Интервью с семейным психотерапевтом: сенсорная интеграция — что это и для чего?

Сенсорная интеграция: преодолевая перипетии детского развития

И снова мы обращаемся к практикам детского развития, однако наш сегодняшний материал добавит вкуса предыдущим строгим статьям о различных направлениях в коррекции и развитии ребенка. За неимением практического опыта в сфере сенсорно-интегрирующих занятий автор решил предоставить своим читателям профессиональный взгляд специалиста в этой области.

Предлагаем вашему вниманию интервью с Ольгой Пашковой – системным семейным психотерапевтом, заканчивающим курс обучения сенсорной интеграции под руководством ученицы Э. Джин Айрес (основательница метода) в США.

Содержание статьи:

  1. О методе
  2. Завершая интервью

Интервью с семейным психотерапевтом: сенсорная интеграция - что это и для чего?

О методе

Ольга, здравствуйте. Спасибо, что согласились помочь мне провести небольшой ликбез. Как думаете, с чего стоит начать?

Доброй ночи. У вас же ночь? – моя собеседница заваривает себе полуденный кофе. Думаю, стоит провести небольшой исторический экскурс.

Что ж, давайте начнем с истории. Расскажите про основные идеи Джин Айрес.

Давайте посмотрим на тенденции развития в сегодняшней детской психологии. Большая часть подходов постулирует важнейшую роль сенсорных систем в развитии ребенка. Всех систем, не только привычных для нас зрения и слуха. Обучение ребенка и его развитие зависит, в частности, и от вестибулярно-церебеллярных механизмов, регулирующих чувство баланса и позы.

Теперь непосредственно об истории. Подход сенсорной стимуляции и интеграции берет начало в 1950-х годах в США. Его полноправная основательница – как вы уже отметили – трудотерапевт и врач Энн Джин Айрес. Ключевой идеей подхода на тот момент был постулат о том, что основой для приобретения и накопления чувственного опыта являются все ощущения, получаемые от тела, а именно:

• тактильные;
• вестибулярные;
• проприоцептивные.

Развитие личности происходит на фундаменте сенсорного опыта

Такое необычное на тот момент допущение строится на простом принципе – этапности развития сенсорных систем. Три названные системы начинают формироваться уже в пренатальный период. Остальные системы, а это наши слух, зрение, вкусовая и обонятельная системы, развиваются на их основе и после рождения. Поэтому сенсорно-интегративный подход работает с тремя базовыми чувствами, которые являются предпосылкой для развития «вторичных» сенсорных систем.

Что можно сказать об сенсорно-интегративном подходе с точки зрения практики? На какой идее строится реальная работа с ребенком?

Начнем с того, что эта терапия требует строжайшей дозировки: ни больше, ни меньше чем нужно. Во-вторых, тренировка слабых функций – а это именно тренировка – проходит в специально организованной среде. Сенсорной комнате, если хотите.

Думаю, это никак не связано с сенсорной камерой?

Нет, сенсорная депривация тут ни при чем. Это специально оборудованная для терапевтической работы комната. Да и само занятие имеет четкий план-схему тренировки. Почти как у профессиональных спортсменов – шутливо замечает мой визави.

Давайте вернемся к ключевой идее.

Центральная идея – это стимуляция и контроль сенсорных «каналов» с целью научить мозг на автопилоте формировать адаптивный ответ на основе интеграции различных сенсорных сигналов, в частности – от суставов, мышц, кожи, двигательной и вестибулярных систем.

Адаптивный ответ?

Сознательная реакция-поведение, которая строится на увязке всех сенсорных сигналов и является адекватным ответом на данную конкретную ситуацию. Например, если на вас что-то падает, вы отойдете в сторону, а не подойдете под падающий предмет. Это и есть адаптивный ответ.

Получается, влияние направленно на бессознательные процессы, вы нацелены на улучшение работы подкорковых структур?

Безусловно, нейропсихологическое влияние здесь есть. Мы работаем с детьми, но буквально «учим» их мозг.
О принципах терапии

Что ж, давайте перейдем к другому важному вопросу: есть ли какой-то негласный свод правил сенсорно-интегративного терапевта? Расскажите о принципах подхода.

Как и у любого специалиста работающего с детьми – не навреди. Но это не о терапии непосредственно. По мне самый важный аспект – это следование за развитием ребенка. А вообще для себя я вывела порядка двадцати важных моментов.

Следовать за развитием?

Не форсировать ребенка, но и не отставать от него в занятиях. Если пытаться научить ребенка всему и сразу, то результата не будет. Если учить его тому, что он уже может – трата времени. Надо внимательно отслеживать весь прогресс и «откаты» в терапии.

Вы говорили о своих принципах терапии. Поделитесь?

Начнем с очевидного – неспешно перебирая свои записи, отмечает она.
Во-первых, (1) сенсорная активность также важна для развития и обучения, как и интеллектуальные занятия. (2) Для освоения новых навыков и преодоления трудностей ребенку нужна в принципе хорошо развитая чувствительность, а также способности увязывать разноплановые сигналы.

Далее, (3) терапевтические активности должны быть доступны ребенку, он должен быть способен их применить. А сложные навыки (4) осваиваются на основе выработанных ответов на более простые задачи. Соблюдаем принцип этапности.

Далее – это реальные способности ребенка. Не может человек упражняться в том, чего не умеет. Мы не работаем (5) со сферами, которые являются недостаточно развитыми. Мы как бы подводим под них основание, используя уже сформированные у ребенка навыки.

Уточните?

Чтобы конечный результат был хорошим, да и вообще был – необходимо работать на уровнях, которые находятся до желаемого уровня развития. Стартует работа не с проблемного места, а оттуда, где ребенок чувствует себя уверенно и комфортно. Например, нет смысла работать с кожной чувствительностью, если она слишком повышена или наоборот – отсутствует. Начинаем работать с достаточно развитых каналов. Все это делается для того, чтобы постепенно перейти к проблемным областям и не разубедить ребенка в его способностях.

Продолжим рассматривать ваши принципы.

Другой важный аспект – это (6) очень тщательный отбор занятий и силы воздействия. Методы работы и конкретные инструменты не должны никоим образом вредить ребенку. Реакция ребенка на сенсорные импульсы – надежный показатель успешности обработки сигнала мозгом. Рассмотрим примеры?

Как можно подробнее

Хорошо. Выделим четыре важных пункта.
• вестибулярные импульсы – хоть мы и не замечаем их в обыденной жизни – очень мощные. Они сильно влияют на мозг, либо помогая работе организма, либо разрушая ее. В частности – дыхание и сердцебиение зависят от этих сигналов. Неспособность обработать эти сигналы может привести к дезорганизации деятельности, а в крайних случаях – к потере сознания или припадкам, если ребенок склонен к ним. Поэтому использовать целенаправленные нагрузки в этой сфере не стоит;
• нервная система по-разному обрабатывает импульсы от органов равновесия. Самые простые для мозга движения – это вверх-вниз и вперед-назад. После – вправо-влево. Самыми тяжелыми для восприятия являются осевые вращения. При упражнениях крайне важно учитывать эти закономерности. Это жизненно необходимо при работе с тяжелыми расстройствами и младенцами;
• тактильная стимуляция зачастую строится на восприятии вибрации. Однако, как и остальные виды сенсорных сигналов, переносимость вибрации индивидуальна;
• и наконец, крайне осторожными надо быть в работе с гиперчувствительностью. Например, не стоит работать с кожей, если ребенок слишком «хорошо» чувствует – это будет настоящая пытка и для него, и для нервной системы.

Если есть что-то еще, давайте продолжим эту тему.

Разумеется. Важно (7) учитывать связь между всеми сенсорными системами. Например, взаимосвязь тактильной и вестибулярной систем. При сильном вестибулярном стимулировании могут проявляться кожные реакции. При интенсивном воздействии на кожу – вестибулярные, вроде тошноты, головокружения, а порой и вспышек агрессии или угнетения настроения.

Отсюда вытекает еще одно правило: (8) стимуляция должна быть целенаправленной и изолированной, чтобы работали отдельные системы.

Возможно ли это из-за взаимосвязи?

Полностью изолировать – нет, но снизить активность других систем – возможно. В любом случае (9) сенсорная интеграция – это целостная терапия. В работу включается все тело, все сенсорные системы и весь мозг. Мышцы работают синхронно с суставами, а вместе они посылают мозгу хорошо организованные сигналы. Движение тела включает в работу вестибулярную систему, которая интегрирует работу других органов чувств. Организация мозговых функций напрямую зависит от способности полноценно воспринять и организовать поступающие сигналы.

Наконец, можно отметить, что эффективная реакция на проблемные ситуации (10) и постепенное усвоение новых навыков существенно влияют на развитие полноценной интеграции всех чувств. В свое время, правильная организация чувств и ответов на них (11) улучшает не только сенсорные возможности и развитие ребенка, но и его поведение.

А какова роль ребенка в терапии? Как понять, насколько она эффективна для конкретного случая?

Позиция ребенка – это позиция деятеля. Поэтому терапия строится на игре, а детали, вроде упражнений и схемы занятия должны (12) строиться на основе интересов ребенка. Оптимальный эффект достигается в случаях, когда ребенок сам контролирует свои действия, а терапевт лишь изменяет обстановку. Сенсорная интеграция достаточно сложна для детей и поэтому чем сильнее мотивирован (13) ребенок, тем эффективнее будет терапия, и легче будут проходиться проблемные моменты лечения. А саму эффективность лечения можно определить через эффективность реакции ребенка на задачи, которые ранее были ему не по силам. Думаю, касательно принципов и особенностей терапии – это все.
Условия терапии

Тогда перейдем к следующему вопросу. Что именно необходимо, чтобы помочь ребенку с проблемами сенсорной интеграции?

Здесь все просто:

1. специально организованное пространство – это должно быть большое помещение с высокими условиями по безопасности: мягкие полы и стены;
2. далее – оборудование, которое обеспечивает сенсорное воздействие. Здесь ничего необычного: шведские стенки, качели, маты, тоннели, мягкие горки и пуфы. Да и сухой бассейн не будет лишним;
3. и все дополнительное оборудование для детских игр.
А если говорить о работе с дошкольниками и детьми раннего возраста? Что необходимо для их сенсорной интеграции?

Да, тут есть определенные особенности, но большинство касается организационных моментов. Попробую описать их кратко:

• во-первых, надо максимально исключить возможность отвлечения ребенка от занятия;
• для удержания внимания ребенку дается только одно задание;
• если занятия проходят в группе и ребенок чувствует себя некомфортно (боится, что его ударят, например), то можно постараться найти удобное для него место. Например – на краю группы;
• важно убрать все, что может привести к зрительной перегрузке. Это различного рода яркие плакаты, пестрые ковры, отражающие и бликующие поверхности;
• все, что издает звук – желательно убрать. От аквариума, до часов и открытого окна;
• тоже касается и обоняния: запахи еды, краски, медикаментов – все это мешает процессу;
• обязательно должно быть тихое место в терапевтической комнате, где уставший или расстроенный ребенок мог бы отдохнуть в одиночестве.
Методы работы и самостоятельные занятия

Если я правильно понял, то сенсорная интеграция работает по двум фронтам: низкая и высокая чувствительность. Расскажите о различных упражнениях.

Да, вы правы, сенсорно-интегративные терапевты работают с сильной и слабой чувствительностью. Я приведу некоторые упражнения в пример и расскажу о полезном оборудовании, которое поможет в работе. Однако отмечу, что все же родителям, решившим частично самостоятельно помочь ребенку интегрировать свои сенсорные ощущения, стоит посетить хотя бы несколько мастер-классов в этом направлении. Это необходимое условие.

Начнем с гиперчувствительности в области вестибулярной системы. Вся деятельность должна быть разделена на небольшие этапы и необходимо не забывать о похвале. Например, можно использовать раскачивание на качелях с опорой на живот или грудь ребенка, еще лучше – чтобы ноги касались земли. Вместо качелей вполне можно использовать кого-либо из родителей.

Другое упражнение – это прыжки с возвышением, в ходе которого постепенно увеличивается высота конечной точки приземления.

Различные игры с большим мячом. Например, ребенка кладут животом на мяч, придерживая за плечи, постепенно смещая хват до ступней. При этом руки у ребенка свободны для опоры перед собой.

Другие доступные всем упражнения – это традиционные игры-потешки для детей. Например, «по кочкам» или «лодочка». Все это есть в Интернете.

Упражнение, позаимствованное из тренингов на доверие – падение на руки взрослому. На первых этапах ребенок стоит лицом к взрослому, затем можно делать это спиной и в самом конце, если ребенок готов, с закрытыми глазами.

Перелезание со стула на стул. Два стула ставятся спинками друг к другу и ребенок должен перейти с одного на другой. При этом важно всегда страховать ребенка. Более того, это отличное упражнение для пары детей. Сюда же можно отнести и хождение по скамье. Вспомните, как в детстве вы «переходили через пропасть».

И наконец – качание на гамаке. При этом важно, чтобы гамак обхватывал все тело ребенка, а для этого используются специальные виды креплений. В принципе – можно установить в загородном доме.

В кинестетике, как показывает опыт, сверхчувствительности не бывает, а вот про кожную чувствительность такого не скажешь.

Для детей с повышенными ощущениями на коже важно всегда предупреждать, что вы ходите прикоснуться к ним, а также не забывайте, что объятия могут быть болезненными, а не приятными. А вообще стоит постепенно знакомить ребенка с различными текстурами. Для этого можете подготовить «сенсорную коробку» — положите в нее мягкие материалы – ткань, вату, шелк и другие вещи. Важно, чтобы там не было ничего, что может поцарапать или поранить ребенка. В дальнейшем можно перейти к жестким материалам.

Также учите ребенка самостоятельно регулировать силу воздействия на свою кожу, например – при умывании или расчесывании.

Расскажите о работе с недостатком чувствительности.

Конечно. Начнем опять с вестибулярного аппарата. Здесь все просто – достаточно поощрять любые занятия, связанные с развитием этой системы. Например, различные игрушки-качалки, карусели и качели, батуты. Сюда же стоит отнести и иппотерапию.

Теперь о слабой кинестетике. В домашних условиях можно разместить мебель по периметру комнаты, чтобы ребенок лучше ориентировался. Здесь будут актуальны любые упражнения на развитие мелкой моторики, а это и игры в мяч, пальчиковые упражнения, банальные «ладушки». Также полезны будут упражнения на работу с сухожилиями и мышцами – растягивания, сдавливания. В принципе, гимнастика-растяжка хороший вариант. Любые виды рукоделия связаны с тонкой моторикой и контролем за деятельностью, поэтому можно «влюбить» ребенка в бисероплетение, лепку или хотя бы дать ему рвать бумагу на определенного размера куски. Также стоит включить сюда – в обязательном порядке «сенсорную коробку».

Сюда же можно отнести упражнения из репертуара нейропсихологов, например, несинхронные движения руками для выполнения какого-либо действия, манипуляция предметом одной рукой с фиксацией другой в неподвижном состоянии. Вариантов масса.

И наконец, слабая тактильная функция. В играх и обыденной жизни ребенка можно использовать различные тяжелые покрывала и одеяла, спальники, массажные коврики и ручные массажеры. В душе, например, можно использовать грубые мочалки. Сюда же стоит включить и работу с мелкой моторикой, а также – знакомство с фактурами. Не стоит списывать со счетов и массажи. В частности, известен прием «Сендвич» — ребенка кладут между двумя крупными подушками, при этом совершая растирающие движения ладонью вдоль тела.

Прямой контакт с различными поверхностями от ладоней до всего тела. Это могут быть сухие бассейны, ванны с водой разной температуры и подобные вещи. Также можно ходить босиком по различным предметам, например – пол, ковер, трава, асфальт. Если ребенок боится новый предметов в ходе работы, то можно применять знакомые ему вещи – игрушки.
О гарантиях, эффективности и комплексном лечении

Мы приближаемся к завершению нашей беседы. Хотелось бы узнать, сколько времени отнимает сенсорно-интегрированная терапия?

Точных временных предписаний нет. Сенсорно-интегративный подход ориентирован на длительные занятия, проводимые циклично, с периодами отдыха.

С чем это связано?

Терапия не ориентирована на сиюминутные и поверхностные результаты. Происходит воздействие на мозговые структуры, развивается его нейронная организация, а каникулы в ходе занятий важны для того, чтобы ребенок, получив новый материал, мог применить его и окончательно усвоить новые навыки. Пауза – это тоже важный этап работы! Ведь мозгу необходимо время, чтобы «переспать» с полученным воздействием и окончательно принять новый опыт.

Мы как практики часто сталкиваемся с вопросами о гарантии успеха. Что можно сказать об этом подходе?

Думаю, вы понимаете, что ни один метод не гарантирует абсолютного успеха. Ровно, как и в медицине. Каждый ребенок уникален и многогранен, то, что сработало у одного, может не сработать у другого. Повторюсь, важно следовать за развитием ребенка, постоянно находиться в поиске того метода, который поможет ребенку преодолеть его конкретные проблемы. Надо быть гибким и уметь перестраиваться. Единственное, что может гарантировать терапевт – это не останавливаться, если много не работает. Понимание ребенка как полноценного человека со своими интересами – вот залог успешной работы по коррекции и развитию. Именно индивидуальный подход позволяет ребенку наладить общение с миром и полноценно раскрыться в деятельности.

Как сочетается сенсорно-интегративный подход с другими методами лечения?

Конечно лучше всего – комплексное лечение, которое формируется в зависимости от проблемы. В комплексе с этой терапией может применяться и нейропсихологическая коррекция, и физиотерапия с ЛФК, иппотерапия, игротерапия, когнитивная терапия и другие психологические методы. Вишенкой на торте могут стать сенсорно-интегрирующие виды спорта.

И наконец, последний вопрос. Какова роль родителей в терапии?

Активное сотрудничество с терапевтом – это большая часть успеха в коррекции. Нет смысла работать с детьми, чьи родители не готовы изменить быт ребенка для оптимизации коррекции. В любом случае, сенсорно-интегративный терапевт еще и немножко семейный консультант.

Что ж, на этом мы закончим. Ольга, благодарю вас за интересный и очень подробный рассказ о сенсорно интегрированной терапии.

Завершая интервью

Итак, уважаемые читатели, мы провели интереснейшую беседу Пашковой Ольгой – сенсорно-интегративным терапевтом. Надеемся, этот материал ответил на многие ваши вопросы об этом подходе и помог лучше понять то, как это работает. В комментариях к статье вы можете задавать свои вопросы, а я постараюсь как можно подробнее ответить на каждый из них.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте https://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.
Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Оставьте свой комментарий:

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.