Детские эмоции, часть 1

Управление эмоциями в детском возрасте

Эмоции – одна из важнейших составляющих человеческого существования. Эмоции помогают нам общаться, лучше понимать друг друга и даже выживать. В эмоциональности человека есть биологическая и социальная основа.

Биология эмоций – это страх, удовольствие и некоторые другие «древние» эмоции. Они помогают человеку выжить и продолжить род.

Социальные эмоции – эстетическое удовольствие, радость, вина – помогают нам взаимодействовать и уточнять то, что мы говорим словами. Они помогают нам оставаться людьми. Но, как и всем остальным, эмоциями нужно уметь распоряжаться. А если быть точным – управлять ими.

Наша сегодняшняя статья посвящена вопросам управления эмоциями. Основной упор мы сделаем на том, как овладевают этим навыком дети и как взрослые могут помочь в этом.

Содержание статьи:

  1. Такие разные эмоции
  2. Что такое навыки эмоциональной регуляции?
  3. «Слабые» дети
  4. Заключение

Детские эмоции, часть 1

Такие разные эмоции

Давайте сравним две ситуации: ребёнок, не получив желаемого, падает на пол и начинает кричать и биться в истерике. И взрослый мужчина, разгневанный какой-то ситуацией с силой бьёт по стеклу машины и разбивает его, или женщина бьёт в порыве ссоры посуду. Что общего в этих всех ситуациях. В глобальном плане – ни один из наших героев не умеет управлять своими эмоциональными состояниями. Навыки регуляции нарушены.

И в ситуациях, когда у детей проявляется подобное поведение, или, допустим, агрессия, о которой я уже писал, родители или педагогический состав в первую очередь думают о том, как преодолеть негативное поведение. С одной стороны, это верно – ты исправляешь ситуацию здесь и теперь, но есть одно противоречие: различные методы управления негативным поведением ребёнка – это работа с симптомами, но не с проблемой.

А стоит задавать вопрос о том, как предотвратить такой буйный взрыв и как контролировать те причины, которые способны этот взрыв допустить. Чаще всего я встречаю в практике вопросы, вроде «а что мы можем сделать, когда ребёнок начинает так себя вести?». А правильнее было бы спросить о том, что стоит сделать для того, чтобы подобное поведение вообще не проявлялось.

Что такое навыки эмоциональной регуляции?

В процессы эмоциональной регуляции психологи включат четыре компоненты:

  1. навыки управления своими состояниями;
  2. способность к называнию и тонкой дифференциации своих эмоций;
  3. контроль над импульсивными желаниями;
  4. сознательное поведение и обоснованный выбор стратегии поведения.

Проясним второй пункт, поскольку он важен в плане «нормальности» ребёнка (и взрослого). У всех нас есть какой-то эмоциональный словарь, которым мы пользуемся и в рамках которого мы называем свои и чужие эмоции. В частности, злость может быть гневом, яростью – всё это разные по силе эмоции. И чем слабее человек их различает, тем труднее ими управлять.

В частности, есть термин алекситимия – им описывают состояние, когда человек неспособен различать свои эмоциональные состояния. Чаще всего таки люди (начиная с подросткового возраста) описывают свои эмоции в телесных терминах – их бросает в жар, горят руки, становится душно, но назвать слово «стеснение» или «стыд» они не могут, поскольку не понимают этих состояний. В большинстве своём эмоции таких людей дихотомичны (есть только 0 и 1), для них существует только хорошо и плохо.

Это явление частот является признаком психопатии и пограничных расстройств, но сегодня встречается и среди здоровых подростков, поскольку современные дети в принципе не имеют богатого словаря эмоций.

Многие взрослые исходят из позиции, что большая часть детей не скатывается в истерику из спокойного состояния за несколько секунду. Всем, думаю, хорошо известно, что эмоции имеют свойство накапливаться и начинать давить на нас. Иногда до срыва проходят минуты, иногда недели. И в какой-то момент какая-то абсолютно не важная мелочь просто «переполняет» чашу терпения и происходит взрыв эмоций. Со стороны может казаться что поведение в принципе началось на равном месте, ходя в большей степени это не так.

Взрослые на сеансах-тренингах по овладению эмоциями почти всегда рассказывают, что их эмоциональные срывы связаны с длительным накоплением непроработанных, тяжёлых эмоций. Оно может нарастать месяцами и в какой-то момент просто выплёскивается наружу. Тоже самое может происходить и с детьми.

Например, ребёнка могли задирать в школе или его постоянно не выпускают к друзьям. И в какой-то момент запрет, например, включать компьютер приводит к тому, что ребёнок «психует» и таким образом разрежает весь негатив, который накопился в нём.

Исходя из собственных детских воспоминаний я вполне себе отдаю себе отчёт о том, что это самая правдоподобная версия. Поэтому я ещё раз повторюсь: родители должны общаться с детьми об их заботах.

Итак, сорваться могут все, но почему у некоторых детей – это норма поведения?

«Слабые» дети

Дети с проблемами эмоциональной регуляции легко скатываются в состояние срыва. Количество факторов, которые способны запустить часовой механизм эмоциональной бомбы настолько велико, что предугадать их попросту невозможно. Например, вчера ребёнок начал рыдать просто потому, что плачущих детей показывали по телевизору, а сегодня в супермаркете, увидев ребёнка с более дорогой игрушкой он свалился в истерику. Как мы видим, предсказать, что именно вызовет истерику просто невозможно.

А теперь представьте ситуацию: вы постоянно боретесь с эмоциональными вспышками ребёнка. Время от времени даже удачно, но вы не решаете проблему. Количество причин, вызывающих такую реакцию у ребёнка растёт и в какой-то момент вся жизнь ребёнка может превратиться в одну большую причину для истерики. Родители пытаются оградить дитя от стрессов, свести их на минимум (что невозможно), но со временем даже «золотая» жизнь ребёнка чревата срывами. В какой-то момент вся ситуация становится проблемной не только для ребёнка, но и для семьи в целом.

Если вы узнаёте в этом тексте свою семью или своих учеников – что актуально для педагогов – предлагаю вам взглянуть на ситуации под другим углом.

Представьте, что вы можете научить ребёнка определять трудные эмоциональные ситуации и триггеры эмоциональных взрывов, самостоятельно выбирать стратегию действия в такой ситуации и следовать выбранному плану продуктивного поведения. Возможно, звучит эксцентрично, но это возможно.

Заключение

Итак, сегодня мы разобрали, что скрывается под темой эмоциональной регуляции и почему этот навык является важным в жизни каждого ребёнка. В следующей статье нами будут приведены некоторые рекомендации по освоению навыков регуляции, а также мы объясним механизмы и пути развития этих навыков.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте http://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.

Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Оставьте свой комментарий: