Нужно ли наказывать ребёнка за плохие отметки в школе

Почему не нужно наказывать за двойки

Многие родители считают, что если ребёнок принёс из школы двойку, то это значит что он умышленно, назло что-то сделал очень не так. И что если его наказывать за такие поступки, то он скоро станет круглым отличником.

На деле же ситуация намного сложнее.

Содержание статьи:

  1. Причины, связанные с учителем
  2. Причины, связанные с учеником
  3. Просто не повезло
  4. Что же делать?

Нужно ли наказывать ребёнка за плохие отметки в школе

Причины, связанные с учителем

Конкретный учитель может требовать от учеников не только знания предмета по учебнику, но и умения громко, внятно и с выражением отвечать. Если у ребёнка дефект речи, или сегодня горло болит – он получит плохую оценку, даже если знает предмет лучше всех в классе.

Часто учителя придираются к почерку или к бледному оттенку ручки. В чём-то их можно понять: маленькая зарплата, не хочется портить зрение… Но знания-то тут при чём?

Бывает и так, что учитель ставит двойку «за поведение». Но такой графы в журнале нет, поэтому получается двойка «за математику». Не говоря уже о том, что неприемлемым поведением учителя считают очень разные вещи. В частности, если ученик задаёт неудобные вопросы, требующие углублённого знания материала – учитель может и таким образом пытаться отучить его от излишнего любопытства, чтобы упростить себе жизнь.

Особняком стоят личностные конфликты. Учитель может невзлюбить конкретного ученика, иногда и за сущую мелочь, например за то, что ученика подвозят к школе на машине, а учителю приходится добираться общественным транспортом. Или за длинные волосы. Или за акцент. Или за то, что ученик когда-то что-то не так сказал или сделал, пошутил неудачно.

Причины, связанные с учеником

Конечно, случается что именно ученик что-то не так сделал. Но не всегда в этом виноват именно он.

В младших классах учителя часто ставят двойки за то, что школьник не принёс что-то нужное. Материал для поделок, пластилин, краски, особенную тетрадку. Но по факту это двойка не ученику, а его родителям: сам он ещё не может всё это купить.

Систематические же двойки могут указывать на проблемы со здоровьем. Ученик пишет в тетрадке всякий бред, не может решить элементарную задачку назло учителю… или потому что просто не видит, что на доске написано? Ученик не реагирует на замечание учителя из вредности… или потому что вместо внятных слов слышит бу-бу-бу и вообще не понимает, что это относится к нему? Особенно ярко такие эффекты проявляются у высоких деток, которых обычно стараются посадить на задние парты. Да, школьники проходят регулярные медицинские осмотры – но когда врач должен очень быстро осмотреть много деток подряд, и это кроме обычных пациентов – осмотр часто сводится к вопросу, есть ли жалобы. Или проводится для галочки.

У старшеклассников другие проблемы. Если школьник уже решил для себя, чем он будет заниматься в дальнейшем, то он может сознательно заниматься второстепенными предметами по остаточному принципу. Вроде бы логичное решение, но некоторые учителя воспринимают это как личное оскорбление, и пытаются воспитывать такого ученика.

А ещё бывает, что в жизни школьника происходит что-то такое, что захватило его целиком – и ему просто не до того. Первая любовь. Конфликт с одноклассниками. Друг заболел. Старшие ребята побили. Какая уж тут учёба.

Просто не повезло

Бывает и так, что никто не виноват в двойке, просто так сложились обстоятельства. Например, школьник пришёл в школу первый раз после болезни – а тут сразу контрольная. Или наоборот, уже заболел, с температурой сидит на уроке, ему бы домой, а нужно что-то осмысленное писать. У девочек могут болезненно протекать месячные, это тоже не способствует внятности мыслей.

Случаются и другие досадные мелочи. Ошибся при записи домашнего задания – а именно в этот день спросили. Друг списал контрольную, а учитель не стал разбираться, кто у кого списывал, обоим двойки поставил. Делал что-то такое, что вообще-то нельзя, но все делают – и именно сегодня попался. А может, на уроке физкультуры неудачно упал, и поэтому на следующем уроке не отличился.

Что же делать?

Универсальный совет на все времена – говорить. Спрашивать. И внимательно слушать ответы. Не спешить что-то делать (иногда и вовсе ничего делать не нужно, а иногда – нужно воздействовать не на ребёнка, а на учителей или ситуацию в целом).

Примерный список вопросов, которые осмысленно задать школьнику, пришедшему домой с двойкой.

  • как он себя чувствует (может, заболел, и нужно решать эту проблему, а не с оценками разбираться);
  • по какому предмету двойка;
  • за что поставили (есть разница – за то, что задачу не решил, или за то, что Машку за косичку дёрнул);
  • считает ли школьник оценку заслуженной, и что вообще думает обо всей ситуации;
  • что ребёнок думает со всей ситуацией делать, не нужна ли ему помощь;
  • что ещё в школе случилось.

Лучше, чтобы такие подробные разговоры происходили регулярно, а не только когда что-то уже пошло не так.

Да, о наказаниях. Как видно из статьи – с большей частью причин плохих отметок школьник не может ничего поделать, они от него не зависят. В таком случае и наказывать смысла нет. В остальных ситуациях эффективнее будет предложить помощь – не только ради хороших оценок, но и для того, чтоб в действительно серьёзной ситуации ребёнок обратился за помощью к родителям, а не скрывал проблемы, чтобы избежать скандала.

Оставьте свой комментарий: