Особые дети: синдром Аспергера

В одной из статей мы уже затрагивали тему детского аутизма, упоминая, в том числе, и обсуждаемый сегодня синдром. Синдром Аспергера – это специфическая форма аутизма, при котором отсутствует важная компонента «истинного» аутизма – умственная неполноценность. Базовый фон нарушений при этом синдроме выражен в дефиците коммуникаций, искажении восприятия (не психопатологическом, то есть это не галлюцинации и иллюзии), а также в сильном самоограничении от социального взаимодействия.

Важным представляется и то, что синдром Аспергера явственно обнаруживается лишь в возрасте 3-4 лет, в то время как другие формы раннего детского аутизма выявляются раньше. Связанно это с тем, что до названного возраста у ребенка банально нет потребности в расширении социальных контактов. Итак, давайте углубимся в теорию заболевания, чтобы получше узнать эту особенность.

Содержание статьи:

  1. Историческая справка: самое важное о синдроме
  2. Причины возникновения синдрома Аспергера
  3. Аспергерская триада симптомов
  4. Симптоматика синдрома Аспергера у детей
  5. Синдром Аспергера у подростков и взрослых
  6. Подводные камни заболевания
  7. Диагностика расстройства
  8. Коррекция

Особые дети: синдром Аспергера

Историческая справка: самое важное о синдроме

В 1944 году психолог-клиницист, чье имя позже было присвоено этому заболеванию, выдвинул гипотезу о существовании особого расстройства, которое получило название аутической психопатии. Аспергер наблюдал обширную группу детей в возрасте 6-18 лет и занимался фиксацией отличительных признаков, которые позже включились в картину заболевания.

Обратим внимания, что ученый фиксировал поведенческие признаки синдрома, но никак не затрагивал почву биологии, генетики или нейропсихологии.

Итак, в ходе многолетних наблюдений были выделены следующие закономерности аномального развития:

  • -у детей с отклонениями полностью отсутствует тяга к социуму;
  • -юные пациенты живут в своем собственном мире, но не в мире галлюцинаций и фантазий;
  • -мимика и речь больных невыразительна и бедна, по ней невозможно определить эмоциональный посыл;

В современном Аспергеру обществе такие дети превращались в изгоев, социум буквально «выдавливал» из себя детей с этим нарушением, что, разумеется, ухудшало их состояние.

Вышеописанные симптомы несколько непохожи на известный к тому времени аутизм, а поэтому они легли в основу выделения особой формы расстройства. Но вот в чём загвоздка: до сих пор наука не пришла к единому мнению по поводу синдрома Аспергера – особая ли это форма аутизма или специфическое неврологическое нарушения. Как вы понимаете, сейчас доминирует и отстаивается мнение об особой форме аутизма.

И повод для таких стычек действительно есть: у детей с синдромом Аспергера нет признаков отставания в интеллектуальном развитии. Немногим позже психологи разработали и апробировали тестовую методику для выявления уровня умственного развития у детей, который показал действительно удивительные результаты.

Отступимся и заметим, что название методики не приводится принципиально, поскольку только психологи-диагносты и тестологи могут правильно применять эту методику.

Итак, что же обнаружили психологи, валидизируя тест? Более 80% юных респондентов показали невероятные результаты в самых различных областях: кто-то был супер-счётчиком, кто-то имел идеальный слух с синестезией, кто-то разбирался в сложнейших математических алгоритмах.

Как бы это парадоксально не звучало, но абсолютное большинство детей с синдромом Аспергера имеют незаурядные способности. Кстати, почитать о сегодняшних знаменитостях с этим синдромом можно в Википедии.

Но несмотря на иногда действительно сверхспособности, такие дети не умеют включать в свою деятельность творческий аспект и воображение: всё строится по принципу абсолютной и неопровержимой логики. Соответственно, юные пациенты не могут (а не не умеют или не хотят) воспринимать и понимать эмоции, транслируемые другими людьми. И именно поэтому возникает непреодолимый барьер между пациентами и обществом, где логичность – лишь компонент общения.

Причины возникновения синдрома Аспергера

О точном механизме возникновения синдрома Аспергера говорить сложно. До сих пор – это «слабое место» психологии, психиатрии и неврологии. Да и навряд ли науке удастся когда-то полностью объяснить эту патологию.

Однако большая часть учёных склоняется к тому, что причины синдрома Аспергрера являются точной копией аутистической патологии. Ниже представлен список факторов, которые могут влиять на развитие этого заболевания:

  • -генетико-наследственный фактор и наследственная отягощённость;
  • -травмы малыша при рождении и черепно-мозговые травмы (в старших возрастах);
  • -химическое отравление плода во время беременности (например, из-за курения или алкоголизма матери).

Единственный плюс сегодняшней диагностики синдрома Аспергера в том, что компьютеризации диагностики и точечные методы изучения заболевания помогают лучше понять причины расстройства.

Аспергерская триада симптомов

Современная патопсихология и малая психиатрия описывает синдром Аспергера через симптоматику, связанную с тремя следующими корнями:

  • -трудности с чувственным и пространственным ощущением окружающего;
  • -нехватка эмоций и алекситимия, дефицит творческого мышления;
  • -трудности при взаимодействии с обществом, нарушенная коммуникативная функция речи.

Как мы говорили выше, полноценно заболевание проявляется к пяти годам, однако дебют расстройства может приходится и на более ранний возраст. Например, резкие звуки, вспышки света, неприятные запахи вызывают у ребёнка плач, но и в норме ведь это тоже происходит. Вопрос в том, что считать «громким», «резким», «сильным». Дети с синдромом Аспергера реагируют так на неадекватный стимул, например, вспышку света, которая реально не вызывает дискомфорт (представьте включение света в полутёмной комнате).

Из-за трудности дифференциации нормы и патологии многим родителям бывает трудно понять и тем более объяснить такие бурные реакции малыша. И всё же, повышенная чувствительность к внешним раздражителям уже может сигнализировать о проявляющемся синдроме Аспергера.

Конечно же, с возрастом сила подобной симптоматики угасает, но вот повышенная чувствительность никуда не исчезает – она трансформируется. В некоторых случаях подобные переживания принимают гротескный характер, мешающий порой и самому больному. Ощущаете ли вы на коже удобную одежду? Нет, а вот синдром Аспергера настолько обостряет чувствительность кожи, что любая одежда воспринимается не просто как неудобная, но и причиняющая боль (безусловно, это крайне редкий случай и приведён для понимания проблемы). В тоже время у больного могут обнаруживаться синестезии: дети утверждают, что звуки (или другие сигналы) имеют цвет, форму, вкус, температуру, запах.

Интересен тот факт, что дети, да и взрослые с этим нарушением крайне неуклюжи. Мешающие вещи как бы «случайно» оказываются на пути пациентов. Связано это в первую очередь с тем, что внешний мир ограничивается для больного собственным телом, а все переживания направлены вглубь себя: отсюда появляется рассеянность и как следствие – неуклюжесть. Но в ситуациях, когда от больного требуется сосредоточение, они вполне «разумно» управляют своей моторикой.

Симптоматика синдрома Аспергера у детей

Если родители заметив необычайную чувствительность малыша провели его специальную диагностику (особые пробы на свето-звукочувствительность), то по полученным данным врачи могут сделать первое допущение о наличии или отсутствии нарушения.

Опять же упомянем: синдром Аспергера – это расстройство старшего дошкольного возраста. До 6 лет ребёнок может никак не обнаруживать симптоматики расстройства. По крайней мере так кажется родителям. Разве будут родители удивляться тому, что их ребёнок не требует новых игрушек, да ещё и умен не по годам: рано осваивает речь, с лёгкостью запоминает цифры и слова на других языках, сам научился проводить некоторые математические операции? Нет, скорее родители будут рады такому сценарию, даже не подозревая, что за ним может крыться.

Итак, нарушенная коммуникативная функция и неумение взаимодействовать с социумом проявляются в период 5-6 лет, когда ребёнку поневоле приходится расширять круг общения: попадая в школу или подготовительную группу.

Вот список симптомов, которые могут быть включены в картину нарушения:

  • -хроническая неуклюжесть;
  • -отказ от активных и групповых игр как следствие первого пункта;
  • -появление односторонних хобби (не путать с односторонними увлечениями у подростков) за которыми ребёнок может проводить часы. Чаще всего – это нечто спокойное и монотонное;
  • -ребёнок не воспринимает или не любит типичных детских мультиков: они транслируют межличностные отношения и эмоции, которые ребёнок попросту не понимает. А громкий звуковой ряд может раздражать ребёнка;
  • -незнакомые люди вызывают у детей реакцию протеста или избегания: малыш может заплакать или прятаться за маму. Отказывается разговаривать с незнакомцем, даже если к этому его побуждают родители;
  • -в компании сверстников малыш предпочитает держаться обособленно, играть с привычными игрушками в одиночестве;

Ребёнок с обсуждаемым нарушением – предельно домашнее существо (извиняемся за такую метафору), любая смена обстановки вызывает у ребёнка беспокойство и выраженный дискомфорт, тревогу.

Больные с диагнозом синдрома Аспергера очень чувствительны к типовому распорядку дня. Например, если обычно с 18 до 19 вечера с ребёнком занимается мама, но в какой-то день её заменяет отец, то ребёнок может встретить такие подвижки бурной реакцией, вплоть до истерики.

Синдром Аспергера у подростков и взрослых

Если заболевание не было вскрыто в детском возрасте и не подверглось коррекции, то повзрослев такие дети проявляют ярчайшие признаки социальной дезадаптации и самоизоляции:

  • -невозможность найти «точки соприкосновения» с кем бы то ни было;
  • -невозможность установить дружеские или приятельские контакты (и отсутствие желания к этому);
  • -абсолютная незаинтересованность в противоположном поле.

Подростки с подобным диагнозом принципиально не смогут попасть на должности управленческого персонала: и не из-за реальных недостатков. Наоборот, подростки часто показывают невероятно высокие балы по тестам IQ знакомы с профессиограммами многих профессий, знают их с невероятной скурпулезностью, но их не привлекает идея карьерного роста. Для таких подростков предпочтительнее монотонная и однообразная работа (вспомним детские способности к счёту).

Юноши и взрослые проявляют некоторою шизоидность мышления, а именно:

  • -неспособность понять метафорический смысл высказывания;
  • -тотальное отсутствие чувства юмора;
  • -образные высказывания ими понимаются (если «собака зарыта», то её действительно кто-то закопал);
  • -неспособность проанализировать описанное событие: правда и ложь слиты воедино.

Это всё является не реальной шизофренической симптоматикой, а следствием отсутствия воображения.

Многие больные с синдромом Аспергера описываются окружающими как грубые и невоспитанные люди, не знающие чести. А связано это с тем, что они:

  • -действительно говорят то, что думают – информация не проходит ценз уместности;
  • -часто делают замечания по причинам, которые традиционны принято «не замечать»;
  • -при доминирующем принципе комфорта, пациенты не принимают общественный этикет – они попросту видят его бессмысленным;
  • -не знают эмпатии, не способны распознать транслируемые собеседником эмоции;
  • -могут запросто встать и уйти посреди диалога, оставшись наедине со своими переживаниями;
  • -абсолютно не заинтересованы в том, чтобы произвести «хорошее впечатление».

Не корректируемый синдром Аспергера (в злокачественном течении) с возрастом может начать прогрессировать и превращать жизнь больного в чреду абсурда. Например, сестра больной надела её платье, после чего пациентка несколько часов стирала его, а затем и вовсе сожгла.

Взрослые больные обычно ипохондричны и подозрительны. Например, придя на приём к дантисту, такой пациент может не один десяток раз поинтересоваться всё ли вокруг стерильно и пользуется ли врач одноразовым инструментарием. По этой причине окружающие склонны воспринимать больных как людей мелочных и занудливых.

Подводные камни заболевания

Сам по себе синдром Аспергера никак не влияет на психическое и физическое состояние больного, а дети, вовремя прошедшие коррекционные курсы, вполне успешно адаптируются ко взрослой жизни. Поскольку многие дети проявляют феноменальные способности, то часто они становятся действительными мастерами в какой-то области. Чаще всего это либо точные науки, либо тонкая и монотонная работа.

Но никак не корректируемое заболевание может существенно повлиять на взрослую жизнь пациента:

  • -юноши не могут найти себе место в обществе, часто попадая в маргинальные слои;
  • -любые перемены в жизни ведут за собой тревогу и депрессию, вплоть до клинических случаев;
  • -могут развиваться навязчивости или фобические расстройства.

Важна в коррекции заболевания и функция семьи: родители должны не просто «сдать» ребёнка психологу, но и самостоятельно учить его общаться с внешним миром. Важно и выполнение «домашних заданий», если таковые подразумевает курс терапии, проводимый с ребёнком. В конце концов будущее ребёнка в этом случае как никогда зависит от активных действий родителей.

Диагностика расстройства

Высококвалифицированный психолог способен сделать допущение о наличии заболевания, основываясь на наблюдении за поведением клиента/пациента. Безусловно, важной составляющей является история жизни больного, а также личный анамнез. Но не всегда это так просто и для маститых психологов: иногда синдром Аспергера походит на ярко выраженную интроверсию.

В качестве дополнительных критериев диагностики зачастую используются данные психометрических тестов, которые направленны на выявление нарушение и его тяжести. Безусловно, все тесты разные и имеют отличные «целевые группы», но условно используемые методики (при диагностике расстройства) можно разделить на:

  • -тесты интеллектуальных способностей;
  • -тесты моторных навыков и сенсорной чувствительности;
  • -тесты творческих способностей;
  • -клинические и проективные методики;

Ниже мы приведём список специальных тестов, направленных на диагностику именно синдрома Аспергера. Цель их перечисления – ознакомление с используемой методологией. Ни при каких условиях не пытайтесь найти эти методики самостоятельно, а уж тем более провести их, если вы не знаете, что такое психометрические показатели теста и не знакомы с математической статистикой!

  • -ASQQ-test. Пригоден для проведения на детях от 6 лет, является частично-проективной методикой и основан на принципе проекции;
  • -RAADS-R-test. Тест в его общественном понимании. Помогает вскрыть депрессивные состояния, навязчивости, антисоциальные и социофобические проявления. Тестовые задания выражены описанием ситуаций, к которым надо подобрать предложенные варианты действий;
  • -Aspie Quiz. Тестовая методика, применяемая и на здоровой выборки для обнаружения аутистических склонностей. Утверждается (автор не согласен с этим замечанием), что тест помогает найти и конкретные причины расстройства;
  • -Toronto Asperger Scale. Методика направленна на анализ структуры мышления (адекватность восприятие метафорического смысла и переносов), однако её основная задача выявить у респондента наличие «необычных» телесных переживаний, связанных с синдромом Аспергера;
  • -TAS20. Направлен на изучение доминирующих эмоций и способности к их опознанию и выражению. Помогает вскрыть эмоциональную тупость, характерную для синдрома Аспергера.

Этот список приведён исключительно в ознакомительных целях, чтобы родители могли поинтересоваться, что именно предлагается сделать его ребёнку. Однако отметим, что работа каждого психолога уникальна, как и набор методик, который определяется требованиями ситуации.

Коррекция

Пациентам с диагностированным расстройством назначается консультация психотерапевта или психиатра. Основная задача лечения – это обучение больного социальной активности, навыкам, эмпатии. Цель – дать ребёнку способность адекватно войти в социальную жизнь.

Если заболевание сопровождается депрессивными или невротическими симптомами, могут назначаться соответствующие психофармакологические вещества седативного эффекта. При выраженных депрессивных состояниях назначаются специфические антидепрессанты.
Важно понимать, что вылечить синдром Аспергера невозможно, но научить больного нормальному реагированию на различные социальные ситуации – можно и нужно. Задача психотерапии не исцелить пациента, а адаптировать его к жизни.

Совет от автора:

мой коллега-психиатр вывел очевидную, но не явную закономерность. Люди с синдромом Аспергера являются ужасными логиками, для которых всё обуславливает некая формальная связь. Поэтому в рамках семьи можно использовать методику логического разъяснения и доводов пациенту о его состоянии. По сути, таким образом вы переходите на язык больного, помогая ему реально осознать и попытаться исправить некоторые ярко выраженные дефекты заболевания.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте https://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.
Будьте с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
9 комментариев к этой записи

    Сыну 16 лет. В 6 лет диагнистирован синдром Аспергера. Никакой коррекции специалистами не проходили, т.к. не могла найти соответствующих специалистов. Куда бы не обращалась, ответ был «мы занимаемся тяжелыми детьми». Но я сама изучала тему синдрома и помогала ему адаптироваться. Сын о своём диагнозе не знает, но понимает, что он не такой как все, не всегда способен правильно воспринять отношение к себе окружающих, но уже научен не спешить с выводами. Есть ли в Москве специалисты-психологи, которые могут помочь?

    Ирина, здравствуйте!

    Спасибо за Ваш вопрос и ожидание!

    Сразу обращу внимание: если ребенок нормально адаптирован к социуму и не испытывает существенных трудностей в адаптации и нормально взаимодействует с окружением — нужен ли ему психолог? Я не совсем понимаю Ваш запрос: в чем именно помочь? Что именно беспокоит вашего сына?

    Отдельная проблема, что ребенок не знает о диагнозе: с одной стороны это хорошо, с другой (если он понимает свои трудности) — это плохо. Самое проблемное, что ребенок может воспринять такое сокрытие как ложь, что плохо для него.

    А в общем — любой психологический центр или специалист-частник, работающий с аутичными детьми, способен обеспечить сопровождение ребенка, если таковое необходимо.

    Не знаю, слышали ли Вы об АНО «Центр проблем аутизма: образование, исследования, помощь, защита прав», но, например, эта организация сопровождает семьи с аутичными детьми.

    И наконец, замечу, что порой такие жизненные трудности выбивают нас из колеи. Не редкость, когда психологическая поддержка требуется не только ребенку, но и родителям. Вы поступили мудро, изучив проблему и помогая ребенку, однако еще раз поставлю вопрос: нужна ли помощь Вашему сыну или это Ваша убежденность? Поговорите со своим ребенком, какие трудности он хотел бы преодолеть, да и есть ли они с его позиции?

    Надеюсь, это несколько поможет Вам!

    С теплыми пожеланиями,
    Борисов Олег

    Здравствуйте, Олег!
    Ваша публикация вызвала у меня интерес. моему ребенку уже 19 лет и мне кажется, что он «аспи». Вы не консультируете в скайпе?

    Елена, доброго времени!

    Благодарю за интерес к моей статье.

    Как и все «расстройства аутистического спектра» Аспергер – очень неопределенная и тонкая категория. Случается, что многие варианты нормы (однако крайние) подводят под черту аутизма. Поэтому если не было подозрений до этого возраста и рекомендаций от педагогов, психологов и других специалистов – не стоит беспокоиться. В тоже время, если в поведении вдруг что-то резко изменяется – это, разумеется, неспроста.
    В любом случае потребуется весьма длительная работа, чтобы найти проблему, если таковая имеется. Информацию касательно Вашего вопроса я вышлю на Вашу почту!

    С наилучшими пожеланиями,
    Борисов Олег

    Здравствуйте, Олег Владимирович

    Я бабушка, у меня 4 внуков. Время от времени беру к себе по очереди их всех. Дети как дети. Но вот досталась мне внучка, с которой редко виделась раньше и сейчас при ежедневном общении мне она показалась «странной». Позвольте перечислить её , на мой взгляд, странности и если можете, посоветовать что-то.
    Девочке будет 5 лет в апреле.
    — упертость — если настаивать, ничего не добьешься, как черепаха втягивает голову-руки-ноги в панцирь и может сорваться в истерику.
    — когда неловко себя чувствует делает круговые движения пальчиками рук
    — если человек ей неприятен — проходит как сквозь стекло живя в одном доме (не здоровается, не обращает внимания)
    — отличная память
    — любит играть блестящими бусинами (на нитку не нанизывает, просто «любуется» в ее терминологии)
    — лепит микроскопические предметы из пластилина (одни и те же)
    — говорит прекрасно с использованием непонятных ей слов
    — непредсказуема — хотела ходить в бассейн, сходили на пробное занятие — там все делала прекрасно, но вышла и сказала что не понравилось (дети, учиться надо) хотела просто барахтаться в воде, поскольку плавать не умеет. Потом решила, что пойдет, но проснулась после дневного сна и сказала, что не хочет. Настаивать, как с другими внуками, не рискую под угрозой истерики.
    — истерики (с пелёнок) с полным напряжением всех мышц
    — не нравится Моцарт (обычно ставлю всем внукам для успокоения) — здесь уши закрывает ручками — не нравится
    — на рынке продавцы громко рекламировали свой товар — начала подпрыгивать и тянуть вон на грани истерики. Быстро ушли, чтобы избежать.
    — не нравятся мужчины. С незнакомыми женщинами идет на контакт избирательно. С кем-то сразу, с кем-то делает «черепах».
    — у нее очень странный взгляд, если с чем-то не согласна, а я настаиваю. Вроде как «сквозь» тебя, какой-то взгляд инопланетянина. То ли ненависть в нем, то ли не пойми что.
    — не дается причесываться.
    — перетаптывается с ноги на ногу при смущении
    — ест очень простую пищу и очень избирательно. Фрукты нравятся.
    Есть, может, и что-то ещё, что мне на заметно. Но мне приходится с ней общаться как «с хрустальной вазой». Очень боюсь истерик. Причём, спустя неделю после истерики без видимого мне повода девочка и говорит «как бы хорошо вернуться в прошлое, в аэропорт» я спросила почему «потому что тогда я вела себя хорошо и не кричала». Очень буду благодарна, если поможете советом

    Наталия, здравствуйте!

    Должен отметить, что Вы внимательно отнеслись к изучению картины состояния ребенка. Кратко скажу, что я вижу в приведенном Вами описании:

    • социальная тревожность / неуверенность;
    • наличие истерических реакций;
    • непоследовательность поведения;
    • высокая сенсорная чувствительность (ребенок «боится» касаний, звуков и прочих раздражителей, т.к. [вероятно] не умеет с ними справляться);
    • реакции на уровне тела («черепаха»).

    И то, что вызывает наибольшие опасения: разделение ребенком себя на «плохую сейчас» и «хорошую тогда» (про аэропорт). Вот эта проблема может быть следствием разных причин – от стыда и вины за свое поведение до первых звоночков расщепления личности. Хотя, уточню, последнее крайне маловероятно в этом возрасте.

    Чтобы я мог посоветовать? Во-первых, необходимо собрать всю информацию о ребенке от родителей (на уровне фактов: как играет, разговаривает, что делает на прогулках). Во-вторых, посетить детского психолога всей семьей (мама, папа, ребенок) для точечной диагностики. И уже на основании полной картины выстраивать рекомендации.

    В моем видении ситуации одна из серьезный проблем – это трудности с обработкой сенсорной информации из-за которой могут возникать и проблемы с общение, и тревоги. Возможно, что истерики и «черепахи» в этом случае – не очень адекватный способ справится с нагрузкой.

    О том, что можно попробовать сделать на начальной стадии – вы можете прочесть в нашей статье-интервью о сенсорной интеграции. Однако с учетом всех описанных симптомов я бы все же рекомендовал начать с консультации и полной диагностики у детского психолога. Возможно, это просто проблемы поведения-развития, но лучше не рисковать.

    Надеюсь, эта информация была полезна для Вас и желаю успехов в разрешении проблемы!

    Здравствуйте. Спасибо за статью! Наконец-то поняла про синдром. Нашему ребёнку поставили диагноз синдром Аспергера. Где в Москве могли бы квалифицированную оказать помощь по такому диагнозу? У нас мальчик 4 лет.

Оставьте свой комментарий:

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.