Готовность ребенка к школе и проблема адаптации

Начало школьного периода завершает беззаботное дошкольное детство и становится новым отправным пунктом младшего школьного возраста: от 6-7 до 10-11 лет. Необходимо заметить, что этот период – один из самых значимых в жизни ребенка. Именно от удачного и безболезненного его прохождения зависит во многом будущий интеллект, личность ребенка, а также познавательные навыки: умение и желание учиться. Должна заложиться здесь и основа для уверенности в своих силах.

Содержание статьи:

  1. Особенности периода
  2. Психологическая готовность ребенка к школе
  3. О подходе к оценке готовности ребенка к школе
  4. Адаптация ребенка к школе
  5. О знакомстве ребенка с новой ситуацией
  6. Выводы

Готовность ребенка к школе и проблема адаптации

Особенности периода

Изменяется так называемая социальная ситуация развития ребенка. Он, наконец, выходит за рамки семейных отношений и активно расширяет круг значимых Других. Особенным становится и принцип взаимодействия ребенка с миром взрослых, теперь к связке ребенок-взрослый прибавляется третий элемент: задача.

Новый значимый взрослый в жизни ребенка – учитель. Он предъявляет к детям новые, доселе им не знакомые, социальные требования, равнозначные для всех и обязательные к выполнению. Более того, вводится первая в жизни полноценная система оценки деятельности ребенка. Таким образом, учитель – это социальный эталон, воплощающий образцы социального взаимодействия.

На этом этапе ребенок знакомится с тем, что есть универсальные законы и принципы, перед которыми все – равнозначно. Это происходит через проникновение в мир науки, знакомство с арифметикой, правилами и нормами родного языка.

В жизни ребенка появляется регулярная и новая деятельность – учебная. Его позиция ученика заключается в том, что все, что он делает – важно и значимо, а сама схема взаимодействия регламентирована строгими правилами. Ребенок учится подчиняться новым правилам и нести ответственность за свои проступки.

Важно обратить внимание, что осознание ребенком новых правил жизни, становление дисциплины и прилежности определяет всю его систему взаимодействия со взрослыми. Успех или не успех в учебе диктует, какими будут контакты между взрослым и ребенком.

Если обратиться к классикам детской психологии, то, согласно Эриксона, в этот период ребенок приобщается к социальной жизни, труду и работе. При благоприятном течении и позитивном исходе, у ребенка формируется чувство компетентности, вкус к работе, умение работать в команде. При негативном исходе, ребенок чувствует себя неполноценным и сомневается в своих силах.

Психологическая готовность ребенка к школе

Особый распорядок дня в школе, а также специфические требования, предъявляемые ребенку в школе, требуют от первоклассника определенного уровня подготовленности к классно-урочным занятиям. Под школьной зрелостью понимается такая стадия развития нервно-психической деятельности, при которой ребенок может участвовать в коллективной учебной деятельности без какого-либо вреда для себя и окружающих.

Более того, за этим термином стоит особая система навыков и мотиваций, умений и способностей, которые помогут ребенку оптимально усваивать школьную программу.

В отечественной детской психологии вопросами готовности занимались такие светила науки, как Эльконин, Божович, Запорожец. Если возникают сугубо теоретические вопросы – всегда можно обратится к первоисточникам. Мы же рассмотрим четырехкомпонентную практическую модель готовности ребенка к школе.
Сразу оговоримся, что нет идеальной формулы, по которой можно определить готовность ребенка к школе, однако практики сходятся на мнении, что можно выделить следующие компоненты для оценки общей подготовки:

  • 1. Уровень личностной готовности. Отвечает на вопросы о готовности и наличии познавательных интересов, развитости мотивационной составляющей учения. Действительная тяга к занятию новой, особой социальной роли – стать школьником-учеником. Готов ли «внутренне» к школе ребенок? Хочет ли он принять новую, оцениваемую и важную роль ученика при помощи своей познавательной потребности? Рассматривается и произвольность действий. Умеет ли ребенок пользоваться произвольной памятью и вниманием, может ли работать согласно образца, может ли ставить цели и двигаться согласно намеренью?
  • 2. Интеллектуальная подготовленность. Здесь оценивается насколько ребенок понимает окружающий мир, какие знания у него уже есть. Проверяется и уровень восприятия ребенка, способности к наглядно-образному мышлению. Изучается уровень обобщения ребенка, умеет ли он выделять в предметах существенные признаки и классифицировать их. Проверяется и словарный запас, беглость речи, изучается речевая сфера, а также фонематический слух
  • 3. Моторная готовность. На этом уровне проверяется готовность ребенка к школе по развитию крупной и мелкой моторики, согласованности движений тела, умению контролировать свои движения, выполнять сложные моторные операции
  • 4. Уровень задаток учебной деятельности. Самая неоднозначная ступень оценки. Умеет ли ребенок не просто слушать, но и слышать сказанное, действовать по инструкции? Способен ли ребенок в одиночку действовать согласно заданной инструкции? Может ли ребенок вычленять в задачах главное, откидывая побочные факторы, оперировать конкретными элементами из множества данных?

Важно понимать, что у дошкольника нет и не может быть так называемых школьных качеств, они формируются лишь в действительной учебной деятельности. В случае диагностики готовности ребенка к школе, изучаются предпосылки для формирования этих умений, но не они сами.

Готовность ребенка к школе – это основа для освоения качеств школьника! И главенствует среди них – мотивационная компонента и социальная зрелость ребенка. В случае неподготовленности к школе, у первоклассника наблюдаются проблемы с обучением в принципе, а не с конкретным предметом. Однако, при создании коррекционных условий, главенствующая роль в которых относится работе именно с мотивационной сферой, отставание успешно преодолевается, а круг познавательных интересов расширяется.

Стоит отличать психологическую готовность ребенка к школе от педагогической, когда проверяются конкретные умения и навыки ребенка.

О подходе к оценке готовности ребенка к школе

Сразу скажем, что нет единой методологии оценки готовности, а тем более – единственной и точной методики или теста. Поэтому профессиональные психологи всегда используют батарею разнообразных тестов и методик, сопрягая их с беседой.

В целях экспресс-оценки и массовых срезов готовности, разработаны специальные методики, которые проводятся школьными психологами. Ими же выявляются потенциальные группы риска. В дальнейшем ребенку может назначаться индивидуальная работа с психологом, чтобы дать родителям определенные рекомендации.
Углубленная индивидуальная работа проводится и в целях первичной диагностики, занимаются ей, в основном, частные психологи и центры развития.

Адаптация ребенка к школе

Надо признать, что уже на первых днях в школе, ребенок встречается с новыми и непривычными для него трудностями. Достаточно серьезно ужесточаются рамки жизни. Вкратце о том, что необходимо освоить ребенку, потупившему в первый класс:

  • • Освоиться в новом пространстве школы
  • • Изменить свой режим дня
  • • Познакомиться с новым классом, влиться в коллектив сверстников, что может быть впервой
  • • Свыкнуться и принять новые правила и требования
  • • Познакомиться с новым взрослым, который будет регулировать день ребенка
  • • Перестройка домашних отношений, занятье новой позиции по отношению к семье

Одновременно с тем, первоклассник получает и новые права, вроде права на личное рабочее место, необходимые школьные принадлежности, уважение к своим занятиям со стороны взрослых, а также необходимую помощь.

О знакомстве ребенка с новой ситуацией

Период освоения и ознакомления с новой для ребенка учебной ситуацией протекает не менее двух месяцев, а иногда и целый год. Триместровая система обучения может усложнять этот процесс, особенно если ребенок не проявляет интереса к новой ситуации.

Стоит сказать, что родители должны помогать ребенку осваивать новую роль школьника, даже если первоклассник с высоким уважением относится к своим новым занятиям. Родители же должны стать опорой в помощи усвоения новых требований, направленных на ребенка.

Коротко скажем о том, что нужно делать, а чего стоит избегать:

  • 1. Нужно активно формировать ценности ребенка, а также обращать внимание на то, какие ценности передаются ребенку в обыденных разговорах. Например, вопрос о том, ругали ли сегодня ребенка передает идею послушания, вопрос, получил ли кто-то еще хорошую отметку – идею престижности учебы;
  • 2. Ни в коем случае не стоит оставлять ребенка один на один с новой для него ситуацией, но и не стоит брать инициативу знакомства с новой ситуацией в свои руки. Ребенок должен со всем знакомиться сам, но чувствуя при это поддержку любящей семьи;
  • 3. Не стоит при ребенке обсуждать недостатки школьных учителей и программ – не дискредитируйте учебную деятельность;
  • 4. Родители могут помогать ребенку в домашних хлопотах по поводу учебы: поинтересоваться, все ли собрал ребенок к школе, проверить уроки, объяснить непонятное, но не стоит делать все самому. Таким мелочам можно придать форму особенного ритуала, что организует ребенка;
  • 5. Стоит понять, что ребенок, попавший в школу, может начать стремиться делать все слово в слово, как сказал учитель – к этому нужно относится с пониманием, ведь для ребенка теперь появился еще один значимый взрослый – его преподаватель. Не стоит говорить ребенку, что так-то и так-то делать правильней, если он делает это так, «как сказал учитель».

Выводы

Проверка готовности ребенка к школе – не самое легкое дело и не стоит думать, что родители смогут сами решить этот вопрос. Всегда стоит прибегать к помощи штатных школьных психологов или частных практиков, работающих с детьми. Также не стоит забывать, что начальные знания ребенка – совсем не показатель его реальной готовности к школе.
Адаптация ребенка к новым школьным условиям должна сопровождаться поддержкой родителей, но не перехватом и разжевыванию ребенку всех требований и норм: помните, первоклассник чувствует себя ответственным и самостоятельным, поэтому – если трудности не возникают – он сам должен со всем познакомится.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

Оставьте свой комментарий: