Когда начинать обучение чтению, по какой методике, как учить правильно и быстро

Учимся читать правильно

Умение читать — и сам навык, который становится цепочкой к познанию, к умению ориентироваться в современном информационном пространстве. Успешное обучение и расширение кругозора неотделимо от умения читать. Мы, родители, покупаем множество вспомогательных вещей:

  • — настенные азбуки,
  • — музыкальные игрушки с буквами,
  • — красочные книжки.

Но этими вещами мы в состоянии лишь заинтересовать нашего малыша буквами, а для чтения по слогам этого, конечно, не хватит.

Ребёнок теряется, когда понимает, что слоги читаются иначе, чем звучат буквы в алфавите. Если раньше было всё намного легче (был один букварь, по которому и учились), то сегодня существует множество методик, которые, с одной стороны, дают альтернативу в обучении, а с другой — путают родителей. Глаза разбегаются от этого разнообразия:

В этом методическом винегрете путается вместе с родителями и их чадо. А как вам фраза: «После трёх уже поздно»? Здесь даже самоуверенные и предприимчивые родители окажутся «в ступоре» и будут корить себя за то, что прилагали недостаточно усилий.

Раньше детей учили читать в возрасте 6 — 7 лет, и это считалось нормальным. Времена меняются, и сейчас дошколята уже должны овладеть этим навыком. Некоторые исследователи советуют начинать ещё с пелёнок.

Впрочем, выводы психологов и логопедов по раннему обучению чтению свидетельствуют, что такие дети:

  1. Во-первых, пропускают момент социализации (поскольку мозг занят совсем другим),
  2. Во-вторых, читают, не понимая смысла. То есть технически они складывают символы-буквы в слоги, а пересказать прочитанное ещё не могут.

Содержание статьи:

  1. Когда же начинать?
  2. Учимся играя
  3. Методика Марии Монтессори
  4. Устная игра «Ребус-метод»

Когда начинать обучение чтению, по какой методике, как учить правильно и быстро

Когда же начинать?

Специалисты советуют обратить внимание на следующие физиологические факторы:

  1. Сформированность ориентации в пространстве: малыш должен чётко понимать, где право и лево, поскольку читать ему придётся слева направо.
  2. Умение говорить предложениями: во избежание задержки речевого развития.
  3. Развитие фонематического слуха: малыш должен чётко отделять каждый звук, выделять общий звук, например, жук-книжка-рожь;
  4. Отсутствие логопедических проблем: ребёнок должен уметь правильно произносить звуки.

Чёткую возрастную границу трудно назвать, но чаще все указанные признаки появляются в возрасте пяти лет. Для совершенствования произношения, дикции и дыхания можно использовать скороговорки. Читайте их разными способами:

  • — быстро-медленно,
  • — тихо-громко.

Учимся играя

Несмотря на то, что все методики различаются между собой, все они имеют один общий момент — игра. Педагоги отмечают, что ребёнок легче усваивает материал, когда он подаётся с определённой изюминкой. Но процесс обучения не должен восприниматься ребёнком как приятное развлечение.

Это связано с тем, что когда ребёнок пойдёт в школу, ему придётся самостоятельно работать для результата. А это может оказаться настоящей мировой несправедливостью. Поэтому находим золотую середину, выбираем оптимальную методику — и вперёд!

Методика Марии Монтессори

Педагог, психолог советует начинать учить читать в четыре года. Но заранее (в 2,5 — 3 года), отмечает педагог, необходимо тренировать руку для письма. Это связано с тем, что малышу легче написать (нарисовать) букву, чем воспринять её абстрактный образ.

  1. Сначала необходимо заняться штриховками и обводкой (тренируем кисть).
  2. В связи с тем, что дети тактильно запоминают и понимают лучше, им предлагается ощупать пушистые (шершавые) буквы.
  3. Следующий этап: с помощью подвижного алфавита составляем слова, а потом начинаем писать (а вместе с тем и произносить) буквы.
  4. Первые прописи Монтессори советует делать на манной крупе пальцем.
  5. Следующие упражнения выполняются с помощью заранее сформированного дидактического материала (карточки с изображениями слогов, животных, букв).

Устная игра «Ребус-метод»

Все упражнения этой игры выполняются вслух, громко, ритмично. Существуют лишь следующие правила:

1. От каждого слова необходимо взять только первый звуковой слог (ложка – ло, кошка – ко), тренируемся примерно 5 минут:

  • — Листья — ЛИ
  • — Солнце — СО
  • — Вафля — …

2. Из двух слов, громко и ритмично произнесённых, мы отделяем только первые слоги, в результате получаем новое слово:

  • — КОза — ЛОжка = КРУГ
  • — ВАфля – Заяц = ВАЗА
  • — Усложняем задание: КАрта – ЛИпа – Напиток — …

С большим количеством слогов будет трудно справиться, потому что детям 5 — 6 лет ещё не хватает концентрации внимания. Однако можно помочь иллюстрациями. Появление зрительных образов, помогает овладевать техникой чтения по слогам.

Эта методика даёт результаты почти сразу. Ребёнка есть за что похвалить! Нагрузки и усложнение заданий осуществляется постепенно, поэтому малыш не перенапрягается. Развивается слух, дикция, чувство ритма и концентрация внимания.

Как показывает практика, какой бы метод вы не выбрали, лучший результат, для ребёнка, его гордость, будет при условии вкладывания собственных усилий.

Оставьте свой комментарий: