Маленький помощник, ребёнок и родители

Как вылепить из ребёнка помощника?

Если провести социологический опрос, задав людям только один вопрос: «С чем у вас ассоциируется слово «дети»?», ответы разделятся на два лагеря: смысл жизни, счастье, гордость будут явно соседствовать с шумом, беспорядком, чрезмерной энергичностью.

Всё так, и одно без другого не бывает, для людей, недавно вступивших в жизнь действительно характерна некая непоседливость, но вот масштабы последствий зависят от родителей. Всё, что нужно – это чуть-чуть скорректировать собственную реакцию на проказы детей, перенять пару приёмов воздействия и воспитания, и тогда вся энергия и непомерный энтузиазм будут направлены в нужное русло.

Содержание статьи:

  1. Правила-помощники
  2. Ошибки, которых надо избегать

Маленький помощник, ребёнок и родители

Правила-помощники

Таких приёмов можно насчитать десятки. Мы расскажем о пяти самых важных:

  1. Совместная работа. Да, конечно, всё проще, быстрее и качественнее выполнить самим родителям, так что фраза «Нет, я сам(а) это сделаю, а ты пока поиграй» — обычное дело. Однако подобная позиция в корне ошибочна. Ребёнка с раннего периода его развития необходимо приучать к домашним делам, тем более что, будучи ещё совсем малышом, он очень хочет быть полезным и рвётся в бой. Этот момент не следует упускать. Это время необходимо использовать для воспитания в ребёнке чистоплотности, аккуратности, трудолюбия. Поэтому не стоит бояться случайно разбитой посуды, жирных пятен на гладкой поверхности мебели после вытирания пыли и тому подобных вещей, и уж тем более не стоит ругать ребёнка за них. Он хочет как лучше, но ещё не может в силу своего возраста выполнять работу качественно. Но и взрослый тоже должен включаться в работу, своим примером ободряя малыша, обеспечивая ему поддержку, помощь и общение.
  2. Поощрение. Все любят, когда их старания замечают, и детское тщеславие в этом плане не является исключением. Напротив, для них особенно важно, чтобы их чаще поощряли, хвалили за успехи. Однако не стоит зазывать о небольшом подводном камне: похвала должна быть заслуженной. Не стоит поощрять эго, оно раздуется до размеров беспринципной самоуверенности, и ребёнок будет уверен в непререкаемости своих слов и поступков. Хвалить необходимо за достижения, хорошо выполненную работу: малыш помыл посуду, протёр пыль, выучил алфавит, прочитал правильно целое предложение. Да, эти шажки кажутся крохотными на взгляд взрослого, однако они невероятно значимы для того, кто только учится преодолевать себя в этих направлениях.
  3. Осознание неповторимости. Люди – как снежинки, все уникальный в переплетении черт характера. А ребёнок – маленький человек, который уже обзавёлся собственным эмоциональным багажом. Что-то может ему нравиться, а что-то – вызывать стойкую неприязнь. Поэтому при распределении повседневных обязанностей необходимо давать ему выполнять те, которые не вызывают отторжения. В противном случае он их либо выполнит кое-как, либо откажется, устроив истерику. Каждому своё. Одни не любят мыть пол, другие – стирать, третьи – протирать окна и зеркала, и взрослые тоже. И надо с уважением относиться к подобным желаниям.
  4. Важность игровых форм. Дети вплоть до десяти лет и даже старше, ещё не наигрались, поэтому монотонность выполнения рутинных заданий может пробудить в них чувство противоречия. Именно поэтому важно превращать подобные задания в игру. Например, устроить поиск клада: чтобы найти сюрприз, необходимо «отрыть» подсказки в клубах пыли.
  5. Ощущение значимости. Ребёнку нравится ощущать себя взрослым, сильным, ловким. И, если ему дать понять, что выполняемая им задача не под силу даже взрослым, можно рассчитывать на огромный энтузиазм с его стороны. А ощущение такое может создать только выполнение того дела, помощь в котором для взрослого действительно важна: расставить тарелки к празднику, в то время как родитель в спешке нарезает хлеб; последить за тем, чтобы кошка или собака не набросились на готовые блюда.

Ошибки, которых надо избегать

Перечисленные правила элементарны. Однако не стоит забывать и о том, к чему прибегать нельзя ни в коем случае.

  • Прежде всего, нельзя вмешиваться в работу ребёнка, подсказывать как лучше. Самое важное здесь – показать, что ему доверяют, к тому же ещё не придумано лучшего способа обучения, чем анализ своих ошибок.
  • Также нельзя ребёнка подгонять, так родитель только собьёт исполнителя с ритма, заставит суетиться и нервничать. И, еще раз стоит напомнить, каким бы ни был результат, он заслуживает одобрения. Но только в период приучения малыша к труду.
  • Некоторые родители используют уборку как наказание: закричал в магазине – иди убирай комнату; обидел воспитателя – пылесос уже ждёт. Разумеется, такая тактика может привести только к ненависти по отношению к выполнению трудовых обязанностей.
  • И последнее: нельзя вбивать в голову ребёнка мысль о гендерных разновидностях заданий. То, что уборка – женское дело, а забивание гвоздей – мужское. Каждый должен уметь справляться с разными задачами, а подобные ограничения не способствуют развитию чувства уважения по отношению к труду определённого рода, а также увеличивают пропасть социального понимания.
1 комментарий к этой записи
  1. Это всегда здорово, когда дети стремятся к труду в виде помощи родителям. Малыши к этому стремятся

Оставьте свой комментарий: