Дисфункциональное воспитание: гиперсоциализация и противоречивое воспитание (часть2)

Как мы уже говорили в первой статье этой темы (стили гиперпротекции и гипопротекции), ненормальные типы воспитания включают в себя эмоциональную дистанцированность, непринятие ребенка и неадекватное сочетание уровней поощрения и наказаний. В сегодняшней статье мы продолжим рассмотрение деструктивных типов воспитания на примере гиперсоциализирующего и противоречивого воспитания.

Содержание статьи:

  1. Гиперсоциализируещие воспитание
  2. Противоречивый стиль воспитания
  3. Выводы

Дисфункциональное воспитание: гиперсоциализация и противоречивое воспитание (часть2)

Гиперсоциализируещие воспитание

При этом стиле воспитания родители ненормальным образом заинтересованы в уровне социального статуса своих детей. Они придают особое значение достижением ребенка, его успехам, а также его месту в значимой для него группе. По сути, родители хотят видеть успехи своих детей, но не ребенка на пути к достижениям.

Особо стоит выделить физическое здоровье ребенка. Родители не могут рационально оценивать состояние здоровье своего малыша. Например, семья может требовать от малыша того, что он сделать не может. Все физиологические и психологические особенности ребенка не просто нивелируются, они попросту игнорируются.

Главное нарушение при таком типе воспитания – это не учет возрастных особенностей ребенка. Требовать от первоклассника жить согласно принципам долга и общечеловеческой морали – бессмысленно, а главное – опасно для развития ребенка. Родители крайне принципиальны с детьми, не обращают внимание на их эмоциональную жизнь. В таких семьях дети не чувствуют себя принятыми, а порой попросту не понимают, чего же хотят от них родителей. Связано это не с отставанием ребенка, а с тем, что они попросту не могут понять того, что транслирует родитель.

Этот подход к воспитанию принципиально шаблонный и предопределен, психологам, после небольшой беседы с родителями, не так трудно «предсказать», как поведет себя родитель в той или иной ситуации. Дети в таких семьях вырастают тревожными, мнительными и с заниженной самооценкой.

Связано это с тем, что сами родители в отношениях со своими детьми крайне тревожны и не уверены. Этот стиль воспитания не так труден для коррекции, но, как правило, обнаруживаются серьезные разногласия между родителями, относительно стиля воспитания, которые и требуют коррекции. Поэтому вначале происходит коррекция родительских представлений о воспитании, а затем уже проводится семейная работа.

Противоречивый стиль воспитания

Этот стиль воспитания имеет место быть, когда родители не просто имеют разногласия относительно воспитательных стилей, но и реализуют в семье разные подходы к воспитанию. Об этом стиле говорят и тогда, когда с взрослением ребенка воспитательные образцы меняются на противоположные.

Противоречивость выражается в том, что относительно одного ребенка используются взаимоисключающие подходы к воспитанию. В не однодетной семье может случиться так, что один ребенок воспитывается в рамках одного стиля, а вот второй – в рамках противоречивого стиля. Например, девочка в семье воспитывается в рамках гиперопеки, а сын – противоречивым типом воспитания, поскольку отец больше вовлечен в воспитании «настоящего мужчины». В крайнем проявлении противоречивый стиль воспитания переход в конфликтный.

Причинами такого стиля являются воспитательная неподкованность родителей, неумение выстроить отношения с ребенком, психолого-педагогическая некомпетентность родителей. Более того, семейные кризисы, связанные с ее «возрастом», а также ненормативные кризисы могут вести за собой возникновение такого стиля воспитания. Частыми ненормативными кризисами являются разводы и рождение вторых и далее детей.

В больших семьях, где проживает более трех поколений, также возникает такой подход. Связано это с тем, что пара родителей и прародителей (а также другие родственники) попросту не согласовывают между собой воспитательные подходы. Более того, взрослые могут просто не понимать, что их подходы к ребенку – критически различаются.

Противоречивость выражается и в неравномерности внимания, уделяемому ребенку. Как мы знаем, в детском возрасте детям необходимо достаточно тесное общение с взрослым, а вот в подростковом наоборот, ребенок должен сепарироваться от родителей, а родители – отдалиться от подростка. Но порой случается инверсия, например, в детстве родители практически игнорируют ребенка, а в подростковом возрасте пытаются установить тесные эмоциональные отношения с ребенком. Часто это приводит к конфликтам поколений.

Особой формой противоречивого воспитания является воспитание по типу маятника. Здесь подразумевается, что, например, в один период родители устанавливают жесткие рамки и ограничения на что либо, а через некоторое время, без объективных причин и объяснений эти запреты снимаются. После эти запреты могут снова восстановится в правах.

Результирующими такого воспитательного подхода являются:

  • -Неуверенность в себе
  • -Нарушения развития представлений ребенка о себе
  • -Нарушения базовой привязанности
  • -Формирование тревожной личности
  • -Низкая самооценка

Выводы

Сегодня мы рассмотрели еще два очередных типа дисфункционального воспитания, а на очереди у нас оценка воспитательных стилей в культе болезни, сверхморальное воспитание, жесткое обращение с ребенком и внесемейное воспитание.

Говоря о противоречивом воспитании и гиперсоциализации, можем сказать, что эти стили приводят к формированию тревожности у ребенка, неумению адекватно взаимодействовать с внешним миром. Таким образом, развитие ребенка и развитие его коммуникативной компетентности ставятся под угрозу. При выявлении в своей семье нарушений по этим типам подумайте об обращении к семейным консультантам для стабилизации семейных отношений.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

Оставьте свой комментарий: