Воспитание детей: как добиться детского послушания

Что делать если ребёнок не слушается?

Пожалуй, один из самых актуальных и острых вопросов для любых родителей:

  • ребёнок не слушается,
  • истерит,
  • требует своего,
  • не выполняет обещанное и тому подобное.

Что делать в этой ситуации?

Очень часто в интернете можно увидеть советы типа: «Нужно установить свой авторитет, говорить твёрдо, коротко и ясно». На словах звучит прекрасно, а в жизни к желаемым результатам редко приводит. Знакомо, правда?

Воспитание детей: как добиться детского послушания

Здесь вся «соль» в том, что родители очень редко действуют последовательно и методично. Так, прочитав статью по детской психологии, они спешат применить все прочитанные методы и ждут, что ребёнок тут же начнёт действовать именно так, как описано в «методике».

Но этого не происходит по одной простой причине: ребёнок привык не слушаться. Дисциплина и уважение вырабатывается ежедневным трудом, медленно и последовательно. Каждое действие должно быть взвешенным и обдуманным, даже небольшая осечка может сыграть драматическую роль. Для того, чтобы этого достичь одна из самых действенных схем – «метод 8 шагов». Его основная идея в том, что приучать ребёнка к дисциплине нужно с мелочей, тем самым, вырабатывая у него привычку слушаться. Итак,

  1. Первым шагом является пристроиться к действиям ребёнка. Здесь основным принципом является знаменитая фраза М. Жванецкого «Не смог предотвратить – возглавь». Например, если ребёнок безудержно бегает можно его подзадорить фразами «Вперёд, ещё быстрее, покажи мне как ты быстро бегаешь!». Или в случае крика «А можешь громче, давай!». Разумеется, делать это нужно только в уместных ситуациях. Пристраивайтесь к тем действиям, которые ребёнок хочет выполнять сам.
  2. Вторым шагом является приучить маленького человека приходить, когда его зовут. Здесь придётся уйти корнями в древность, и ощутить себя первобытным человеком, который «приручает» своего подопечного. Основной принцип – поощрение за выполнение действия и подкрепление его положительными эмоциями. Это может быть доступ к печенью или другим вкусностям, которые любит малыш. Например: «Кто будет печенье бежит ко мне!». При этом обязательным условием является отсутствие свободного доступа к печенью, только через родителя. Не обязательно поощрением может быть еда, это могут быть какие-то игры, которые любит ребёнок, например: «Беги скорей сюда, у меня есть 10 минут чтобы поиграть с тобой в прядки!»
  3. Третьим шагом является научить ребёнка договариваться, то есть, давать обещания и выполнять их. Даже если ребёнку всего-навсего два годика, а тем более если уже 3, нужно разговаривать с ним как со взрослым, серьёзно. Так, перед приходом на детскую площадку необходимо договориться с ним, что идёте туда только на тех условиях, что через 30 минут без криков и истерик соберете игрушки и уйдёте, потому что нужно ещё зайти в магазин. Конечно, подавляющее большинство детей пообещает всё, что угодно, а когда придёт время уходить, начнут проситься «ещё на чуть-чуть». Здесь самый ответственный момент – отвести ребёнка от играющих и объяснить, что вы договорились, Вы всегда выполняете перед ним свои обещания, и его задача аналогична, так как, иметь дело можно только с теми, кто держит слово. Разумеется, при этом чрезвычайно важным является самому придерживаться условленных договорённостей всегда, так как, то, что нарушено 1 раз будет нарушаться всегда.
  4. Четвёртым шагом будет постепенное отучение ребёнка от капризов. Здесь, как и в предыдущей ситуации нужно недюжинное спокойствие и обязательность. Научите ребёнка слову «важно». «Мы сейчас не можем с тобой поиграть, так как, собираемся на работу – это очень важно. Мы поиграем, когда придём в детскую комнату». Говорить это следует спокойно присев напротив ребёнка, глядя ему в глаза и спокойным тоном, без давления. Чрезвычайно важно, чтобы это поддерживалось абсолютно всеми, включая бабушек.
  5. Пятый шаг – приучить ребёнка не просто выполнять просьбы, но и требования. Здесь, как и в предыдущих случаях важно действовать аккуратно, взвешенно и при всеобщей поддержке. Все в семье должны работать в едином направлении. Чадо уже достаточно взрослое, чтобы не бить без причины других детей, не отбирать чужие вещи, учиться самостоятельно кушать и потихоньку одеваться. Если чувствуется, что требования для ребёнка слишком высокие, не нужно давить, требуется только выполнимое. Даже если вчера всё получалось как надо, сегодня может быть грустное настроение, плохая погода или какие-то другие мешающие факторы. Постепенно ребёнок отучается приходить только когда предлагается лакомство, нужно идти тогда, когда просто зовут. Если требование не выполнено, не стоит ругаться, важно обнять его и мягко сказать: «Приходи тогда, когда я тебя зову, сразу».
  6. Шестой шаг – объединение требований в систему обязанностей. На этой стадии малыш приучается к тому, что у него тоже есть свои обязанности, как и у каждого члена семьи. Это может быть, например, всегда убирать за собой игрушки, застилать постель, мыть посуду за собой и тому подобное. Пусть будет проще всё сделать самим, но нужно сдерживать себя. Основная задача – научить и воспитать. Вначале, конечно, он будет забывать о своих обязанностях, но со временем нужно усвоить, что помнить обязанности – тоже обязанность.
  7. Седьмой шаг – объединение системы обязанностей в одно общее понятие – самостоятельность. Её основа – в разумном послушании, как это ни парадоксально. Осуществляется постепенный переход от требований элементарного характера (собрать игрушки, одеть штаны) к более объединенным: «Собери вещи, которые будут нужны тебе в детском саду (школе, походе, на занятии)». Конечно, всё делается очень постепенно, сперва подсказки частые и конкретные, затем постепенно становятся общими указаниями или рекомендациями с мелкими и иногда крупными поощрениями. Чем чаще ребёнок будет справляться с трудными для него задачами, тем раньше у него появится тот самый вкус независимости. Всегда поощряйте попытки ребёнка сделать что-то самостоятельно.
  8. Восьмой шаг состоит в воспитании понятия «ответственность». Этот шаг отличает осознание последствий своих действий, то есть, за всё нужно платить, или взрослому, или ему, или всем вместе. Сюда входит осознание того, что нужно забрать младшего брата из детского сада, оплатить счёт в банке или ещё что-то. Принимая это во внимание, ребёнок будет стараться изо всех сил. Если он ошибся, в данной ситуации не стоит его наказывать, ведь он, скорее всего, сделал всё, что мог и сам осознаёт свои огрехи, можно на них лишь аккуратно указать.

После успешного выполнения этих шагов ребёнок — уже не непослушный малыш, а маленький человек, знающий цену себе и своим действиям. Конечно, даже самые послушные дети иногда ошибаются и не слушаются. В этой ситуации необходимо показать ребёнку, что его любят в любом случае, просто в следующий раз нужно более тщательно всё продумать.

В воспитании нужно быть последовательным, всегда стараться продумать последствия и по возможности предотвратить негатив, никогда не срываться на ребёнка, всегда держать себя в руках, быть спокойным и помнить: свой малыш всегда самый лучший!

1 комментарий к этой записи
  1. Замечательная статья. Взрослые к сожалению действительно непоследовательно себя ведут, но главное учиться и стараться. Мне данные советы, когда то еще озвученные моей тетей, очень помогли.

Оставьте свой комментарий: