Наказания для ребенка, их виды и последствия

О том, что такое наказания и занимаемое ими место в системе воспитания знает каждый родитель, а вот об их полной классификации и последствиях применения знает уже меньшее число семей. Задача этой статьи – просветить родителей относительно этих воспитательных методов. Итак, бывают следующие виды наказаний:

  • 1. Физические наказание (агрессия)
  • 2. Вербальная агрессия
  • 3. Наказание натуральными последствиями
  • 4. Блокировка ненормативного поведения
  • 5. Лишение любви родителей
  • 6. Ограничение активности ребенка
  • 7. Эмоциональное давление
  • 8. Апелляция к чувству вины
  • 9. Лишение поощрений и благ
  • 10. Принуждение
  • 11. Отложенный конфликт
  • 12. Логические доводы и разъяснения

Ниже мы коротко разберем каждый тип дисциплинарной меры.

Содержание статьи:

  1. Логические доводы и разъяснения
  2. Наказание натуральными последствиями
  3. Физические наказания
  4. Эмоциональное воздействие
  5. Вербальная агрессия
  6. Отложенный конфликт
  7. Лишение родительской любви
  8. Лишение поощрений и благ
  9. Ограничение активности ребенка
  10. Принуждение к деятельности
  11. Апелляция к чувству вины
  12. Выводы

Наказания для ребенка, их виды и последствия

Логические доводы и разъяснения

Цель этого метода – показать ребенку, как воспримут его поступок окружающие люди и какова «цена» такового действия. Этот тип не подходит под классическое понимание наказаний и акцентируется на объяснении и указании на то, что может произойти, если ребенок сделает это нечто, в том числе и последствия для третьих лиц.

Результатом этого метода является умение ребенка оценивать свои действия с позиций других людей, а также способствует формированию навыку эмпатии и сопереживания. Этот способ предотвращения нежелательных действий формирует и основу для будущей системы моральных ценностей и убеждений ребенка. Образно, этот способ – дисциплина, направленная на других людей.

Наказание натуральными последствиями

Этот метод наказания основан на самостоятельной встрече ребенка с результатами его действий. В основе – личный опыт. Наказание натуральными последствиями обязывает ребенка самостоятельно справляться с тем, что он сделал. Например, просыпав что-то – убрать, схватив плохую отметку – позже исправил и подобные связки. Такой метод реагирования считается конструктивным, так как благодаря нему ребенок учится самостоятельному поиску решений и выходам из жизненных ситуаций. Такие формы поведения правильнее развивать, делая что-либо вместе с взрослым, когда последний выступает эталоном для подражания.

Трудности такого метода заключаются в том, что родителям бывает непросто справиться с желанием немедленно отреагировать на действие ребенка. Эффективным способом для применения такого подхода является позиция ждущего, занимаемая родителем. Например, предоставьте ребенку возможность начать действовать самому, просто выдержав полуминутную паузу. Как видно, диктуется отказ от требований к сиюминутному исправлению ситуации.

Способ наказания ребенка натуральными последствиями должен применяться в количествах, пропорциональных возрасту. Учитывайте, что ребенок может сделать самостоятельно, а на что еще не способен.

Это наказание стоит отличать от наказания трудовой деятельностью. В случае с наказанием натуральными последствиями ребенок как бы самостоятельно обнаруживает связь между своими действиями, их последствиями и методом их устранения – все это ребенок проделывает по своей воле. Наказание же трудом является принудительным, идущим вразрез с волей ребенка и переживается как постыдное, что добавляет ему негативных оттенков.
Блокировка нежелательных действий

Актуальным этот тип наказанная будет в том случае, если действия ребенка ставят под угрозу его благополучие, а также могут как-либо навредить окружающим или нанести ущерб имуществу. Такое наказание проявляется в обрывании действия ребенка. Представляется необходимым немедленно прекратить опасное действие. В случае, если ребенок эмоционально заряжен, то необходимо подождать, пока аффективная реакция угаснет.

После этого можно приступать к разъяснению, анализу и указанию на последствия прерванной ситуации. Важно, чтобы эти действия проводились уже вне конфликтной ситуации.

Физические наказания

По своей психологической сути – это физическая агрессия, целью которой является ребенок. Эти наказания связываются ребенком с унижением, страхом боли и самой болью и являют собой сознательное нанесение ущерба ребенку: как психологического, так и физического. Сегодня телесные наказания абсолютно недопустимы ни в каких формах и говорят, в первую очередь, о неумении родителей устанавливать здоровую коммуникацию с ребенком. Более того, даже угрозы по поводу применения этой «воспитательной» меры нежелательны.

Следствием применения этого метода являются:

  • • Патологическая вера в силу принуждения
  • • Безынициативность
  • • Нарушения форм просоциального реагирования
  • • Высокая тревожность
  • • Ложь
  • • Покорность
  • • Агрессия
  • • Зависимость

Наблюдения показывают, что постоянные телесные наказания влекут за собой потерю осознания виновности ребенком, что понижает его общую «моральность» и деструктивно сказывается на протекании личностного развития. Этот тип наказаний влечет за собой агрессивность в будущем, неумение продуктивно разрешать конфликты и общей социальной неподкованности.

Эмоциональное воздействие

Неумение родителей контролировать свои эмоции, частые срывы на крики, ярость и подобные состояния, делают ребенка нечувствительным по отношению к эмоциям людей, разрушают формирующийся навык эмпатии. Ребенок начинает испытывать страх перед родителями, как следствие – понижается их авторитет в его глазах.

Защитная реакция, связанная с гневливостью родителей, доводит ребенка до того, что он вообще перестает реагировать на крики и повышенные тона, не реагирует на оклики.

Не стоит путать такой метод наказания с выражением чувств, направленных на ориентацию ребенка в родительских переживаниях. Под этим методом подразумевается крайняя и недопустимая эмоциональная неустойчивость родителей.

Вербальная агрессия

Часто встречаемый метод воздействия на ребенка, выражаемый в:

  • 1. Упреках
  • 2. Ворчливости
  • 3. Порицаниях
  • 4. Осуждении
  • 5. Любая негативная оценка личности ребенка

К негативным последствиям этого метода относятся:

  • • Деструктивное развитие личности ребенка
  • Хронически пониженная самооценка
  • • Негативное самовосприятие
  • • Завистливость
  • • Высокая тревожность
  • • Ориентация на избегание трудностей
  • • Неуверенность в своих силах
  • • Скрытность и замкнутость

Если говорить о последствиях данного типа наказания, переживаемые ребенком, то это та информация, которая стоит за родительскими словами. Ребенок извлекает из речи оценки себя (хороший/плохой), о том, какие родители, а также об их оценке ребенка (любовь-не любовь).

Часто проявляемая вербальная агрессивность приводит ребенка к ощущению своей ненужности, неправильности и отверженности, что существенно сказывается на его развитии.

Отложенный конфликт

Этот воспитательный метод будет эффективен в случае понимания родителем того, что сейчас его захлестывают эмоции и непосредственно сейчас реагировать на поведение малыша – опасно для него. Таким образом, конфликтная ситуация как бы замораживается, позже выносясь на обсуждение.

Лишение родительской любви

Это особый тип реагирования на детские поступки, который заключается в прямой демонстрации отвержения ребенка: «Я больше не люблю тебя» и подобные высказывания. Выражается в демонстративном избегании любых связей с ребенком, словесных, визуальных, попытки изолировать себя от ребенка.

Практический опыт показывает, что эта методика наказания опасна тем, что вызывает у ребенка:

  • • Состояние эмоциональной депривации
  • • Потерю ощущения безопасности
  • • Тревожность
  • • Страх

Однако в некоторых ситуациях эта техника может давать позитивные результаты. Например, когда ребенок понимает, что оцениванию подвергается не он сам, а его поступки и поведение. Важно, что использование метода лишения стоит ограничить и использовать его не в прямом отвержении, а посредством техники Я- Ты-высказываний.

Лишение поощрений и благ

Этот вид взыскания основан на полном запрете или частичном ограничении действий, которые ребенок имел право совершать. Например, запрет на просмотр мультиков, игр в компьютер, запрет сладостей и подобные вещи. Этот метод уникален тем, что ограничения можно применять и в подростковом возрасте. Значимость и переживание наказания зависит от той субъективной ценности действия, которое было ограничено.

Опасен этот метод тем, что власть родителя начинает позиционироваться как узурпаторская и тираническая, а право последнего слова всегда остается за взрослым.

Ограничение активности ребенка

Это вид наказаний знаком многим родителям на личном опыте: кого-то могли в детстве отправить в угол, запретить выходить на улицу, закрыть в комнате и в принципе ограничить свободу передвижения. Из негативных последствий этот вид наказаний ведет за собой:

  • • Развитие реакций оппозиции
  • • Мучительное переживание обиды
  • • Пассивную позицию
  • • Отсутствие инициативы
  • • Несамостоятельность и беспомощность
  • • Зависимость от «старшего»
  • • Неумение принимать решения

Систематическое использование ограничений активности приводит к нарушению хода развития ребенка в целом, а запирание детей в комнатах, особенно в вечернее время, может стать причиной развития фобических страхов и навязчивых действий.

Принуждение к деятельности

При этом методе родитель пытается заставить ребенка сделать что-либо, не объясняя смысла действия, его причин и целей, не говоря уже об непонятной для ребенка необходимости подобного действия. Например, безосновательные принуждения ребенка чистить зубы переживается ребенком как самоуправство и насилие со стороны родителей. При подобном подходе могут оформиться два противоположных, но однозначно негативных типа отношений:

  • • Негативизм и неприятие требований со стороны родителей, а как следствие – со стороны социума в будущем;
  • • Безвольная и слепая покорность нормам и авторитетам.

Более того, постоянное использование этого метода приводит к разрушению самостоятельности или попросту оттормаживанием ее формирования.

Апелляция к чувству вины

Этот тип наказания сводится к тому, что взрослый указывает ребенку на то, что он совершил отвратительный, аморальный и неправильный поступок. Цель такого подхода – активизация вины за содеянное. В принципе, этот метод оправдан в том случае, когда система моральных норм у ребенка только формируется. Возникновение переживания вины – свидетельство того, что ребенок начинает понимать грань между плохим и хорошим.

Но этот метод стоит использовать с опаской, ведь сильное переживание собственной вины может привести ребенка к снижению самооценки, самоотвержению и возникновению субдепрессивных состояний.

Аккуратность в этом случае – важнее всего, задача родителя – дать понять ребенку, чего делать не стоит, а не создать из него неудачника, который будет бояться начать что-то новое, опасаясь провала.

Если же ребенок сам понимает, что сделал что-то недостойное и переживает, то не стоит лишний раз указывать ему на его вину – это может быть опасно. Используя этот подход, нужно понимать, что моральные принципы начинают формироваться уже в старшем дошкольном возрасте.

Выводы

Подводя итоги, заметим, что лишь первые три способа наказаний являются продуктивными и дают положительный отклик со стороны ребенка. Для достижения оптимальной эффективности, необходимо придерживаться нескольких правил при наказании ребенка:

  • 1. Наказание должно быть пропорционально возрасту и тяжести вины ребенка;
  • 2. Откладывать наказание – значит формировать у ребенка тревожность, страх и депрессивные состояния – это путь к неврозам;
  • 3. Нельзя наказывать детей, прибывая в состоянии эмоционального возбуждения;
  • 4. Наказывать должен один родитель, никаких коалиций против детей.

Каждый из родителей должен действовать согласно своим нормам и представлениям о правильном и неправильном, однако выработка общей воспитательной методологии – ключ к удачному воспитанию. Если какие-то позиции согласовать не удается, то не стоит спорить и обсуждать их при ребенке, а тем более – критически высказываться в адрес супруга.

Более того, не стоит превращать проступки ребенка в достояние общественности – никаких обсуждений с друзьями и собственными родителями. Соблюдение семейной тайны с большей вероятностью, поспособствует неповторению этого деяния, потому что ребенок, таким образом, получает невербальную информацию от родителя о том, что тот верит в случайность и единичность содеянного.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

Оставьте свой комментарий: