Детская дружба: как увидеть проблему и помочь своему ребёнку
Школьная дружба: как помочь детям разобраться в перипетиях школьных отношений
Как дружат дети разных возрастов? Почему детский коллектив в школе может не принимать ребёнка? Как поступить родителям, когда ситуация обострится, и ребёнок подвергнется травле со стороны одноклассников? Как помочь своему ребёнку в выстраивании дружеских отношений со сверстниками? Что делать если на подростка оказывает сильное влияние «плохой» друг?
Первые попытки общения (через совместную игру) с другими детьми ребёнок предпринимает не раньше двух лет. Однако, поскольку у малыша коммуникативный опыт отсутствует, подобные контакты обычно заканчиваются ссорой по причине не поделённых игрушек и слезами.
Ближе к четырём годам, с развитием коммуникативных способностей, ребёнок всё больше нуждается в партнёрах по игре; можно наблюдать создание групп из нескольких малышей для участия в совместных затеях. В этом возрасте представления о дружбе ещё размыты, малыши считают, что за конфеты или игрушки можно поддерживать дружеские отношения.
Дружба начинает носить избирательный и осмысленный характер лишь в начальной школе, когда ребят объединяет не только игровая деятельность, но и общие интересы, учёба и всё, что с ней связано. При этом мальчики организуют дружеские компании, исходя из общей деятельности (вместе играют во дворе в футбол, ходят на секции), девочки, в большинстве случаев, дружат по двое (при попытке притянуть в пару третьего — возникает ревность). В младшем школьном возрасте «крепость дружбы» измеряется временем, проведённым вместе с другом.
В средней школе (к 10 годам) у ребят дружба выходит на первый план, её потребность ощущается особо остро, авторитет родителей резко падает. Это вполне объяснимо: в таком возрасте ребёнок стремится к самостоятельности, независимости, так активизируется процесс взросления.
Подростковый (трудный) возраст ознаменовывается: стремлением отделиться от родителей, и подражанием своим сверстникам. В активном словаре ребёнка начинают появляться жаргонные слова, специфическая лексика; происходит усвоение «моды» поколения. Друг для подростка становится экспертом в мире личностных переживаний, взаимоотношений с противоположным полом. С его помощью ребёнок пытается разобраться в собственном внутреннем мире, познать себя. Общение часто длится часами, при этом серьёзные темы могут даже не подниматься, достаточно обмена эмоциями и впечатлениями.
Эмоциональное состояние подростка начинает прямо зависеть от отношений со сверстниками. Главный страх подростка — утрата популярности среди одноклассников. Возникает потребность обладать модными молодежными атрибутами, чтобы поддерживать дружбу и участвовать наравне с другими в общих обсуждениях, развлечениях.
Содержание статьи:
- Проблемы общения в стенах школы
- Кого чаще всего не принимают?
- Тайный «школьный кодекс»
- Если ситуация обострилась
- Что должно насторожить родителей?
- Как помочь своему ребёнку?
- Если подросток оказался в плохой компании
Проблемы общения в стенах школы
Многие родители пребывают в состоянии недоумения, когда их чадо, благополучно общавшееся со сверстниками в детском саду, во дворе, в школе вдруг начинает испытывать трудности в коммуникации с одноклассниками. Детский коллектив его просто не принимает. С чем это связано? Ребёнок в семье растёт в «тепличных» условиях: в доброжелательной обстановке, в обожании и уважении; его любят таким, какой он есть, и просто за то, что он есть.
Посещая школу, чадо сталкивается с другим отношением: дети из класса, руководствуясь своими критериями, выстраивают общение с позиции соответствия их ожиданиям. Когда ребёнок не соответствует хотя бы одному критерию, не вписывается в группу, то просто безжалостно изгоняется из коллектива, а с такими обычно не дружат, не сидят за одной партой, они становятся объектами насмешек, глумления. Жестокость детей порой поражает, поэтому сложно себе представить, как переживает ребёнок, оказавшийся в касте «отверженных».
Кого чаще всего не принимают?
- Дети со средними (и ниже) умственными способностями. Над их неудачными ответами на уроке посмеиваются, потешаются, ребятам открыто заявляют, что они ни на что не способны.
- Маменькины сынки/дочки. Их чрезмерно опекают. Таких в школу приводят за ручку, всегда встречают с занятий; таким заботливо поправляют шапочку, застегивают курточку, завязывают шнурки. Их безынициативность очень раздражает окружающих.
- «Ботан», «зубрилка», отличник. С ними общаются на уровне: «привет, дай списать!» или «помоги решить домашнее задание», «напиши за меня реферат»; хорошие отметки не становятся для них пропуском к образцовым отношениям со сверстниками. Ну а если «ботаник» ещё и отказывает в просьбе списать, то тут же теряет остатки расположения.
- «Ябедник», «подхалим». С ними не только не дружат, их презирают, остерегаются.
- «Вечно больной». С ними не получается наладить дружеские отношения, поскольку они всё время отсутствуют в школе по причине плохого самочувствия. Одноклассники просто привыкают к их постоянному отсутствию, про них забывают, даже при подготовке к общешкольным мероприятиям.
Тайный «школьный кодекс»
- Регулирует жизнь в стенах школы особенный, негласный моральный кодекс; он же определяет рейтинг основных «человеческих» качеств, которые особенно ценят дети в своих одноклассниках. Обладатели подобных качеств могут беспрепятственно войти в любой коллектив, и сыскать в нем уважение, признание.
Качества эмоционально-личностной направленности. Дети считают, что только добрый, искренний, веселый, душевный человек может стать настоящим другом. Однако они порой не правильно истолковывают смысл подобных слов, утрируют. К примеру, достаточно кому-то отказать в просьбе, как тут же он обвиняется в отсутствии доброты. - Качества морально-волевые. В их числе: справедливость, честность, отвага, ответственность. В детском толковании отвага и решительность – синонимы, честность «однобока» (приемлемо соврать учителю, во благо своим одноклассникам, но непозволительно лгать своим товарищам), ответственность рассматривается в контексте учебы, но не человеческого поведения.
Если ситуация обострилась
Ребята, не похожие на остальных (застенчивые, скромные, неуверенные), зачастую подвергаются нападкам со стороны одноклассников. Дети предрасположены объединяться против сверстника, чем-то не угодившего им (подобное явление именуется моббингом). Если ваш ребёнок оказался в подобной ситуации (его начали каким-то образом обижать ребята из класса), и вы почувствовали что-то неладное, лучше не доводить ситуацию до критической, и начинать действовать.
- — Во-первых, обсудить проблему с учительницей, услышать её версию происходящего. Конечно, подобный разговор должен состояться после того, как вы обговорите ситуацию с ребёнком, узнаете как можно больше деталей случившегося. Беседа с учителем должна состояться после окончания уроков, так вы избежите, встречи с одноклассниками ребёнка, и не спровоцируете новых нападок. Наткнувшись на стену непонимания, со стороны преподавателя, обратитесь к завучу, директору. Поддержки не последовало? Тогда изложите свою ситуацию в письменном виде, и отнесите в местный комитет образования.
- — Во-вторых, определите основного зачинщика подобной травли, для которого ваш ребёнок стал неким «тренажёром» для оттачивания лидерских качеств. Правильнее будет не вступать в словесную перепалку с юным тираном, а вот обратиться к его родителям стоит, с просьбой образумить чадо. Когда ситуация крайне серьёзная, и родители не пошли вам на встречу, вы в праве обратиться в полицию. Согласно кодексу «Об административных правонарушениях», родителей могут оштрафовать, если те ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности.
- — В-третьих, при ухудшении ситуации, решитесь на перевод ребёнка в другую школу. Возможно, возникнет потребность в помощи специалиста – психолога.
Совет! Иногда не стоит спешить защищать своё чадо в конфликтной ситуации с одноклассниками. Пользы от того, что он переживёт все стадии конфликта, получит больше, нежели в ситуации вмешательства взрослых. Так он научится самостоятельно решать проблемы.
Что должно насторожить родителей?
- Ребёнок отказывается посещать школу; возвращается из школы подавленным.
- Любые разговоры о школе вызывают у него тревогу.
- Ребёнок становится замкнутым, ведёт себя обособлено.
- На теле видны синяки, ссадины, их происхождение чадо не объясняет.
- Он не без удовольствия общается с ребятами во дворе, но от контакта с одноклассниками отказывается.
- Ребёнок не упоминает в разговоре своих школьных друзей, не желает никому звонить, приглашать в гости либо ему никто не звонит и не зовёт к себе.
Как помочь своему ребёнку?
Ребёнок поделился с вами своими переживаниями по поводу того, что с ним никто не дружит, его не принимают в общие игры, не зовут гулять? Начинайте принимать экстренные меры!
- — Поговорите «по душам» с ребёнком, выясните, что послужило причиной развития подобной проблемы, какова обстановка в классе.
- — При ребёнке не заявляйте, что обидчики понесут наказание, и вы к этому приложите свою руку. Ребёнок испугается страха мести, и скроет всю правду.
- — Предложите ребёнку нестандартный вариант поведения: вместо того, чтобы плакать, расстраиваться (а именно этого ждут задиры), пусть демонстрирует уверенность в поведении, не прячет глаза и смеется, когда те отпускают злые шутки в его сторону. Обучите детей, как противостоять агрессорам (не уподобляясь им), не поддаваться на провокации.
- — Вы должны понимать, что проблема кроется не только в коллективе (все дети не могут быть плохими), но и в самом ребёнке. Он не уверен в себе. Раскройте в нём таланты, создавайте ситуации успеха, чтобы он мог почувствовать вкус победы, увидеть результат своих стараний. Поддерживайте его во всех начинаниях. Не навешивайте на своего ребёнка ярлыки (ты: «глупый», «неуверенный», «лицемерный»), ведь таким образом мы убеждаем его в том, что он именно такой. В результате чадо начнёт (в начале неосознанно), после чего — осмысленно, вести себя так, как ему предписали взрослые.
- — Расскажите ребёнку, как приятно делиться, демонстрировать щедрость. Дети устроены таким образом, что любой щедрый жест, любая мелочь (дал линейку, поделился учебником, угостил апельсином) они хорошо запоминают.
- — В присутствии ребёнка не критикуйте учителей, не отчитывайте его товарищей. Как бы не было сложно, но в любой ситуации (даже если человек провинился) ищите в каждом что-то хорошее, старайтесь найти оправдание недостаткам. Таким образом, ваш ребёнок научится сдержанности, справедливости, душевности.
- — По возможности обеспечьте ребёнку общение с одноклассниками вне школы. Предложите ему пригласить ребят в гости, на детскую вечеринку, устройте совместный пикник, посетите зоопарк или организуйте экскурсию по городу (с целью ознакомления с местными достопримечательностями). Способствуйте тому, чтобы ваш ребёнок принимал участие в классных, общешкольных мероприятиях. Если намечается школьное торжество, не спешите с него забирать ребёнка, в противном случае все ребята сблизятся, подружатся, а ваше чадо так и останется «чужим» в классе.
- — Пресекайте равнодушие со стороны ребёнка, но поощряйте сострадание, воспитывайте это качество в своём чаде. Если он будет видеть, как вы кормите бездомного пса, утешаете незнакомого малыша, помогаете старушке, то научится сочувствовать окружающим. В ситуации, когда у других горе, он не станет смеяться, злорадствовать, но будет понимать, что с подобными неприятностями может столкнуться любой человек, и он сам.
- — Не срывайте зло на своём ребёнке. Отношение к чаду не должно зависеть от вашего настроения. Накричав на ребёнка, будьте уверенны, что он придёт в школу, и выплеснет весь негатив на одноклассников. Контролируя свои эмоциональные порывы, вы научите чадо держать себя в руках, не позволять себе лишнего.
- — Ищите любую возможность, чтобы отдать ребёнка в детский сад (хотя бы в последний год перед школой). Общение в детском коллективе благоприятно скажется на его поведении, коммуникативных возможностях; он успешно адаптируется к школьным правилам.
- — Объясните ребёнку основные «заповеди» крепкой, настоящей дружбы, чтобы он знал, к чему стремиться.
- Поступай с людьми так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой.
- Избегай ссор. Для этого старайся не повышать голос, умей слушать и слышать, понимать и принимать чувства другого. Предлагай альтернативные, конструктивные, а главное мирные варианты разрешения конфликта.
- Поддерживай в трудные минуты, предлагай свою помощь и давай советы.
Если подросток оказался в плохой компании
Ребёнок оставляет за собой право самому выбирать друзей. Однако подобный выбор нас может не устроить, когда ребёнок найдёт такого приятеля, которого трудно отнести к числу положительных. Что родители должны делать в подобном случае?
- Воздержитесь от запретов. Подобные действия лишь вызовут протест у ребёнка.
- Проанализируйте ваши отношения с ребёнком. Достаточно ли вы заботитесь о нём, демонстрируете свою любовь, нежные чувства, ласку? Поддерживаете ли его? Как часто обижаете? Дружба с подростком, который наверняка не понравится родителям, может быть спланированной, чтобы таким образом вывести на эмоции, позлить.
- Присмотритесь к окружению своего ребёнка, возможно, его друзья не такие плохие, как вы считаете. Зачастую в подростковом возрасте ребята прячут за маской грубости, бесцеремонности свои лучшие качества (доброту, отзывчивость).
- Поинтересуйтесь у своего чада, что он вкладывает в понятие дружба. Если взрослым важна нравственная сторона (наличие у друга таких качеств, как честность, верность), подросток ищет ровесника, который может выслушать, понять, дать совет.
- Заметили, что ребёнок попал под влияние друга, и неукоснительно следует его советам? Научите чадо в определённых ситуациях говорить «нет», не идти на поводу у других, иметь свое мнение.
- Пригласите новых знакомых ребёнка к себе в дом. Так вы лучше узнаете ребят, и они будут находиться у вас на виду.
- Если ребёнок испытывает потребность в опоре на сильное плечо (в лидере, авторитете), постарайтесь найти такого человека. Им может оказаться тренер из спортивной секции, учитель, друг семьи. Главное условие – вы должны хорошо его знать и доверять ему.
- Противопоставьте отрицательному влиянию новых друзей, своё положительное, усиленное в несколько раз воздействие. Ребёнку должно быть с вами интересно, легко.
- Постарайтесь сохранить доверительные отношения со своим чадом. Доказано, что чем лучше у ребёнка отношения с родителями, тем легче ему находить общий язык и со сверстниками.