Эмоциональный интеллект ребёнка
Как развить у ребёнка эмоциональный интеллект
Родители стараются как можно раньше научить ребёнка читать, считать и писать, порой упуская из виду развитие эмоционального интеллекта. А ведь это необходимая вещь, в том числе для проявления лидерских качеств.
Помочь в развитии способности разбираться со своими и чужими чувствами может оригинальный способ чтения сказок: с выкладыванием последовательностей из смайликов. Основная идея – посмотреть на сказку с точки зрения эмоций и чувств персонажей.
Содержание статьи:
Смайлы с выражением
Для игры будет необходим набор смайликов с разнообразными эмоциями и намерениями. Вы можете нарисовать их сами или найти в интернете и распечатать. Чем младше ребёнок, тем очевиднее должно быть выражение самых базовых эмоций (радость, страх, удивление). Чем старше малыш, тем более сложные смайлы можно использовать.
Положительные эмоции:
- — радость,
- — блаженство (удовольствие),
- — восторг,
- — любовь,
- — нежность,
- — симпатия,
- — уверенность (решимость),
- — мечтательность.
Отрицательные:
- — злорадство,
- — горе,
- — гнев,
- — страх,
- — тоска,
- — отчаяние,
- — тревога,
- — месть,
- — стыд (вина),
- — отвращение,
- — обида.
Нейтральные:
- — удивление,
- — любопытство (интерес),
- — хитрость,
- — подозрительность (недоверие),
- — безразличие.
Знакомство с эмоциями
Сначала малыш должен выучить смайлы. Показывайте их ребёнку и спрашивайте: «Как думаешь, что чувствует этот смайлик?» Обсудите ответ ребёнка.
Не забудьте назвать отличительные признаки, по которым можно определить эмоции:
- — положение бровей,
- — глаза,
- — рот.
Выбираем сказку
После знакомства со смайлами можно применять их в работе со сказкой. Для начала выбирайте сказки с одной сюжетной линией, где есть выраженный главный персонаж. Именно его эмоции будут взяты во внимание. Подойдут сказки «Колобок», «Кто сказал «Мяу»?», «Крошка Енот» и другие.
Затем перейдите к рассмотрению всех героев сказки, которую берете для игры. Для этого подойдут «Лиса и Журавль», «Кот Котофеевич», «Приключения Буратино» и другие.
Вместе с детьми школьного возраста очень полезно пересказать сказку от лица не главного героя, а второстепенных персонажей, чтобы показать неоднозначность ситуации.
Шесть способов игры
Вариации игры со сказками могут быть разными.
1. Готовые иллюстрации
Пускай малыш рассматривает картинки и располагает рядом с изображениями героев соответствующие смайлы. Помогайте по мене необходимости.
2. Чтение сказки
Подойдёт для старших школьников. Начните читать сказку, а когда смысловой эпизод закончится, прервите чтение. Спросите малыша о чувствах и переживаниях персонажа, пусть ребёнок выберет смайлы, характеризующие его состояние. Выложите смайлы в виде цепочки и рассмотрите её. Можно ли обнаружить какие-то закономерности?
3. Маршрут сказки
Кроме набора смайлов понадобятся ватман, карандаши, краски, фломастеры и сказка-путешествие. Нарисуйте место сказки на ватмане – это игровое поле. Его можно использовать для игры с кубиком, для запоминания сюжета сказки (особенно если сказка длинная) и для изучения эмоций персонажей.
Лучше всего рисовать вместе с ребёнком, так малыш учится работать в команде и развивает коммуникативные навыки.
Эта вариация игры хорошо подходит для сказок: «Царевна-лягушка», «Первая охота», «Где раки зимуют?», «Мышонок Пик», «Лягушка-путешественница», «Кот в сапогах» и другие.
4. Сказка-загадка
Для младшеклассников и подростков с помощью карты сказочного маршрута и смайлов-эмоций можно создать визуальную шараду, предоставив ребёнку возможность угадать сказку. Это совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд. С такой загадкой справится далеко не каждый взрослый. Поэтому приготовьте подсказки.
5. Кукольный театр
Сделайте героев сказки в любой технике и приступайте к игре в театр. Очень полезны для развития мелкой моторики, речи, эмоций ребёнка пальчиковые игрушки. Если поместить смайлы на зубочистки, их можно превратить в своеобразные мимические маски для героев.
Игра по сказке Виталия Бианки
«Первая охота»
- — Щенок приметил в озере выпь и вознамерился её поймать (смайл «решительность»). Он собрался прыгнуть на выпь и схватить, но она ушла в камыш. Камыш раскачивается, и выпь вместе с ним. У щенка перед глазами только полоски, а выпи нигде нет. Щенок удивленно глядел-глядел – пропала выпь (смайл «сомнение, недоумение»).
- — Какая эмоция отражена на смайле щенка, после того как он схватил ящерицу, а она отбросила хвост? Правильно – «удивление».
- — Решил щенок хотя бы насекомых наловить (ребёнок должен выбрать смайл «решительность»). Подбежал он к ним и вдруг отпрянул: все как бы тут, а никого не видно (ребёнок должен определить смайл для щенка как «досада, раздражение»).
6. Гримасы
Чтобы развивать актерские способности, эмпатию, владение мимикой, предложите ребёнку обезьянничать. Тяните по очереди смайлики из мешочка и пытайтесь изобразить эмоцию. Фотографируя друг друга, вы также получите интересную подборку для семейной истории.