Дефицит внимания, игры для детей, часть 2

Синдром дефицита внимания и геперактивность: игры для детей. Первая игра

Здравствуйте, уважаемые читатели, и сегодня мы с вами возвращаемся к тебе игр с детьми, которые столкнулись с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Сегодня мы разберём первую игру с её вариациями. О том, какие правила проведения игр с СДВГ-детьми существуют и почему их важно соблюдать – вы можете прочесть во вводной статье этого цикла.

Содержание статьи:

  1. Берег и река
  2. Первая версия игры
  3. Вторая версия игры
  4. Комментарии к игре
  5. Завершение

Дефицит внимания, игры для детей, часть 2

Берег и река

Эта игра перекочевала в практику совсем не из клиники, а с авансцен детских праздников. Разумеется, она была модифицирована под нейропсихологические задачи и теперь стала хорошим инструментом в работе нейрокорректоров и родителей. Игра отлично подойдёт как для групповых занятий, так и с одним ребёнком.

Реквизит, требуемый для этой игры – верёвка, которая будет лежать на полу и обозначать «береговую линию». Можно использовать цветной скотч, но в этом случае наклеивайте его на пол не по прямой линии, а с изгибами, в противном случае детям будет скучно. Или используйте «реальные» границы, вроде края ковра.

Начинает игра просто: участники располагаются на берегу, а перед ними течёт река. Ведущий объясняет участникам правила: по его командах дети меняют своё месторасположение. Когда он говорит «река!» — дети прыгают в воду, а когда говорит «берег!» — дети вылазят на сушу.

Обязательно проведите тренировочную серию. В случайном порядке родитель называет ключевые слова и смотрит за действиями ребёнка, чтобы убедиться, что тот понял инструкцию. Если на этом этапе всё в норме – идём прямо к игре. Если есть какие-то проблемы, то можете на своём примере показать ребёнку правила игры.

Первая версия игры

Ведущий начинает раздавать команды к действию и играет вместе с детьми. Вначале команды идут в разнобой, но через какое-то время (минута) инструкции начинают даваться в чёткой последовательности – берег сменяет реку и так далее. В течение минуты продолжает такое строгое чередование, чтобы дети смогли понять ваши действия. Затем вы резко нарушаете последовательность и начинаете вновь давать случайные команды (чередующиеся сменяются парами речка-речка-берег-речка-берег-берег-берег и тому подобное).

Именно на эту удочку попадается большинство детей, у которых наблюдаются проблемы с переключением внимания. В чём их особенность? Они достаточно легко усваивают основной ритм (чередование) и легко выполняют команды, но как только инструкция меняется, они не могут изменить тактику поведения и действуют уже «привычным» способом.

Что делать если ребёнок постоянно ошибается при переключении? Попросите ребёнка выполнять команду не сразу, а вначале проговорить вслух, что он будет делать, что надо сделать и уже после «прыгать». Таким образом мы изменяем процесс действия: если ранее была схема «инструкция-действие», то теперь это «инструкция-речь ребёнка-действие». Вербализация последовательности своих действий – важная веха в овладении своим вниманием, который помогает скорректировать импульсивное поведение у детей, а также сглаживает проблемы переключения внимания. Этот вариант игры отлично выполняет эту функцию.

Вторая версия игры

Скажем так, это вариант для опытных юзеров. Как только процент ошибок в первой версии игры снизиться до 10% (делите количество ошибок на количество команд – 1) и они будут носить несистематический характер, вы можете переходить на этот этап. В этом упражнении мы формируем у ребёнка избирательность внимания.

В начале игры вы говорите ребёнку, что сейчас будете «обманывать его глазки», что будете говорить всё правильно, а делать неправильно. Обязательно убедитесь, что ребёнок понял инструкцию!

Игра начинается также, как и в предыдущей версии игры и так вы играете минуты 2. После ведущей совершает «ошибку» — например, говорит «речка!», а сам прыгает на берег. Задача ребёнка здесь «отключиться» от видимых действий ведущего и следовать только вербальным командам.

Дети, которые страдают от импульсивности в действиях с трудом будут справляться с этим заданием. В этом случае работа с этой проблемой также начинается с вербализации действий ребёнка – вначале он повторяет сказанное ведущим, только затем выполняет действие.

Также можно использовать второй вариант игры – вы будете «говорить» неправильно, а делать правильно. Это тоже достаточно сложная задача, поскольку ребёнку не только требуется «отфильтровать» неправильное действие, но и действовать вопреки тому, что говорит взрослый. Здесь ребёнок повторяет ваши действия, а не слова.

В общем, для начала вы выбираете одну стратегию, доводите её до результата, затем тоже самое делаете со второй. После можно в одной игре делать переключение между тем, чему ребёнок должен доверять – словам или действиям.

Комментарии к игре

Это упражнение помогает ребёнку снизить уровень импульсивности в поведении, научиться в более быстром режиме переключаться между задачами, помогает развить избирательность поведения. Более того, даёт ребёнку инструмент управления своим вниманием – речевое сопровождение своих действий.

Упражнение отлично подходит и для индивидуальной работы, но в группах – веселее. Лучший возраст для введения этого упражнения – 5 лет, однако саму простую форму можно попробовать внедрить в 4-4.5 лет.

Посвящать игре можно от 5 до 10 минут в день, а чтобы ребёнку не было скучно – можно придумывать свои вариации игры; например, можно просить ребёнка приседать с поднятыми над головой руками, то изображая дерево, то гриб. Тут на самом деле не важно, что именно вы выбираете как образ для упражнения – важно, как вы проводите само занятие.

В принципе, при регулярных занятиях результаты будут заметны уже через 7-10 дней тренировок.

Завершение

Итак, сегодня мы разобрали три вариации первого упражнения для гиперактивных детей в возрасте 4-5 лет. Главное – регулярно применять его на практике и не забывать о том, что в первое время результат может не радовать скоростью своего проявления. В конце концов, 5 минут в день – не так уж и много и для вас, и для ребёнка.

А в следующей статье мы разберём не менее интересное упражнение, направленное на коррекцию произвольной регуляции. До новых встреч!

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте http://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.

Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Оставьте свой комментарий: