Дети с аутизмом, игры с дошкольниками
Игры для детей с аутизмом. Дошкольный период
Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы продолжаем тему занятий и упражнений для детей с расстройствами аутистического спектра. В предыдущей статье мы описали принципы работы с детьми младшего школьного и младшего возраста, а сегодня на повестке дня работа с дошкольниками.
И мы расскажем о сенсорных и ролевых играх, которые помогают детям справляться с множеством сенсорных ощущений и развивают коммуникативные навыки, которые потребуются детям в дальнейшем. Давайте перейдём к практике!
Содержание статьи:
- Играем с дошкольниками
- Ролевые игры
- В какие роли можно облечь ребёнка и как строить такие игры?
- Сенсорные игры
- Какие игры можно попробовать?
- Заключение
Играем с дошкольниками
В этом разделе мы затронем несколько категорий игр, которые актуальны для детей дошкольного периода:
- — ролевые,
- — сенсорные,
- — и игры на отдельные навыки.
Все они имеют своей целью социализацию ребёнка и снятие боязни перед миром.
Ролевые игры
Обратим внимание, что у детей с расстройствами аутистического спектра нередко страдает, а то и вообще не присутствует ролевая игра. Искажения игры встречаются практически во всех случаях.
В какие роли можно облечь ребёнка и как строить такие игры?
- Играйте с ребёнком в «зверей» — если ребёнок любит динозавров, то играйте в динозавров. При этом вы тоже должны быть частью игры. Рычите друг на друга, охотьтесь, прячьтесь и добывайте;
- Играйте в куклы и наделяйте их своими свойствами, выстраивайте «распорядок дня» кукольного мира. Ребёнок может быть одной из действующих кукол, отвечая и делая какие-то действия за неё;
- Обязательно используйте игры с конструктором, пусть ребёнок строит домики и города, выступая в роли строителя или жителя. Оптимальный вариант – это несколько «домов» и дорожки между ними, чтобы ребёнок учился овладевать моторикой тела;
- Тоже самое стоит делать и с железной дорогой. Ребёнок – начальник станции, его задача -разгружать и загружать поезда и смотреть, чтобы те не опаздывали с отправкой;
- Поиграйте с ребёнком в больницу, где лечатся игрушки. Пусть ребёнок поживет в роли врача или пациента, принимая одну из игровых ролей;
- Игрушечная кухня и еда – отличный способ помочь ребёнку. Во-первых, разнообразие цветов, а во-вторых – большой репертуар игровых действий. Ребёнок научится переключаться между реализуемыми ролями;
- Тоже самое полезно проделывать и игрой в школу, но важно, что эта игра оптимально подходит для детей старшего дошкольного возраста, поскольку они либо чувствуют угрозу из-за приближающейся смены ситуации, либо начинают чувствовать гордость за то, что скоро пойдут в школу.
Не стоит забывать и о личных интересах ребёнка – их необходимо использовать в ролевой игре. Используйте в игре то, что нравится ребёнку в реальной жизни. Это может быть всё, что угодно, например:
- — прогулки;
- — карусели, качели;
- — животные;
- — какой-то спорт;
Важно, что ребёнку будет гораздо проще развивать свой социальный и сенсорный опыт, если он взаимодействует с тем, что ему нравится.
Отличным подспорьем здесь станут различные сюжетные игры или конструкторы вроде Лего – с мелкими деталями. Таких детей точно заинтересует игра с различными конструкторами, строительными элементами и творчеством.
В этом случае вас ждёт очень высокий уровень вовлечённости ребёнка, и попытка разделить с чьи-то эмоции.
Сенсорные игры
Итак, теперь о сенсорной интеграции. Считается, что у детей с расстройствами аутистического спектра сбоит работа сенсорных систем – и для этого существуют свои отдельные игры на интеграцию и знакомство с ощущениями. Для детей-аутистов обычная стимуляция может восприниматься как крайне слабая, так и как очень сильная. В первом случае приходиться искать пути искусственно «догружать» не задействованные канала связи, во втором – учить ребёнка работать со своими эмоциями во время перегрузки.
Детям с РАС необходимо подготовить «сенсорную диету». С одной стороны, дети должны получать относительно постоянный и равномерный поток ощущений на все сенсорные системы, чтобы привыкнуть к ним. С другой – необходимо иногда «перегружать» детей, чтобы чрезмерно сильные сенсорные ощущения в дальнейшем не вызывали неадекватных реакций.
Какие игры можно попробовать?
- Опять ванная из крупных сыпучих веществ. Можно брать объёмы побольше, чтобы ребёнок мог полностью (до плечей) погружать в неё руки. Также можно создавать «перегрузку» — водить руками в массе, что создаёт сильные и равномерные ощущения по всей поверхности кожи;
- Крем для бритья – отличная вещь для рисования. Возьмите гладкую доску и немного пены (крема) для бритья. Задача ребёнка – как можно равномернее распределить получающуюся массу по поверхности доски;
- Используйте различные ёмкости для заполнения их водой. Возьмите графин и разные банки и пусть ребёнок поочерёдно заливает их. Это поможет почувствовать меняющееся мышечное напряжение, а также стимулирует зрительное восприятие;
- Барабаны. Используйте хорошо звучащие вещи, чтобы ребёнок мог стучать по ним с разной скоростью и интенсивностью. Это упражнение работает на кинестетическую сферу (резонанс от удара) и слуховую;
- Вкус тоже необходимо развивать – иногда устраивайте «игры» с едой. Различные вкусы и текстуры (печенья, например) помогают ребёнку интегрировать ощущения «снаружи» и «внутри» себя, что сказывается на более тонком различении текстур;
- Стулья, которые кружатся помогают детям лучше проработать ощущение своего тела в пространстве, а также немного помогают «настроить» вестибулярный аппарат;
- Качели и детские горки полезны для распознавания скорости и баланса. Детям необходимо хотя бы 1-2 раза в неделю проводить на детской площадке;
- Упражнения на турниках или шведской стенке. Достаточно просто повисеть в разных позах, чтобы ребёнок начинал лучше чувствовать мышечное напряжение, давление других предметов и держал баланс;
- Также полезны различные гимнастические упражнения и упражнения на кольцах. Поворот туловища в висе, контроль тела и ощущение от суставов помогают детям взять под контроль свои «внутренние» ощущения;
- Игры с различными температурами, можно использовать лёд, свечи, воду комнатной температуры и так далее. Дети с аутизмом крайне болезненно могут реагировать на перепады температур, а различные игры, вроде поливания рук водой разной температуры помогают привыкнуть к таким ощущениям;
- Различный детский транспорт, вроде велобегов и самокатов способствует развитию координации и умению резко реагировать на различные препятствия;
В общем и целом, физические игры положительно влияют на развитие ребёнка и преодоления низкого порога ощущений у детей с РАС. Более того, знакомство с собственным телом и ощущением от него помогает привести в порядок равновесие – ведь многие дети с аутизмом неуверенно стоят на ногах. Также эти игры помогут развить так называемый «предел» ощущений, то есть дети будут четко отличать, где просто напряженное ощущение, а где боль. Это прекрасно, поскольку иногда непонимание градации ощущений приводит к тому, что при малейших напряжениях дети с РАС начинают плакать.
Родители, регулярно проводящие подобные игры или занимающиеся с психологом говорят о том, что в какой-то момент ребёнок совершает прорыв в области физических навыков и мы говорим не о силе, выносливости или скорости. Речь идёт о лучшем понимании тела и ощущений, а как следствие – расширение потенциала взаимодействия с другими людьми.
Более того, взрослые люди с лёгкими формами аутизма, либо с уже частично компенсированными формами также позитивно описывают влияние сенсорных упражнений. Идо Кедар, достаточно известный блогер, отмечает большую эффективность сенсорной интеграции и физических активностей в борьбе с расстройствами аутистического спектра.
При этом всё же не стоит забывать, что всё хорошо в меру. Если ребёнок проявляет тревожность в ходе занятия или начинает активно сопротивляться – необходимо прервать упражнение или сменить его на более простое. Если упражнение построено на резких движениях – лучше приходить к нему через менее подвижные и плавные задания.
Заключение
Итак, завершаем очередную статью из цикла об играх с детьми-аутистами. Мы подробно разобрали более 15 различных игр, помогающих детям развиваться в коммуникативном и эмоционально-чувственном плане.
В дальнейшем нас ждёт второй блок упражнений для дошкольного возраста, которые связаны с умением контролировать своими действия, управлять вниманием и имитировать деятельность взрослых. Ведь именно через повторение дети осваивают нормы, правила и требования взрослого мира. А зачем необходимо развивать такие навыки – в дальнейших статьях.
автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва
На нашем сайте https://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.
Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!