Дефицит внимания, игры для детей, часть 1
Синдром дефицита внимания и геперактивность: игры для детей. Основные правила проведения занятий
Как часто мы слышим об этом синдроме? В практике – не редко. СДВГ – это нарушение поведения, которое начинает проявляться в детском возрасте и во многом зависит от неврологической почвы.
Основными признаками синдрома дефицита внимания и гиператкивности являются:
- — трудности с концентрацией, удержанием и распределением внимания;
- — слабый контроль за своими действиями, импульсивность;
- — общая повышенная бесцельная активность.
На фоне слабого внимания у детей и взрослых могут наблюдаться снижение показателей интеллекта, а также трудности с пониманием и восприятием информации.
Стоит оговорится, что СДВГ в неврологии считается неизлечимым хроническим синдромом, однако важно огласить и другую позицию – некоторые специалисты в принципе ставят под сомнение наличие такого синдрома. В клинической практике отмечается, что около 35% детей в общем-то «перерастают» эту проблему или учатся жить с ним.
Содержание статьи:
Введение
В последующих четырёх статьях я опишу некоторые классические упражнения для гиперактивных детей, которые помогут им лучше овладеть своими действиями.
В основном эти упражнения нацелены на освоение навыков регуляции и контроля над своими действиями, навыка произвольного и целенаправленного планирования. Соответственно, на уровне психологической функции эти игры помогают ребёнку научиться распределять, удерживать и концентрировать внимание.
Кому рекомендованы эти игры?
Эти игры подойдут не только детям с выраженным и диагностированным СДВГ, но и для детей с простой слабостью внимания. Импульсивные, бесцельные реакции детей также неплохо корректируются этими играми. Дети, которые с трудом усваивают требования и правила, не могут не отвлекаться и удерживать внимание ощутят эффект от регулярных занятий.
Также они будут полезны для детей, которые «застревают» вниманием и действиями, фиксируя какой-то единственный стереотип поведения.
Например, если ребёнок не может переключиться с одной деятельности на другой (рисовал кружки, попросили квадраты, начал пытаться рисовать их – не вышло).
Очень полезный способ и навык контроля за такими проблемами – это сопровождение своих действий вербальными пояснениями того, что именно делает ребёнок.
Когда дети начинают проговаривать свои действия и их последовательность, им лучше удаётся овладеть произвольностью и подавить импульсивность. Речь помогает удерживать выполнение одной задачи, им становится проще замечать и исправлять свои ошибки, прогнозировать результат. В большую часть приведённых упражнений как раз внедрён элемент речевого сопровождения действия.
Каждое упражнение является игрой и в этом большое преимущество – обычно игры вызывают интерес у детей. В моей практике редко дети отказывались «поиграть» и часто сопротивлялись «позаниматься».
Важно не перегружать ребёнка этими играми, особенно на начальном этапе занятий. Это связано с тем, что чрезмерная «игровая» загрузка по понятным причинам может вызывать у ребёнка негативистскую реакцию и он просто откажется заниматься.
Я бы рекомендовал использовать короткие занятия по 15-30 минут, комбинируя разные вариации упражнений в одном подходе. При этом важно соблюдать очерёдность – подвижные и активные игры необходимо чередовать со спокойными «медитативными» играми.
При этом родителям перед началом занятий стоит понаблюдать за ребёнком, понять, какой уровень контроля, чтобы начинать игры с тех вариаций, которые доступны малышу. Ведь если ребёнок не сможет в принципе выполнять ваши указания, то мотивации играть у него не будет.
В последующих статьях, где я буду описывать каждую игру я буду соблюдать принцип последовательности: в каждой игре есть несколько уровней, и мы будем идти от самого простого варианта к сложному.
У каждого упражнения есть возрастные ограничения, которые стоит соблюдать – нет смысла начинать занятия раньше возраста, поскольку не даст ощутимого эффекта. В конце каждого упражнения я буду давать небольшой комментарий с указанием ограничений в возрасте, времени и особенностях игры.
Важно поощрять ребёнка – это отличный способ сохранить мотивацию к продолжению таких целебных игр. Если же вы будете акцентироваться только на недостатках ваши занятия только сделают хуже.
До возраста в 5 – 6 лет ребёнка необходимо положительно оценивать и хвалить во всех играх. Начиная с указанного возраста детям требуется не столько похвала, сколько справедливая оценка их действий. Если похвала слишком неадекватна ситуация и ребёнок чувствует это, то он будет оценивать её как обман и не захочет играть с вами в дальнейшем.
Поэтому для передачи позитивного настроя в этом возрасте при провалах главное не приукрашенная оценка, а формулировки, которые дают понять, что ребёнок не достиг нужного результата, но всё равно молодец. Что-то в духе «Сегодня ты явно сделал лучше, чем вчера» или «Главное, что ты старался – получится в другой раз»
Заключение
Итак, теперь вы проинформированы об основных правилах организации игр для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. В дальнейших статьях мы перейдём непосредственно к практике, а если у вас сейчас остались вопросы – задавайте их в комментарии к статье! До новых встреч!
автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва
На нашем сайте https://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.
Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!