Ошибки с детьми, как вести диалог с ребёнком, часть 3

Неэффективные родители: ошибки в диалоге с детьми. Больше примеров

Хороший психолог знает всё о включенном слушании и навыкам эмпатии. Хороший родитель тоже должен это знать. Нам всем хочется, чтобы наши дети научились уважать и общаться с другими людьми.

Содержание статьи:

  1. Как это сделать?
  2. Нежелание, неумение и неготовность слушать и слышать
  3. Советы по правилам общения
  4. Заключение

Ошибки с детьми, как вести диалог с ребёнком, часть 3

Как это сделать?

Показать собственным примером, что такое уважительное поведение и как оно выражается в общении с другими. Помогая через собственный пример понять, что такое взаимоуважение в общении вы формируете почву для развития навыков эффективного общения.

Нередко именно внимательное слушанье становится для родителей камнем преткновения в разговоре с детьми, ведь они нас часто перебивают, да и мысли порой сконцентрированы на более важных делах.

Нежелание, неумение и неготовность слушать и слышать

В ситуации, когда вы не можете проявить адекватный уровень слушанья, необходимо откровенно сказать об этом. Допустим, вы готовите обед, а ваш ребёнок отвлекает вас с каким-то разговором. Да и рецепт у вас новый. Стоит честно сказать ребёнку, что вы заняты, но вернётесь к нему с его вопросом. При этом важно дать чётко понять когда: через 10 минут, час или завтра. При этом не стоит нарушать сроки или просто «забывать» о диалоге. Разве вы хотите подорвать доверие ребёнка?

Однако маленьким детям трудно ждать, ведь они поскорее хотят поделиться с вами чем-то – вы можете попробовать включить ребёнка в своё занятие, поручив ему что-то, а параллельно выслушав его рассказ. Ну или не переносите диалог дольше, чем на 15-25 минут.

Ситуация: ребёнок пришёл похвастаться, что забил несколько мячей, пока играл в футбол. Мама – готовит.

Неэффективно: «Мама, я забил 3 мяча! – это прекрасно, милый, а теперь пойди поиграй с младшим братом».

И во всем этом коротком диалоге она совсем не смотрит в сторону ребёнка и под нос рассчитывает количество карри, которое необходимо положить в блюдо. Полностью отсутствует невербальное включение в диалог.

Разговаривая с ребёнком проявляйте интерес, поддерживайте зрительный контакт и поворачивайтесь к нему всем корпусом – это важно. Маленькие дети куда лучше понимают физические проявления контакта, нежели эмоциональные.

Более того, полезно «отзеркаливать» сказанное ребёнком – передавать суть его послания вам своими словами. Это помогает ребёнку понять, что вы верно истолковали его слова и правда его слушали. Выпадение невербальной стороны коммуникации приводит к тому, что дети начинают понимать, что родителям неважно то, что ценно ребёнку и они начинают замыкаться. Более того, они учатся избегать общения с вами, поскольку не могут понять, как вы отреагируете на какой-то вопрос или просьбу.

Одиночество, которое может почувствовать ребёнок будет фактором, который приведёт к расстройствам настроения и попыткам привлечь ваше внимание не очень хорошими методами.

Эффективно: «Ого, ты забил три мяча? Невероятно, ты молодец! Расскажешь мне через полчасика, как прошла игра, мне очень интересно услышать эту историю!»

  • — Во-первых, такая фраза носит двоякий характер: во-первых, родитель даёт понять, что ему интересно и отзеркаливает не только сказанное ребёнком, но и его эмоции – он восхищён произошедшим. Это помогает ребёнку лучше понять и свои чувства, и свою способность разделить их с родителем. Малыш ощущает интерес и радость с вашей стороны и точно расскажет о том, что же произошло. Такое эмоциональное резонирование является хорошим инструментом развития отношений.
  • — Во-вторых, вы ненавязчиво говорите ребёнку о том, что сейчас вы заняты и не можете разговаривать, но вернётесь к диалогу с ним позже. Наконец, вы косвенно обучаете ребёнка эмпатии и способности разделить и поделиться с кем-то своими состояниями.

Лучшее понимание своих эмоциональных состояний помогает ребёнку быть более чувствительным к состояниям других.

Советы по правилам общения

Воспитание детей – это сложная и ответственная работа, которая никогда не идёт идеально и как по маслу. Все мы совершаем ошибки, а общение – вообще сложная тема.

Эффективная коммуникация с детьми – сложное, непривычное и необходимое дело, которое требует от нас самоконтроля, времени и ресурсов. Нам необходимо научиться лучше понимать себя, перед тем как говорить со своими детьми. Без понимания собственных эмоций, что мы можем дать детям?

Грамотно лавируя между разрешениями и запретами, обсуждая проблемы детей и необходимые для делания вещи мы помогаем детям постепенно прийти к автономии, уважению других и способности лаконично выстраивать диалог.

Поэтому никогда не стоит забывать о себе. Не держите в себе эмоции и делитесь ими с близкими, восстанавливая свой энергетический ресурс. В каких-то вещах вам придётся дать слабину и не пытаться контролировать каждый чих ребёнка, а лишь направлять его. Дети последовательных родителей, которые сами демонстрируют уважительное отношение в общении раньше других учатся выражать свои эмоции в положительном ключе, контролировать свои состояния и принимать ответственность за происходящее в их жизни.

В общем-то можно посоветовать выделять специальное время для того, чтобы обсудить проблемы и «боли» ребёнка, просто поговорить о волнующих его темах и проявить заинтересованность в его жизни.

Не стоит забывать о том, что детям необходимо не только формальное общение, но и неподдельный живой интерес к их жизни. Ведь единственные люди, которым дети действительно могут доверять всегда – это их родители. Безусловно, в подростковом возрасте ситуация временно меняется, но всё же большая часть проблем детей решается в советах и диалогах с родителями.

Не забывайте, что все совершают промахи и ошибки, но дети – чаще, ведь они только создают свой опыт взаимодействия с миром. Поэтому иногда стоит отказаться от критики и занятья тем, почему случилось что-то плохое, как можно было этого избежать и что можно сделать сейчас, чтобы в дальнейшем ситуация не повторилась.

Заключение

Вот мы и завершаем наш цикл статей-рекомендаций по продуктивному общению с детьми. Не будем претендовать на полноту данных, но основные причины проблем в общении с детьми мы перечислили. А дальше нас ждёт полезный чек-лист для родителей по коммуникации с детьми.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте http://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.

Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

 

Оставьте свой комментарий: