Маленький помощник, ребёнок и родители
Как вылепить из ребёнка помощника?
Если провести социологический опрос, задав людям только один вопрос: «С чем у вас ассоциируется слово «дети»?», ответы разделятся на два лагеря: смысл жизни, счастье, гордость будут явно соседствовать с шумом, беспорядком, чрезмерной энергичностью.
Всё так, и одно без другого не бывает, для людей, недавно вступивших в жизнь действительно характерна некая непоседливость, но вот масштабы последствий зависят от родителей. Всё, что нужно – это чуть-чуть скорректировать собственную реакцию на проказы детей, перенять пару приёмов воздействия и воспитания, и тогда вся энергия и непомерный энтузиазм будут направлены в нужное русло.
Содержание статьи:
Правила-помощники
Таких приёмов можно насчитать десятки. Мы расскажем о пяти самых важных:
- Совместная работа. Да, конечно, всё проще, быстрее и качественнее выполнить самим родителям, так что фраза «Нет, я сам(а) это сделаю, а ты пока поиграй» — обычное дело. Однако подобная позиция в корне ошибочна. Ребёнка с раннего периода его развития необходимо приучать к домашним делам, тем более что, будучи ещё совсем малышом, он очень хочет быть полезным и рвётся в бой. Этот момент не следует упускать. Это время необходимо использовать для воспитания в ребёнке чистоплотности, аккуратности, трудолюбия. Поэтому не стоит бояться случайно разбитой посуды, жирных пятен на гладкой поверхности мебели после вытирания пыли и тому подобных вещей, и уж тем более не стоит ругать ребёнка за них. Он хочет как лучше, но ещё не может в силу своего возраста выполнять работу качественно. Но и взрослый тоже должен включаться в работу, своим примером ободряя малыша, обеспечивая ему поддержку, помощь и общение.
- Поощрение. Все любят, когда их старания замечают, и детское тщеславие в этом плане не является исключением. Напротив, для них особенно важно, чтобы их чаще поощряли, хвалили за успехи. Однако не стоит зазывать о небольшом подводном камне: похвала должна быть заслуженной. Не стоит поощрять эго, оно раздуется до размеров беспринципной самоуверенности, и ребёнок будет уверен в непререкаемости своих слов и поступков. Хвалить необходимо за достижения, хорошо выполненную работу: малыш помыл посуду, протёр пыль, выучил алфавит, прочитал правильно целое предложение. Да, эти шажки кажутся крохотными на взгляд взрослого, однако они невероятно значимы для того, кто только учится преодолевать себя в этих направлениях.
- Осознание неповторимости. Люди – как снежинки, все уникальный в переплетении черт характера. А ребёнок – маленький человек, который уже обзавёлся собственным эмоциональным багажом. Что-то может ему нравиться, а что-то – вызывать стойкую неприязнь. Поэтому при распределении повседневных обязанностей необходимо давать ему выполнять те, которые не вызывают отторжения. В противном случае он их либо выполнит кое-как, либо откажется, устроив истерику. Каждому своё. Одни не любят мыть пол, другие – стирать, третьи – протирать окна и зеркала, и взрослые тоже. И надо с уважением относиться к подобным желаниям.
- Важность игровых форм. Дети вплоть до десяти лет и даже старше, ещё не наигрались, поэтому монотонность выполнения рутинных заданий может пробудить в них чувство противоречия. Именно поэтому важно превращать подобные задания в игру. Например, устроить поиск клада: чтобы найти сюрприз, необходимо «отрыть» подсказки в клубах пыли.
- Ощущение значимости. Ребёнку нравится ощущать себя взрослым, сильным, ловким. И, если ему дать понять, что выполняемая им задача не под силу даже взрослым, можно рассчитывать на огромный энтузиазм с его стороны. А ощущение такое может создать только выполнение того дела, помощь в котором для взрослого действительно важна: расставить тарелки к празднику, в то время как родитель в спешке нарезает хлеб; последить за тем, чтобы кошка или собака не набросились на готовые блюда.
Ошибки, которых надо избегать
Перечисленные правила элементарны. Однако не стоит забывать и о том, к чему прибегать нельзя ни в коем случае.
- Прежде всего, нельзя вмешиваться в работу ребёнка, подсказывать как лучше. Самое важное здесь – показать, что ему доверяют, к тому же ещё не придумано лучшего способа обучения, чем анализ своих ошибок.
- Также нельзя ребёнка подгонять, так родитель только собьёт исполнителя с ритма, заставит суетиться и нервничать. И, еще раз стоит напомнить, каким бы ни был результат, он заслуживает одобрения. Но только в период приучения малыша к труду.
- Некоторые родители используют уборку как наказание: закричал в магазине – иди убирай комнату; обидел воспитателя – пылесос уже ждёт. Разумеется, такая тактика может привести только к ненависти по отношению к выполнению трудовых обязанностей.
- И последнее: нельзя вбивать в голову ребёнка мысль о гендерных разновидностях заданий. То, что уборка – женское дело, а забивание гвоздей – мужское. Каждый должен уметь справляться с разными задачами, а подобные ограничения не способствуют развитию чувства уважения по отношению к труду определённого рода, а также увеличивают пропасть социального понимания.
Это всегда здорово, когда дети стремятся к труду в виде помощи родителям. Малыши к этому стремятся