Дети с аутизмом, игры для деток
Игры для детей с аутизмом. Подростковый период
Вот мы и подошли к последней статье из нашей серии про работу с детьми-аутистами. Сегодня мы обсуждаем тему работы с подростками и расскажем о некоторых правилах организации игр, которые актуальны для любых возрастных периодов.
Содержание статьи:
Занятия с подростками
А теперь об упражнениях, которые помогут подростку с расстройствами аутистического спектра лучше выстраивать свои социальные отношения и помогут найти пути преодоления замкнутости. Эти игры уже труднее выполнять самостоятельно, так что лучше работать в специально оборудованных классах.
Сразу перейдём к играм:
- Полоса препятствий. В комнате расставьте предметы таким образом, чтобы детям было относительно сложно двигаться. Каждая вещь – препятствие. Ребёнок должен работать в паре с родителем, другим ребёнком или психологом; пара – это ведущий и ведомый. Ведущий проводит ребёнка через комнату к другому её концу, по пути говоря, что необходимо делать ведомому;
- Эмпатия. Детям с аутизмом сложно распознавать чужие эмоции и тем более понимать их. Хорошая тренировка этого навыка – это просмотр коротких сцен из фильмов и обсуждение чувств героев. Желательно брать не очень известные фильмы, чтобы дети не смешивали эмоции героев с собственными чувствами. Для сложных случаев лучше использовать крупные кадры, где очевидна эмоция и стоп-моменты, чтобы дети могли обдумать увиденное;
- Импровизация. Спонтанность – ещё одна большая проблема детей с РАС; поэтому любые задания, где необходимо придумывать что-то на ходу хоть и сложны для них, но очень полезны. Здесь хорошо включать ребёнка с аутизмом в группу нейротипичных детей. Дайте детям несколько предметов, которые не связаны своей сутью (например, сапог, ручка, апельсин) и попросите их в течение 5 минут придумать какую-то историю с ними. Разумеется, ребёнок с аутизмом не будет лидером в такой игре, но он явно включится в неё, дорисовывая картину.
Прочие советы
Для детей с аутизмом необходимы такие игры, которые одновременно и кажутся им привлекательными, и требуют от них каких-либо усилий.
Соответственно, необходимо правильно выстраивать сам игровой процесс и поэтому я приведу 3 правила, которые использую в своей работе с детьми с РАС.
- Если есть возможность вовлечь и в игру других детей – не упускайте её. При этом обязательно наблюдайте за игрой, чтобы коллеги аутистичного ребёнка действительно играли с ним и помогали. Важно ни в коем случае не допустить насмешек и игнорирования, поскольку это большие риски. Чтобы обеспечить безопасность игровой среды заранее расскажите детям, что именно им необходимо делать и с кем они будут играть. Дайте им понять, что они помогают и взрослым, и ребёнку с аутизмом;
- Заранее просчитывайте все негативные последствия. Этот навык приходит с опытом. Вам придётся перестраивать каждую игру так, чтобы ребёнку было действительно комфортно. Здесь надо учитывать и сенсорные пороги ребёнка, и его готовность общаться и даже текущее самочувствие. Никогда не работайте с очень уставшими детьми;
- Исходите в игре из интересов ребёнка! Всегда! Если ребёнок любит играться с поездами – подстраивайтесь под него. Как минимум, обеспечьте среду, где ребёнок всегда сможет переключиться на интересную ему тематику.
Заключение
Войти в контакт с ребёнком аутистом бывает очень трудно, иногда на это уходят месяцы, игры могут казаться бесполезными, а ребёнку будет некомфортно – это нормально!
Если вы не видите результата – смело меняйте игры и экспериментируйте, пытайтесь вовлечь ребёнка в совместную деятельность. Вам понадобится много терпения и сил, но ведь вы работаете на благо ребёнка, не так ли?
автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва
На нашем сайте https://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.
Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!