Логопедические проблемы у детей дошкольного возраста
Причины нарушения речи
Не секрет, что в современном обществе очень часто встречаются дети с различными нарушениями речи. Это явление имеет множественные причины:
- сложности в пренатальном периоде,
- родовые травмы,
- отсутствие или очень малое количество занятий по развитию мелкой моторики,
- отсутствие или снижение общения с ребёнком в доречевом периоде,
- различные степени тугоухости и многое другое.
Многочисленные причины и предпосылки можно очень условно разделить на четыре типа:
- Обусловленные неврологическими причинами и /или связанные с патологиями в коре головного мозга (как правило, это врождённые патологии либо последствия родовой травмы)
- Обусловленные патологией строения челюстно-лицевого аппарата (заячья пасть, волчья губа, слишком короткая уздечка)
- Обусловленные ЛОР-патологией: различные степени тугоухости, в том числе кондуктивная (приобретённая), а также «гнусавость» и невозможность правильного произнесения ряда звуков вследствие увеличенных аденоидов
- Обусловленные недостаточным развитием ребёнка, отсутствием с ним занятий по возрасту.
Недаром говорят, что речь ребёнка и его развитие находятся на руках: развитие мелкой моторики начиная с самого раннего возраста – залог успешного будущего маленького человечка и профилактика логопедических проблем.
Содержание статьи:
Некоторые виды нарушений речи
Дизартрия – расстройство артикуляции вследствие пареза мышц артикуляционного аппарата. При этом нарушении речь ребёнка как бы смазанная и неразборчивая, без выражения.
Дислалия – довольно частое расстройство, при нём звуки произносятся неправильно или заменяются на другие, например «В» вместо «Л» (наверняка все помнят старый анекдот о том, как маленький мальчик просил в магазине купить водку), «С» вместо «Ш» и так далее. Становление большинства звуков, в том числе и шипящих естественным путём происходит до 3-4 лет, последними ребёнок научится говорить соноры: звуки «Л» и «Р» — это должно произойти в возрасте до 5 лет.
Дислалия может повлечь за собой нарушение фонематического слуха: то есть ребёнок на слух не способен различить различные звуки («С» от «Ш», «Л» от «Р» и так далее), а нарушение фонематического слуха в свою очередь приводит к таким логопедическим нарушениям, как дислексия и дисграфия.
Дислексия – различные нарушения процесса чтения.
Дисграфия – различные нарушения процесса письма.
Алалия – одно из самых тяжёлых нарушений речи: практически полное её отсутствие.
Профилактика и лечение речевых нарушений
Молодым родителям нужно знать, что большинство проблем нарушения речи закладываются ещё в доречевом периоде развития речи (условно таким периодом считается возраст до 3 лет) и могут иметь косвенные признаки, благодаря которым можно предполагать в будущем логопедические проблемы у ребёночка, поэтому не стоит игнорировать плановые визиты к специалистам.
- В 1 месяц от роду, в 3, в 6 и в 12 производится плановый осмотр невролога, при необходимости врач назначит дополнительные обследования и подберёт адекватное лечение.
- Также в 1 месяц ребёнка осматривает стоматолог – на предмет отсутствия челюстно-лицевой патологии и патологии строения уздечки.
- Контроль слуха проводят ещё в роддоме, на 4-5 сутки жизни новорождённого.
- Отоларинголог планово осматривает детей возрастом 1 месяц и 1 год.
При патологии, обусловленной состоянием здоровья очень важно вовремя выявить причину и начать лечение у соответствующего специалиста.
Родителей должно насторожить, если ребёнок не начинает вовремя гулить и лепетать, если не откликается на своё имя или не реагирует на обращённую к нему речь, если поздно научится кушать твёрдую пищу и поздно начинает непосредственно говорить. Все эти симптомы – повод показать своё чадо врачу.
Ребёнку с проблемами развития речи рекомендованы занятия с логопедом, и здесь очень важна слаженная работа родителей и специалиста: дома нужно обязательно выполнять все упражнения. Самая простой комплекс логопедической гимнастики, который можно порекомендовать всем без исключения детям включает в себя несложные упражнения:
- улыбка,
- округление губ окошечком,
- облизывание губ (упражнение «Вкусное варенье»),
- вытягивание губ в трубочку и другое.
Занятия, направленные на развитие моторики рук, достаточно разнообразны и могут быть подобраны для детей самого раннего возраста, к примеру:
- Для грудничков: захват погремушки/лёгкой игрушки и перекладывание из ручки в ручку; пальчиковые игры (сорока-ворона, ладушки-ладушки) сначала с мамой, а потом и самостоятельно
- Для годовалых-двухлетних детей различные игры с пересыпанием и перебиранием крупы, пальчиковые краски, крупная мозаика
- Для детей постарше: рисование, лепка, аппликация, мозаика, пазлы, конструктор
- Детям с различными степенями тугоухости рекомендованы упражнения для слуховых труб: для совсем малышей это пережёвывание твёрдой пищи и дуть ротиков, для детей постарше и взрослых разработаны специальные комплексы упражнений.
В заключение хотелось бы ещё раз повториться, что проблемы, связанные с нарушениями речи – это бич нашего времени, и тем раньше будут выявлены и устранены причины явления, тем меньше негативных последствий будет для здоровья ребёнка. Родители, будьте внимательны к своим детям!