Детские эмоции, часть 2

Управление эмоциями в детском возрасте

В предыдущей статье мы затрагивали вопросы необходимости развития навыков эмоциональной саморегуляции, а сегодня мы поделимся с вами некоторыми секретами и техниками, которые помогут на пути к этой цели. Также кратко мы опишем механизмы регуляции и небольшой случай из практики.

Содержание статьи:

  1. Механизмы регуляции
  2. Помощь в освоении навыков эмоциональной саморегуляции
  3. Что дальше?

Детские эмоции, часть 2

Механизмы регуляции

У каждого из нас есть огромный набор навыков (о них мы даже не задумываемся), который помогает управлять ежедневными стрессами. Применяем мы из в самых различных ситуация.

Согласитесь, что у вас есть свои тайны о том, как вы справляетесь с доставшей вас работой или супругом, который время от времени может «бесить». По сути – вы не управляете ситуацией, но управляете эмоциями через свои пути воздействия.

Проще говоря, нам не нужно слышать «что тебе надо выдохнуть и успокоиться» — мы и сами это знаем. Этот навык связан, в первую очередь, с тем, что мы умеем видеть в среде факторы, которые могут нас спровоцировать и принимаем решение о том, что мы будем с ними делать. А вот у детей и людей с расстройствами аутистического спектра такая способность может отсутствовать.

Когда я сталкиваюсь с такими ситуациями на практике, я говорю родителям, что в ситуации, когда их ребёнок начинает расстраиваться или злиться, то в его голове открывается сейф с различными вариантами реагирования на стресс. Только эти варианты обычно сводятся у к поломать, побить, поругаться с кем-нибудь или дёрнуть за хвост кота.

Так что в этом случае вопрос о том, что ребёнок должен вести себя лучше, кажется неуместным. Когда ваш ребёнок злится, он просто не видит других стратегий поведения и не понимает, как можно вести себя иначе?

И задача родителей и психолога наполнить этот сейф различными продуктивными методами реагирования на стресс, а также способами успокоения.

Помощь в освоении навыков эмоциональной саморегуляции

Итак, если речь зашла о том, что наша задача – помочь ребёнку освоить новые стратегии поведения, то это не вопрос о том, что делать, когда неуместное поведение уже проявило себя. Наша основная задача состоит в том, чтобы предотвратить такое поведение в принципе.

Поэтому мы сами должны придерживаться позитивных стратегий поведения, и когда ребёнок спокоен, и когда он находится на грани провала. Используя когнитивно-поведенческий подход к формированию навыка, мы должны использовать положительное подкрепление при правильном поведении ребёнка (похвала, разрешение чего-то). При этом мы не должны использовать наказания – лишь в крайних случаях.

А вообще стоит объяснять ребёнку, что когда он отпускает свои эмоции в разнос – это способно привести к нежелательным для него последствиям. Собственно, это различные дисциплинарные меры и прочее.

Что дальше?

В дальнейшем мы разберём некоторые базовые стратегии обучения ребёнка способами управления своими эмоциями. Обратим внимание, что то, о чем мы расскажем – это лишь костяк и каждая стратегия может модифицироваться в зависимости от задачи. Разумеется, эти стратегии должны изменяться как с учётом возраста, так и с учётом интеллектуальных возможностей ученика.

И не забывайте о правиле «Двух П» — повторение и подкрепление. Только регулярные тренировки и подкрепление правильных реакций и навыков поможет зафиксировать их в арсенале стратегий ребёнка.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте http://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.

Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Оставьте свой комментарий: