Методика эффективной похвалы

В статье о методах поощрения ребенка мы уже говорили о том, что похвала не самый простой способ поощрения и может вылиться в развитие негативных сторон личности. Но и это не значит, что родителям стоит занести похвалу в список запрещенных приемов. В конце концов, за похвалой стоит большой потенциал развития ребенка. Однако для достижения необходимого эффекта и реализации всего потенциала, похвала должна соответствовать определенным требованиям.

Содержание статьи:

  1. Оценочной похвале — нет
  2. Сравнительной похвале — нет
  3. Похвала в глазах ребенка и родителя
  4. Какая же она: эффективная похвала?

Методика эффективной похвалы

Оценочной похвале — нет

Дети очень чувствительны к оценке себя со стороны значимых взрослых: родителей. Поэтому эффективная похвала полностью исключает возможность прямых или косвенных, явных или скрытых оценок непосредственно ребенка. Вплетение в похвалу оценочных суждений не только нецелесообразно, ну и деструктивно влияет на ребенка.

Чем опасна оценочная похвала? Во-первых, через нее выражается связь подчинения-зависимости в диаде между родителями и детьми. Ребенок воспринимает оценки себя просто: если он меня хвалит, значит он имеет на это право. А если родитель наделен таким правом, то эмоциональная жизнь ребенка становится зависимой от оценок, даваемых родителями.

Во-вторых, оценки личности ребенка могут привести к тому, что он начнет бояться потерять эти оценочные высказывания, а вместе с ними – расположение взрослого и его любовь. Вслед за этим проявляется страх быть наказанным (ребенок думает так: если меня не оценивают, значит я виноват, а за это можно получить наказание). Таким образом, ребенок начинает вести себя настороженно, может повыситься тревожность, и малыш примет пассивную агрессивно-оборонительную позицию относительно родителей.

В-третьих, ребенок начинает переживать за свои достижения. Дети очень ясно видят, за что их оценили. Высокая оценка привязывается ими к какому-либо достижению или действию. Дети начинают переживать из-за боязни снова не достигнуть тех результатов, за которыми шла похвала-оценка. Поэтому эффективная похвала не должна включать в себя оценок.

Более того, эта боязнь может носить затяжной характер и переходить в ранг хронических, граничащих с фобиями. Начинает развиваться такой комплекс, который назван выученной беспомощностью. Ребенок занимает пассивную позицию относительно жизненных событий – ему легче не рисковать и не браться за что-то новое, потому что это чревато потерей позитивной оценки взрослыми. Вместо мотива достижений у ребенка формируется мотив избегания.

В-четвертых, дети могут воспринимать такую похвалу за попытку манипуляции со стороны взрослых. Особенно это выраженно в младшем подростковом возрасте. В некоторых случаях, такая похвала может восприниматься как издевка.

Сравнительной похвале — нет

Самая частая ошибка родителей – это сравнительная похвала, а также сравнительные причитания по поводу ребенка. Фразы вроде: «Почему ты не можешь учиться также, как Сережа» воспринимаются детьми как одни из самых страшных оскорблений, а иногда вызывают и бурную реакцию. Тоже самое и о похвале. Каждый ребенок по своей природе – абсолютно уникален и неповторим, о чем писали еще классики психологии развития. Уникальность и неповторимость ребенка зиждется на так называемой зоне ближайшего развития – то, каким ребенок может стать в ближайшем будущем. Техника эффективной похвалы должна полностью исключать любые сравнения.

Сравнительная похвала приводит и к более неприятным последствиям. Такой способ похвалы не апеллирует к перспективам развития ребенка, не помогает ему осознать свою ценность и принять себя таковым, какой он есть. Такая похвала способствует развитию у ребенка зависти и яркой негативной оценки более успешного товарища. Более того, дети могут из принципа отказываться делать так, как делают сравниваемые с ними. На этой почве возникают реакции оппозиции, отказа и открытой конфронтации.

Такая похвала – одна из причин школьной жестокости по отношению к преуспевающим ученикам. Постоянные сравнивания успешного ученика с другими рождает естественную неприязнь к нему, которая, ввиду бурной эмоциональной жизни подростков может выливаться в насилие и жестокость. Корни этого лежат в семье и учителях!

А теперь посмотрим на это с позиции объекта сравнения – допустим, отличника. Эффективная похвала ли это для него? Нет. В одних случаях это лишний стресс и нагрузка на ученика, а в других – причина формирования комплекса сверхполноценности.

В обоих случаях, такая похвала мешает нормальному развитию у детей чувства сотрудничества и навыкам совместной работы. Отсюда вытекает и низкая коммуникативная компетентность.

Цель эффективной похвалы – формирование навыков регуляции своего поведения и самоконтроля, поэтому она тоже должна исключать оценочные суждения.

Похвала в глазах ребенка и родителя

Похвала, как воспитательная техника двояка: в ней есть две грани. К первой относится собственно речь родителя, а ко второй – смысл, который вычленяет из похвалы ребенок и самооценку.

Часто родители попросту не догадываются о втором дне похвалы. Итак, что именно входит в понимание похвалы ребенком:

  • — Оценка ребенком самого себя;
  • — Оценку своих умений, компетентности в чем-либо, навыков;
  • — Оценку своего отношения к родителям, а также их отношения к ребенку.

Оценка отношений осуществляется ребенком в смысле принятия, уважения, доверия, понимания или же им противоположным характеристикам.

В конце концов, дети самостоятельно оценивают свои умения и достижения в какой-либо сфере деятельности. Они видят, успешны они или нет в чем-то и на основе такого заключения ставят перед собой новые задачи.

Итак, мы замечаем, что эффективная похвала станет таковой лишь при прохождении ее через фильтры ребенка. Если мнения ребенка о себе и его похвала расходятся, то это может вызывать самые различные реакции: от обиды за «ложь», до обесценивания мнения родителей.

И именно на этом уровне ребенок сам оценивает себя. И благодаря развернутой оценочной деятельности у ребенка формируются навыки регуляции своего поведения и рефлексии.

Отсюда мы видим, почему эффективная похвала не должна включать готовую оценку ребенка. Если она есть, то ребенку не нужно самому сравнивать и оценивать свои успехи с эталоном, он уже оценен. А вот если взрослый исключит критерий оценки, но наметит маячки, по которым проходит оценка, то это поможет сформировать навыки саморегуляции.

Какая же она: эффективная похвала?

Итак, эффективная похвала – это описание поступков и трудов детей, результатов деятельности, но не только для них самих, но и для окружающих их людей. Важно, чтобы похвала была связана с реальными достижениями, но ориентировалась на создание зоны ближайшего развития, где ребенок будет расти и развиваться. Более того, важна и эмоциональная составляющая похвалы – родитель должен открыто выражать переживаемые им чувства за действия ребенка.

Проще говоря, эффективная похвала лишь намечает критерии для оценки и задает ориентиры для ее успешного развертывания, но при этом – ребенок сам выносит себе окончательную оценку. Важно заметить, что эффективная похвала реализует свою функцию лишь тогда, когда родители открыто принимают ребенка и привязаны к нему.

Но не стоит надеяться, что четырехлетний малыш всегда может самостоятельно оценить себя. Эффективная похвала должна учитывать возрастные особенности ребенка и применяться рационально действиям и достижениям малыша. В младших возрастах допустима оценка, но в терминах любви и доверия.

Для младших дошкольников эффективная похвала строится на прямом обозначении критериев для оценки, а также демонстрация их связи с реальными действиями ребенка. Более того, допустимо соотнесение этих критериев с результатами деятельности ребенка, а также их окончательная, но совместная оценка.

Для более старших детей эффективная похвала – это обозначение зоны ближайшего развития и безоценочность. Такая похвала позволит ребенку сформировать здоровую и объективную Я-концепцию и задаст дальнейший путь для личностного развития.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

Оставьте свой комментарий: