очищение с краёв и кончика, в виде треугольника. Фулигинозный налёт наблюдается только в тяжёлых случаях. Губы часто сухи, покрыты трещинами, так что дети постоянно их обкусывают.

Селезёнка обыкновенно прощупывается в завершении 1-й недели заболевания или в начале второй, но даже при значительном и быстром увеличении это явление надо оценивать с большой осторожностью, потому что у детей увеличение селезёнки часто развивается и при многих других инфекциях. При регулярном исследовании и при отсутствии мешающего ему метеоризма такое увеличение почти всегда можно констатировать на 2-й неделе болезни (чётче всего при глубоком вдыхании). Розеолы обыкновенно появляются в самом начале 2-й недели, часто очень скудны (только на животе и так далее), так что их приходится искать. У маленьких детей их нередко совершенно не бывает.

Метеоризм у детей, в общем, выражен меньше: сравнительно часто встречаются жалобы на боли в животе, усиливающиеся при давлении, особенно в области червеобразного отростка.

Испражнения на 1-й неделе обыкновенно нормальны или задержаны, но у маленьких детей нередко уже с первых дней замечается наклонность к поносу. Начиная со 2-й недели большей частью появляется жидкий стул, часто принимающий характер горохового супа. Но, в общем, частота испражнений за сутки редко превышает 4-6 раз. Во многих случаях, может быть до четверти, во всё время болезни выделяются плотные испражнения, и существует наклонность к задержке.

У многих больных наблюдается небольшой бронхит, который иногда, особенно у рахитиков и при плохом уходе, может переходить в бронхопневмонию. Относительное замедление пульса, представляющее важный диагностический признак у взрослых, а также его дикротия, наблюдается у детей только в возрасте старше 6-8 лет.

В крови в 3/4 случаях можно обнаружить лейкопению, на 2-й неделе болезни уменьшение нейтрофилов, исчезновение эозинофилов. Позже лимфоциты часто преобладают над лейкоцитами.

В моче при высокой лихорадке часто появляется немного белка, одиночные цилиндры, но настоящий нефрит развивается редко, чаще пиелит. Почти во всех случаях, протекающих с высокой лихорадкой, начиная с конца 1-й недели и до конца лихорадочного периода, можно найти резкую диазореакцию.

У маленьких детей и при не особенно продолжительной и высокой лихорадке нервная система поражается в очень незначительной степени.

В противоположность такому лёгкому течению иногда наблюдаются тяжёлые формы. Они встречаются в эпидемическое время преимущественно у старших детей (после 5 лет) и сходны с тяжёлыми формами у взрослых. Тогда имеется:

  • продолжительная высокая лихорадка, до 40° и выше,
  • сильное беспокойство,
  • головная боль,
  • ослабление слуха,
  • гиперестезия кожных покровов живота,
  • иногда апатия, переходящая затем в сонливость и кому.

Глубокие изъязвления в кишках дают повод к перфорации. Чаще, чем у взрослых, наблюдаются признаки менингизма, особенно симптом Кернига, а также ригидность затылка, гиперестезия кожи, тризм челюстей. Без лечения исход часто смертельный.

Особенности течения и осложнения

Между тем как у старших детей картина брюшного тифа всё более и более приближается к картине, наблюдаемой у взрослых, у грудных она даёт мало характерных черт и часто остаётся нераспознанной. Даже в смертельно протёкших случаях участие лимфоидного аппарата кишечника оказывается очень незначительным, так что на вскрытии не имеется типичной картины образования струпьев, и болезненный процесс принимает характер септического.

Течение часто очень коротко, температура держится в умеренных границах, типической кривой не получается. Имеющиеся при этом поносы, рвота, метеоризм, обложенный язык делают понятным, почему так часто ставится диагноз гастроэнтерита; но, во всяком случае, всегда надо подумать о тифе, если лихорадка без явлений колита держится в течение продолжительного времени и появляется всё более усиливающееся увеличение селезёнки. В большинстве случаев можно также найти единичные розеолы. Наступление апатии и появление ригидности затылка, напряжения родничков и так далее, может придавать болезни менингитический характер. Часто на правильный путь наводит только появление несомненно тифозных случаев среди окружающих. Прогноз тифа в грудном возрасте считается неплохим.

Органы пищеварения. В некоторых случаях тиф начинается с катаральной или лакунарной ангины, иногда на миндалинах образуется вуалеобразный налёт. В тяжёлых случаях и при недостаточна тщательном уходе за полостью рта в последнем развиваются афтоподобные язвы, а на дёснах появляется грязный налёт; иногда наблюдается развитие молочницы. Кроме того вследствие вторичной инфекции изредка присоединяется паротит, который иногда переходит в нагноение. У невропатических детей рвота часто продолжается несколько дней, обычно же она имеется только в начале болезни.

Органы дыхания. Слизистая оболочка носа большей частью очень суха, так что дети постоянно ковыряют в носу. Носовые кровотечения у старших детей часты, но безвредны. В тяжёлых случаях развивается ларингит (перихондрит). Воспаление среднего уха встречается чаще, чем у взрослых, и нередко ведёт к гноетечению доброкачественного характера.

Органы кровообращения. Сердце поражается только в тяжёлых случаях, причём явления слабости наступают не так легко, как у взрослых; внезапная смерть от паралича сердца тоже наблюдается намного реже. Развитие токсического миокардита часто обнаруживается глухим первым тоном, сильной тахикардией, иногда систолическим шумом и расширением сердца. Брадикардия и сердечные аритмии в периоде выздоровления плохого значения не имеют.

Нервная система. У старших детей иногда наблюдается афазия, которую надо отличать от апатии и ступора. В периоде выздоровления иногда наступает временная спутанность и состояние депрессии. В тяжёлых случаях могут развиваться явления пареза конечностей, преимущественно ног. Явления раздражения мозговых оболочек встречаются чаще, чем у взрослых; они имеют неблагоприятное значение и отчасти являются следствием серозного менингита (повышенное давление спинномозговой жидкости, лимфоцитов).

Кожа. В начале болезни нередки токсические эритемы, большей частью похожие на скарлатинную сыпь; они встречаются чаще, чем у взрослых. В позднейшем течении тяжёлых случаев иногда появляются полиморфные эритемы. Тёмная краснота щёк, цианотическая мраморность конечностей представляют неблагоприятные признаки, указывающие на паралич вазомоторов. Пролежни развиваются реже, чем у взрослых; чаще в периоде выздоровления даже благоприятно протекших случаев наблюдаются множественные кожные абсцессы.

В противоположность взрослым очень нередко в процесс вовлекается костная система. В периоде выздоровления, но чаще минуя 3-6 месяцев по окончании него, в том или другом месте, главным образом на tibia, образуются небольшие ограниченные очаги периостита, которые обыкновенно не сопровождаются лихорадкой и при разрезе дают содержащий тифозные бациллы гной; после излечения часто остаются утолщения надкостницы. Большие остеомиелитические поражения редки. Из них надо специально упомянуть о тифозном спондилите. Во время выздоровления иногда наблюдается усиленный рост в длину как следствие сильного раздражения, так что в юношеском возрасте на передней поверхности бёдер иногда появляются даже надрывы cutis (наподобие stria беременных).

Рецидивы очень часты и больше зависят от характера эпидемии, чем от внешних условий. Как и у взрослых, они наступают главным образом на 3-10-й день после падения лихорадки.

Диагноз

Из сказанного видно, что у детей диагноз брюшного тифа связан с большими затруднениями, чем у взрослых, и часто не может быть поставлен с уверенностью на основании только одного клинического исследования. О возможности тифа надо всегда подумать в тех случаях, где при отсутствии каких-либо местных причин высокая лихорадка длится дольше 4-6 дней.

Прогноз

Прогноз при адекватном лечении благоприятен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Оставьте свой комментарий:

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.