Маленький Мистер Бин: если ваш малыш паясничает
Почему ребёнок паясничает и гримасничает? Когда это считается нормой и указывает на развитие малыша, а когда свидетельствует о наличии у него проблем в общении? Каким рекомендациям должны следовать родители, чтобы выстраивать общение с юными шутниками?
Родители, чьи дети постоянно кривляются, паясничают, шутят, имеют совершенно полярные взгляды на подобное поведение: одни с восхищением наблюдают за тем, как их чада изображают из себя клоунов, уличая в этом талант, другие считают шутовство своих детей не лучшей стороной их личности.
Надо сказать, что каждый в этой ситуации по-своему прав. Прежде всего, если малыш частенько стал вести себя неординарно: паясничать, строить рожицы, и делает это даже в совершенно неуместных ситуациях, стоит задуматься – с чем это связано.
Возможно всё дело в его жизнерадостном характере, а быть может причина кроется совсем в другом: посредством подобного поведения он просто маскирует что-то серьёзное и глубинное. Ваша задача – выяснить, это своеобразный «макияж» проблем и комплексов, или он постоянно пребывает в приподнятом настроении.
Конечно, все дети без исключения, временами демонстрируют «здоровое баловство», эта особенность в поведении указывает на то, что ребёнок полноценно развивается. Нельзя представить детство без веселья, смеха, галдежа; с помощью подобных вещей дети проявляют свою непосредственность и естественность.
В большинстве случаев дети с солнечной улыбкой, позитивно настроенные к окружающим – это «долюбленные» ребята из тех семей, где отношения строятся на взаимопонимании, заботе, доверии. Переполненные любовью малыши стремятся поделиться ей (а также радостью, хорошим настроением) с другими.
Источников радости у ребёнка множество:
- — поцелуй мамы,
- — похвала отца,
- — любимая игрушка,
- — вкусная каша.
Адресатами «радостных» даров малыша прежде всего становятся его родители. Всё просто, дети умеют анализировать (пусть не столь глубинно), ориентируясь на свои наблюдения: мама особенно добра и ласкова по отношению ко мне, когда ей весело и хорошо.
Вспомните, сколько раз ваш ребёнок замечал, как вы безудержно смеялись над героями комедий с незамысловатыми сюжетами. Ваше хорошее настроение передаётся ребёнку; ведь если вы не в духе, на безоблачном небе чада появляются «тучи», которые вы же и направляете (упрекая, раздражаясь его поведением).
Это вполне очевидная закономерность: плохое настроение – замечания по поводу и без, злость; хорошее настроение, сопровождаемое смехом, весельем – отсутствие подобных особенностей в поведении. Уловив логику, ребёнок решается примерить на себя роль клоуна и отныне веселить всех, располагая тем самым к себе людей. Отреагировав хоть раз на показы малыша, будьте уверенны, что в скором времени он повторит «на бис» своё выступление; однако, если в очередной раз вы не поддержите его заразительным смехом или улыбкой, не дадите понять, что вам с чадом весело – он обидится.
Детская непосредственность только подпитывает желание ребёнка поднять настроение своим близким и просто знакомым людям; осознав, что подобный метод «работает», чадо начинает придумывать новые трюки увеселительной направленности из благородных целей. Подобное «мистербинство» нельзя пресекать, ведь так ребёнок поймёт, что в его силах приносить пользу окружающим.
Однако у подобных детских шалостей есть и оборотная сторона медали, о которой родителям должно быть известно. Когда малыш становится клоуном поневоле, Арлекино с грустной душой, начинает прятать за своим шутовством и паясничеством плачущее сердце. Далеко не все дети способны открыто высказывать свою претензию родителям о том, что его перестали любить, что он одинок, отвержен, потерял уверенность в себе. Его одолевает страх: а что если он поделится, и наткнётся на стену непонимания и раздражённости.
Подобные чувства находятся у него на подсознательном уровне, они вызывают душевный дискомфорт. В это время им начинает двигать одно желание – любым способом привлечь к себе внимание. Существует много способов этого добиться (проявление агрессии, демонстративное поведение), однако выбор часто падает именно на шутовство, ребёнок в оправдание данного способа может привести аргумент: клоун всегда на виду, его любит публика.
Конечно, чадо помнит, что подобные выходки могут дорого ему стоить, он рискует быть наказанным, однако негативная реакция родителей, предвкушение наказания свидетельствуют о том, что его заметили, о нём вспомнили, его «клоунада» имела успех. Через гримасничество и шутовство наружу выходит внутренний дискомфорт чада, а окружающие могут даже не осознавать, что смех ребёнка – сквозь слёзы, он грустный.
Играя роль шута, чадо тем самым компенсирует утраченную или даже непознанную родительскую любовь. Одна из причин возникновения дефицита родительской любви и заботы, по мнению ребёнка – появление в семье братика или сестрички, которому (которой) стали уделять больше внимания. В этой ситуации детская ревность оборачивается для чада паясничеством.
Польза от шутовства всё-таки имеется, так, благодаря клоунаде на показ ребёнок налаживает общение в детском саду или школе, становится душой компании ровесников, оказывается в центре внимания.
Зачастую подобную стратегию выбирают ребята, не сумевшие по каким-либо причинам иным способом найти подход к другим детям. Однако это происходит вовсе не из-за наличия у ребят комплекса неполноценности (или отставания от ровесников по каким-либо критериям, умениям); просто все шуты и паяцы, обычно одарённые ребята, опережающие в развитии одноклассников, имеющие таланты, в том числе к пародированию. Поэтому, чтобы не быть чужим среди своих, чтобы понравиться и быть «на равных», они надевают маску клоуна.
Дети от природы жестоки, и видя, как другой преуспевает, например, в учёбе, из чувства зависти начинают его презирать, демонстрировать, что он чужой, его не хотят принимать в компанию, со злостью в голосе отправляют зубрить учебники, дружить с книгами. Примеряя на себя, роль шута, малыш-вундеркинд приносит в жертву посредственности свою выдержку, образцовое поведение. Нельзя его за это ребёнка ругать, ведь таким образом он адаптируется к жизни в социуме (пусть и не совсем традиционным способом). Если чадо предпринимает попытки рассмешить своих друзей и они оказываются успешными – те с удовольствием подхватывают проказы, тем самым юный проказник само утверждается, для него подобный эмоциональный отклик крайне важен.
Иногда хорошее чувство юмора, которым ребёнок был наделён ещё при рождении, помогает «заражать» позитивом окружающих. А на развитие такой черты, как паясничество обычно влияет обстановка и особенности воспитания в семье. Если родители делают из малыша кумира, многое дозволяют и одобряют любое проявление дурашливости, самые смелые пародии на любых людей (без учёта возраста, ситуации, авторитетности), ребёнок воспринимает это как норму и продолжают внедрять в жизнь. В этом случае родителям необходимо пересмотреть определённые воспитательные моменты, относительно разграничения понятий: «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо».
Родителей часто беспокоит ситуация, когда их чадо начинает отпускать глупые шуточки относительно «горшковой темы» (про естественные потребности человека), о чём в обществе просто не принято говорить. Особенно взволнованные мамочки даже консультируются у специалистов, дабы убедиться в психическом здоровье ребёнка.
Бить тревогу в этом случае не стоит, достаточно обратиться к трудам Фрейда, где раскрывается связь между детским юмором и выходом сексуальной энергии. Всё объяснимо: если ребёнок шутит, что называется «ниже пояса», он просто переживает анальную фазу сексуального развития, в которой особенный акцент делается на горшке и всё что с ним связано. Через некоторое время ребёнок даже не вспомнит о «горшковой» теме, она навсегда уйдёт в прошлое, нужно лишь набраться терпения.
Если вы заметили, что ребёнок передразнивает людей, у которых имеются физические недостатки, не паникуйте, не кляните себя за плохое воспитание, просто ребенок ещё не осознал, что подобного рода пародии крайне неуместны. В силу юного возраста ребёнок считает: всё что не соответствует нормам – смешно. Просто поговорите с ним на тему сострадания и эмпатии.
При проявлении шутовства, паясничества и отсутствии каких-либо серьёзных причин, можно утверждать, что подобное поведение ребёнка – завуалированное проявление скрытого актёрского таланта и склонности к подобному роду деятельности.
Рекомендации родителям: как выстраивать общение с юными шутниками
- — Если вы полны уверенности в том, что ребёнок, паясничая, пытается поднять ваше настроение, поддержите, подыграйте, выразите восхищение его сообразительности. Используйте эту возможность и насладитесь вдоволь здоровым баловством ребёнка, посмейтесь от души.
- — Убедившись в том, что представления, устраиваемые ребёнком, указывают на наличие у него склонности к актёрскому мастерству, отдайте его на актёрские курсы или в драматический кружок.
- — Периодически устраивайте представления дома, разыгрывайте специально придуманные сценки с комическим сюжетом перед гостями либо в гостях.
- — Установив, что в основе демонстративного поведения малыша с шутками и паясничеством лежит эмоциональное неблагополучие, в чём прослеживается и ваша вина (излишняя суровость в воспитании, дефицит внимания, нежности, любви), предпримите попытки по изменению своего отношения к ребёнку.
- — Если ваше чадо демонстрирует таким способом свою ревность к другим детям в семье, поразмыслите, возможно, вы переусердствовали, при разделении внимания между домочадцами (избрав для себя принцип «каждому по потребностям»).
- — Ребёнку-вундеркинду расскажите, как добиться расположения окружающих, не обращаясь к шутовству. Если ребёнок стал часто паясничать из-за отсутствия умения контактировать с кем-либо, помогите ему наладить социальные контакты, главным образом со своими ровесниками: чаще приглашайте их в гости, устраивайте тематические вечеринки.
- — Если посредством шутовства малыш сглаживает свои комплексы (известные только ему), подскажите, как можно их компенсировать и привлечь к себе ребят, к примеру, интересным хобби, коллекционированием, музыкальными предпочтениями.
- — Ваша задача – помочь своему чаду осознать проблему, из-за которой он перевоплощается в клоуна; он должен понять, что решить подобную проблему возможно действенным и эффективным способом.
- — Не следует остро реагировать на «горшковый» юмор; однако необходимо объяснить, что в присутствии посторонних людей таким образом шутить недопустимо.
- — Учите малыша сопереживать, жалеть; приобретите котёнка или щенка для него.
- — Ошибочно наказывать ребёнка за невинные шалости, забавные выходки. Старайтесь хвалить даже за незначительные достижения, по пустякам, так вы будете вдохновлять своё чадо на новые свершения.
- — В очередной раз, когда ребёнок будет кривляться, предложите ему посмотреть на себя в зеркало, а затем пародируйте его самого. Эффект от этого будет неожиданный.
- — Используйте любые возможности, чтобы поднять самооценку ребёнка. Если его паясничества способствуют этому, примиритесь с его поведением, но определите ему грани дозволенного.
- — Чаще всего малыши пародируют тех людей, которые имеют особую значимость в их жизни и провоцируют эмоциональную неудовлетворённость. Понаблюдайте за ребёнком, кто из семьи, детского сада или школы становится объектом его насмешек, забав. Вероятно, так вы обнаружите ядро назревающего конфликта.
- — Меньше задумывайтесь о том, что скажут окружающие люди о подобном проявлении ребячества у вашего чада. Однако крайне важно позаботиться о том, чтобы ребёнок не превратился в посмешище для других.