Буллинг в школе: как помочь своему ребёнку, советы

Травля в школе. Как не стать жертвой буллинга. Как спасти ребёнка от травли в школе?

Что делать если ваш ребёнок подвергается школьной травле (буллингу)? Вот несколько советов родителям как вести себя в этой ситуации.

Содержание статьи:

  1. Если ваш ребёнок — жертва буллинга
  2. Если ваш ребёнок — буллер

Буллинг в школе: как помочь своему ребёнку, советы

Если ваш ребёнок — жертва буллинга

Чего не стоит делать

  • — Советовать ребёнку самостоятельно противодействовать травле, не обращать внимания, давать сдачи, оскорблять в ответ, просто перетерпеть сложный период.
  • — Давать ребёнку понять, что он сам «виноват» через «неправильное» поведение, образ жизни или ещё что.
  • — Пытаться самостоятельно «разобраться» с обидчиком ребёнка или его родителями.
  • — Полностью полагаться на учителей и администрацию школы, не контролируя ситуации.
  • — Отказываться от перевода ребёнка в другое учебное заведение, если ситуация зашла слишком далеко.

Что делать

Если у вас появилось малейшее подозрение относительно физического насилия, ни в коем случае не медлите. Практика показывает, что физическая агрессия не просто повторяется, но и нарастает — вплоть до угрозы жизни и здоровью. В этом случае следует одновременно сообщить и школьную администрацию, и полицию. Есть шанс не только защитить своего ребёнка, но и положить конец травле как явлению в конкретном учебном заведении.

Если вы убедились, что ребёнок подвергается психологическому травле, сообщите об этом классному руководителю, школьному психологу, директору школы. При этом четко сформулируйте проблему, называя вещи своими именами: ни в коем случае не говорите «у моего ребёнка плохие отношения с одноклассниками», а совсем иначе — «моего ребёнка подвергают травле и психологическим пыткам».

Настаивайте, что буллинг — это прежде всего проблема школы и только потом — жертвы и её мучителя. Когда явление получает своё определение и однозначную оценку, можно рассчитывать на адекватное реагирование. Возвращение к замалчиванию уже не будет.

Не позволяйте запутать себя разборками конкретных ситуаций — кто что сказал или сделал и, кто больше виноват. В этом случае вы утонете в деталях, и начнете играть в игру «а что я сделал?». Поэтому говорите только об общей картине.

Буллинг возможен в школе по нескольким причинам:

  • — нездоровая атмосфера;
  • — попустительство со стороны учителей;
  • — неудовлетворительная работа администрации учебного заведения;
  • — отсутствие системной воспитательной работы;
  • — недоработки со стороны школьных психологов.
  1. Дайте ребёнку понять, что он не один и что вы на его стороне. Проявляйте к нему любовь, говорите с ним, делитесь своими воспоминаниями о аналогичные ситуации из ваших школьных лет. Найдите, за что хвалить сына или дочь, чтобы повысить их самооценку, подарить уверенность в себе.
  2. Проанализируйте, всё ли в порядке в вашей семье. Обратитесь к независимому психологу, который не вовлечён в школьные процессы. Будьте готовы к длительной работе со специалистом над оздоровлением семейных отношений.
  3. Попробуйте очень осторожно выяснить, какие внешние факторы (среди тех, что поддаются корректировке) могли стать поводом для травли (избыточная масса тела, неряшливость, несоблюдение правил гигиены, неприятные для окружающих привычки, нетипичная одежда и так далее). Совместно с ребёнком работайте над улучшением ситуации.
  4. Помогите ребёнку выбрать хобби, кружок, в котором ему будет комфортно и интересно и который подарит новых друзей со схожими вкусами и увлечениями.
  5. Отдайте ребёнка в спортивную секцию, что укрепит его физически и придаст уверенности в себе.
  6. Учите ребёнка навыкам уверенного поведения, умению отстаивать свои интересы, защищать свои границы, достойно держаться, чётко формулировать мысль, громко отвечать. Совместно выработаем набор стандартных ответов на дразнилки и образы.
  7. Помогайте ребёнку мечтать, строить планы, представлять себя в светлом будущем, подниматься над обыденностью, получать стимул работать над собой.
  8. Взвесьте все «за» и «против» перевода ребёнка в другой класс или учебное заведение. Учтите, что это лишь один из параллельных способов решения проблемы. В новом учебном заведении дайте ребёнку возможность начать всё с чистого листа: никому не рассказывайте об истинных причинах перехода (придумайте какой-то нейтральный повод). В то же время не спешите с таким решением — возможно, это буллер должен уйти из школы, а не ваш ребёнок.
  9. Если речь идёт о кибербуллинге (травля в социальных сетях), помогите ребёнку «почистить» от агрессоров свои аккаунты, изменить настройки или вообще удалить свои страницы.

Если ваш ребёнок — буллер

Не оправдывает своего ребёнка, не пытайтесь обвинить во всём жертву травли, учителей, школу … Вместе проследите, чтобы из вашего ребёнка не сделали козла отпущения: школьная администрация должна признать свою часть вины за недопустимую ситуацию.

Помогите ребёнку понести ответственность за то, что он натворил:

— извиниться,
— возместить убытки за счёт чего, о чем он мечтал, и тому подобное.

Помните, что ваш ребёнок нуждается в любви и помощи так же, как и тот, кого он оскорблял. Осуждение конкретных поступков, объяснение их недопустимости должно сопровождаться проявлениями поддержки, формированием ощущение, что вместе вы преодолеете все трудности.

Обратитесь к психологу. Помните, что услуги специалиста нужны и ребёнку, и вам. С его помощью пробуйте разобраться, почему ваш ребёнок прибег к агрессии, не столько в вашей семье, воспитании, семейных традициях, поведенческих стереотипах. Подумайте, не чувствует ли ваш ребёнок себя жертвой домашнего насилия: то, что вы называете «воспитанием», ребёнок может воспринимать как психологическое давление.

Проанализируйте, не является ли поведение вашего ребёнка отражением того, как вы относитесь к своему окружению. Позволяете ли вы себе критиковать других, смеяться над ним, раздраженно отзываться, акцентироваться на национальности, социальном статусе, образе жизни … Вы можете это делать вскользь, за глаза, в семейном или дружеском кругу, никогда не переходя к личным оскорблениям. Но ваше отношение к другим людям может отражаться в детской душе, как в кривом зеркале, — в гипертрофированном и искажённом виде. Вы только говорите — а ребёнок уже делает.

Выберите для ребёнка такую спортивную секцию, в которой он будет находить выход для своей энергии и стремление к лидерству.

Найдите в своей душе и соответственно в душе ребёнка такие эмоции и чувства, как сопереживание, доброта, милосердие. Подумайте, какие добрые дела вы вместе могли бы делать, кого спасать, кому помогать, сочувствовать …

Если ваш ребёнок — свидетель или вынужден был стать участником травли – это ещё одна, наиболее массовая категория жертв буллинга. Это пассивные свидетели издевательств — немые, бессильные, запуганные наблюдатели. Так же, как и те, что присоединились к террору из боязни стать следующей жертвой.

Практика свидетельствует, что физическая агрессия не просто повторяется, но и нарастает — вплоть до угрозы жизни и здоровью. В этом случае следует одновременно сообщить и школьную администрацию, и полицию.

Бывают такие учителя, о которых вроде и ничего плохого не скажешь. У них выверенные жесты, хорошие манеры, а их возвышенные речи должны вдохновлять. Но попав на урок к такому «профессионалу», тебе невольно захочется бежать. Нет, этот учитель не сделает лично тебе ничего плохого, не вызовет к доске, возможно, даже не обратит на тебя внимания.

Но на его уроке тебе придётся стать свидетелем. Свидетелем тонкой игры учителя, его удовольствие от маленьких уколов, которые на твоих глазах превращаются в большую травму для его жертвы. Этот учитель будет давать урок садизма в прямом эфире, и особое наслаждение для него — спровоцировать весь класс смеяться над жертвой.

Для него важны не твои знания, а какие-то внешние мелочи — как ты одет, как сидишь, на кого смотришь … По завершении этой публичной расправы учитель триумфально осмотрит класс взглядом победителя, быстро даст какое-то самостоятельное задание и, удобно устроившись, сядет заедать очередную порцию выпитой крови шоколадкой.

Его трапеза будет напоминать своеобразную награду самому себе — совершён акт психологического насилия … Независимый наблюдатель вмешался бы или вышел, хлопнув дверью. Ты не сможешь пойти и сказать что-то тоже не сможешь — ты будешь бояться подать малейшие признаки жизни, чтобы тебя не заметили и так же не начали пытать …

Чувство вины и стыда за участие в пытках может сопровождать человека всю жизнь. Свидетелям и вынужденным участникам буллинга также нужна помощь психолога и поддержка родителей. Они могут «переварить» полученный отрицательный опыт, осмыслить меру своей ответственности, роль человека в закрытой системе, выработать стереотипы ответственного поведения на будущее.

Со всеми детьми, ставшими участниками процессов, связанных с буллингом, нужно много разговаривать, обсуждать аналогичные ситуации. Задача родителей в этом контексте — проконтролировать ситуацию.

Оставьте свой комментарий: