Дети с аутизмом, дошкольники

Игры для детей с аутизмом. Дошкольный период. Формируем навыки

Итак, мы продолжаем тематику работы с детьми аутистами. Лучший способ развивать навыки у детей с РАС – это игры и именно этой логике мы следуем. В предыдущей статье мы разобрали два основных типа игр, которые необходимы дошкольникам для формирования умения работать со своими ощущениями и принимать роли.

Сегодня же мы опишем несколько простых методов, которые позволяют сформировать у ребёнка контроль над действиями, улучшить навыки раздельного внимания и помогут детям начать эффективно копировать деятельность взрослых. Как это работает и зачем всё это нужно – ниже по тексту.

Содержание статьи:

  1. Умение ждать своей очереди
  2. Разделенное внимание
  3. Поощряем имитацию
  4. Заключение

Дети с аутизмом, дошкольники

Умение ждать своей очереди

В одной из статей я писал про важность понимания очередности. Это умение кажется нам вполне простым, но для детей с аутизмом это не всегда легко дается. А значит, надо преодолевать эту трудность в специальных занятиях. Давайте опишем парочку из них:

  1. это упражнение может показаться несколько жестким, но оно работает. Во время совместной игры, когда ребёнок играется с какой-то игрушкой – заберите у него её, при этом чётко обозначив, что пришла ваша очередь. Подержите её у себя порядка 30 секунд и верните ребёнку. Такой упражнение поможет ребёнку понять, что ему вернут его игрушку и он будет спокойнее реагировать на необходимость поделиться с кем-то;
  2. при возможности проведения групповых занятий возьмите электронную игрушку (с музыкой, светом) и пусть каждый ребёнок играет по очереди. Ребёнок не должен дважды получать игрушку в одном раунде, то есть пока все не поиграют с ней;
  3. используйте игрушки, «игровой сеанс» которых мал. Например, юла. Это помогает ребёнку освоить добровольную передачу игрушку другому ребёнку, а также способность к обмену, когда дети меняются игрушками.

Разделенное внимание

Раздельное внимание – это способность наблюдать за тем, за чем наблюдает другой человек. Этот навык важен для лучшего понимания других людей и способности к активному взаимодействию с другими людьми. Синхронизация внимания помогает людям находиться в одном понятийном поле и поддерживать отношения. Из-за отсутствия интереса у детей-аутистов эта способность – и внимание в целом – очень страдают. Но и это помогают подправить некоторые игры:

  1. опять придётся забрать у ребёнка игрушку. Взяв её в руки (ребёнок уже должен на это реагировать спокойно), акцентируйте внимание на какой-то особенно яркой части, назовите её и попросите ребёнка показать тоже, что и вы;
  2. попросите ребёнка описать вещь, на которую он смотрит. (Цвет, высота, текстура, размер);
  3. используйте различные издающие звуки предметы, вроде дудки, свистка или простых клавишных игрушек. Издавайте какие-либо звуки на них и просите ребёнка повторить их;
  4. к слову, различная музыка помогает развивать внимание у детей с РАС;
  5. на прогулках просите детей описать встречные объекты.

Поощряем имитацию

Один из важнейших путей развития ребенка – это имитация деятельности взрослого и повторение за ним. Повторение – это подготовка основы для того, чтобы освоить какой-то навык. Дети с расстройствами аутистического спектра крайне редко повторяют какие-то действия за взрослыми, погруженные в свой мир. Но есть игры, которые помогут освоить навык повторения – игры, пришедшие из практики нейропсихологической диагностики.

  1. пусть ребёнок повторяет за вами различные жесты и позы. Начинать можно с игр на ладонях и пальцах и заканчивать повторением позы всем телом;
  2. назовите животное и покажите его движения, повадки. Пусть ребёнок повторяет за вами и после игры называет животное, которое он изображал;
  3. играйте «наоборот» — повторяйте поведение вашего ребёнка, рано или поздно он заметит ваше обезьянничанье и попробует «переиграть» вас;
  4. игра-зеркало, требует точного повторения движений других. Лучше всего реализовывать его в детских парах, где ребёнок-аутист будет копировать движения своего напарника. В детских группах можно устроить конкурс на самое точное повторение;
  5. И, разумеется, хвалите детей.

Заключение

Теперь мы знаем о том, что необходимо детям для развития и как помочь детям-аутистам, которые отстают или не используют свои ресурсы для развития в полной мере.

Навыки, которые получат дети в ходе таких занятий пригодятся им в дальнейшем. А в следующей статье мы расскажем об играх для детей в начальной школе.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте http://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.

Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Оставьте свой комментарий: