Художественно-эстетическое развитие у ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет

Содержание статьи:

  1. Возрастные особенности
  2. Основные задачи. Развитие изобразительных задатков
  3. Развитие музыкальных задатков
  4. Показатели художественно-эстетического развития
  5. Советы родителям

Художественно-эстетическое развитие у ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет

Возрастные особенности

На примере взрослого, его положительного эмоционального отношения к окружающей среды, дети способны проявлять радостные эмоции и переживания в связи с восприятием красоты, явлений природы, звуков, ярких красок, стихов и тому подобное. В процессе музыкальных занятий у детей развиваются чувство ритма, слуховая чувствительность, эмоциональная выразительность голоса, эстетическое удовольствие, появляется желание рисовать, лепить, действовать с бумагой, выполнять различные движения и действия по содержанием стихов.

Начало второго года жизни – это изобразительный этап художественного развития. Он характеризуется возникновением первичной графической деятельности. Малыш с удовольствием рисует на бумаге каракули, радуется и удивляется полученным изображением. Как правило, его интересует сам процесс рисования, лепка, а не результат, чем и объясняется желание многократного повторение действий с разнообразными художественными материалами (карандашами, красками, глиной).

Интерес в этом возрасте вызывает музыка. Ребенок реагирует на танцевальную мелодию, ее движения становятся живее, в такт спокойной музыки она движется плавно, качает головой; от громкой музыки – быстро устает, начинает капризничать.

Особое внимание ребенка второго года жизни привлекают сказки, стишки, которые читаются и обыгрываются взрослым.

Основные задачи. Развитие изобразительных задатков

Первое полугодие (1 год — 1 год 6 месяцев)

Способствовать формированию у детей дообразотворческого этапа художественного развития: — поощрять его к сосредоточению внимания на ярких предметах, игрушках, картинках, объектах природы, их зрительного, тактильного обследования; стимулировать к позитивному реагированию при их восприятии; — знакомить с простейшими художественными материалами (карандаши, краски, мел, глина, бумага, пластмассовый и деревянный строительный материал) и их свойствами (карандаш, краска, мел – оставляют след; бумага – шуршит, рвется, мнется; глина – пластичная, меняет форму); — поддерживать манипулирования различными материалами – карандашом, бумагой, глиной, строительным материалом и поощрять к получению положительных результатов (линии на бумаге – дорожка, кусочки глины – зернышки для птичек, несколько кубиков – башенка тому подобное).

Второе полугодие (1 год 6 месяцев — 2 года)

Способствовать формированию у детей изобразительного этапа художественного развития: — развивать эмоциональную отзывчивость в процессе восприятия красивых предметов, игрушек, произведений изобразительного (иллюстрации в книгах, картины из изображением детей, животных, сказочной тематики) и декоративно-прикладного (народные игрушки) искусства; — поощрять к играм-экспериментам с простейшими художественными материалами; — в лепке побуждать повторять движения взрослого (отрывать маленькие кусочки глины от большего, разминать, открывать, сжимать в ладошке); — привлекать к совместной со взрослым игры-рисования, поощрять дорисовки отдельных элементов; — учить различать контрастные цвета в процессе рисования красками, карандашами; — предоставлять возможность заниматься изобразительной деятельностью по желанию.

Развитие музыкальных задатков

В повседневной жизнедеятельности

— создавать в группе и музыкальном зале художественное развивающее среду, что побуждает детей к эмоциональной реакции на музыку, музыкальных проявлений, выявления задатков;

— привлекать к слушанию пения воспитателя, музыки в аудио записи;

— поощрять совместных музыкальных занятий с взрослыми, восприятие праздничной развлечения и участия в ней (новогодняя; празднование дня мамы).

Во время музыкальных занятий в слушании музыки

— учить слушать короткие песни и инструментальные пьесы образно-игрового характера в исполнении педагогов;

— поощрять непроизвольные эмоциональные и двигательные реакции на музыку;

в музыкальных движениях — развивать умение откликаться на музыку свободными движениями;

— учить в танце эмоционально благодарить поклоном, водить хоровод, выполнять танцы по характеру музыки (умеренно, в подвижном темпе, согласно контраста двух частей сочинения), разыгрывать подвижные забавы;

— воспитывать эмоциональную чувствительность к музыке, чувство музыкального ритма, непринужденность игровых движений (лапки и ушки зайчика, засыпаем и кладем ладони под щечку, прячем ручки за спину), танцевальных движений (хлопки в ладони, поклон, блеянье), движений с предметами (погремушки, куколка);

поощрять детей к движениям возгласами (туп-туп; гоп-гоп; гой-я, гой-я; эй, гей), прибаутками (хлопай-хлопай ручками; топай-топай ножками), погремушкой, игрушкой и т. п;

в пении — привлекать к восприятию выразительного пения взрослых, подпевать, знакомиться с песенным опытом взрослых, сопровождать пение взрослого движениями;

— воспитывать интерес к народной и детской песни;

в музицировании — организовывать совместные действия с взрослыми (взрослый держит треугольник, движется от одного ребенка к другому, дети ударяют по инструменту);

— учить координировать движения со звучанием инструмента: под звуки барабана — шагать, под звуки треугольника – кружить.

Привлечение к театрализованной деятельности — знакомить с текстами стихов, песен, сопровождая их жестами, мимикой, интонацией; — стимулировать к проявлению положительных эмоций, реакций оживления; — учить выполнять элементарные действия «ладушки», «дай ручку», «пока-пока» за показом и словом взрослого; — учить подражать звуки, отдельные слова коротеньких стишков; понимать несложный сюжет показов, инсценировок с игрушками, предметами, персонажами кукольного театра; — поощрять разыгрывание небольших по объему текстов с использованием наглядности; — привлекать к театрализованных игр и игр-драматизаций по содержанию знакомых сказок.

Показатели художественно-эстетического развития

Изобразительная деятельность — положительно реагирует (радуется, удивляется) на яркие предметы, красивые игрушки, иллюстрации в книгах, картины из безобидности детей, животных и т. п; — с интересом наблюдает за изобразительной деятельностью взрослого, узнает созданные им образы в лепке, рисовании, конструировании, обнаруживает желание приобщиться к процессу созидания и игры; — манипулирует, экспериментирует с различными художественными материалами, пытается использовать их по назначению; — узнает отдельные предметы при случайном сочетании линий, пятен, точек, штрихов; — в лепке подражает действиям взрослого (отрывает кусочки глины, разминает, открывает их); — различает контрастные цвета (желтый, синий, красный, зеленый) и использует краски, карандаши этих цветов; — проявляет желание заниматься лепкой, рисованием, конструированием.

Музыкальная деятельность — эмоционально проявляет позитивное восприятие музыки, меняет мимические выражения лицо со сменой характера музыки, свободно двигается под музыку; — непринужденно реагирует успокоением на колыбельную; бегом, аплодисментами, ходьбой на оживленную, веселую музыку; — с удовольствием выполняет под музыку отдельные образно-игровые движения; — проявляет внимание к пению взрослого, сопровождает пение невольными движениями; — играет с игрушками-инструментами, просит включать музыку или делает это самостоятельно; — постепенно погружается в атмосферу музыкального занятия, развлечения, взаимодействует со взрослыми.

Театрализованная деятельность — эмоционально положительно реагирует на тексты знакомых стихов, песен, копирует мимику и движения взрослого; — показывает простые игровые действия («пока-пока», «на головку сели», «полетели- полетели», «сорока-ворона кашку варила»), участвует в совместной со взрослым игре; — сопровождает тексты и рисунки сказочек интонационно выразительными словами, образными жестами, в совместных действиях со взрослым повторяет отдельные действия, имитирует движения, подражает образные голоса животных.

Советы родителям

Изобразительная деятельность — направляйте внимание ребенка на яркие объекты в окружающей среде, старайтесь удерживать ее определенное время, рассматривайте вместе картинки, иллюстрированные книги, народные игрушки, стимулируйте проявления положительных эмоций при их восприятии;

— создайте благоприятные условия для развития творческих задатков, обеспечьте наличие необходимого художественного оборудования (карандаши, краски гуашь 1-2 цветов, бумага, глина, строительный материал), поддерживайте манипулирования ребенка с ним;

— занимайтесь изобразительной деятельностью в виде игры.

Выберите восприимчивое время, когда ребенок имеет хорошее настроение, приготовьте все материалы и предложите поиграть. Заинтересуйте его сначала, прочитайте стишок, сказочку, попросите показать на рисунке персонажей, а затем творите вместе;

— воспринимайте занятия с ребенком как интересный творческий процесс, тогда ваш настроение передастся ребенку, подарит ему много положительных эмоций;

— используйте современные учебно-наглядные издания (альбомы, раскраски);

— не останавливайте ребенка, если у нее есть желание делать одни и те же действия много раз (чертить карандашом бесконечные линий, месить глину и тому подобное);

— вправляйте в узнавании предметов при случайном сочетании линий, пятен, получении определенной формы, сочетании строительных деталей, озвучивайте образы, которые создает малыш, чтобы вызвать представление о них, их свойства (цвет, форму).

Музыкальная деятельность — создавайте благоприятную музыкально-развивающее среда в семье из-за благосклонное отношение родителей к музыке, музыкально-эстетическое поведение взрослых (пение, слушание музыки), совместную музыкальную и музыкально-двигательную деятельность взрослого и ребенка (хлопаем, бегаем вместе);

— наполняйте предметный пространство дома музыкальной аппаратурой и музыкально-игровым детским оборудованием (музыкальный центр, iPad, аудио музыка, музыкальные игрушки-инструменты с фиксированным звуком – органчик, шарманка, шумовые игрушки-инструменты – колокольчики, погремушки, детские игрушки доброй качества с музыкальным утварью);

— практикуйте в семье живое пение членов семьи: мамы, папы, бабушки, дедушки (колыбельные, современные детские мелодии и песни материнской языке); привлекайте к нему ребенка; — импровизируйте ритмичное пение имени ребенка по образцу «Ксеня, Ксеня, доченька, светлое наше солнышко», а также ритмичный, параллельный действиям, пение на вроде «Ручки моет наш Михасик, будет чист, как карасик»;

— слушайте вместе с ребенком негромкие аудио записи красивой музыки (классическая – светлая, спокойная, умеренная, радостная, сказочная, маршевая, подвижная; наивный, простой и органичный фольклор – колыбельные, хороводные; современная – мелодичная, легкая, с хорошим содержанием, умеренным темпом и громкостью);

— поощряйте словами, аплодисментами действия ребенка самостоятельно давить кнопку музыкальной игрушки, а потом выполнять хлопки, покачивания, если музыка умеренная, бегать по кругу, если музыка живая и тому подобное.

Театрализованная деятельность — используйте в общении с ребенком стишки, сказки, стимулируйте ее к положительных эмоций, звукоподражания, активных образных действий, произнесение коротких слов; — применяйте прием разыгрывания шуток, показа действий персонажей с помощью игрушек;

— привлекайте ребенка к участию в театрализованных играх;

— предоставляйте ребенку возможность чувствовать себя свободно, раскованно в выражении эмоций и подражательных действий во время чтения сказки, стихотворения.


Оставьте свой комментарий: