Здоровье ребёнка: типы, признаки и причины тревожности у ребёнка, как помочь ребёнку?

Тревожный ребёнок: Что такое тревожность? Как она проявляется у ребёнка? Какие типы тревожных деток есть? Как помочь малышу?

Тревога – это негативная эмоция, отражающая переживание состояния неопределённости и предвкушение неприятных событий. Тревожностью именуется психологическая особенность личности слишком сильно переживать даже по незначительным поводам.

Тревожное расстройство уже является одним из видов невротических недугов. Человек страдает от чувства тревоги при отсутствии серьёзных затруднений.

Содержание статьи:

  1. Тревожный ребёнок, какой он?
  2. Почему возникает тревожность?
  3. Типы тревожности у малыша
  4. Как могут помочь родители?

Здоровье ребёнка: типы, признаки и причины тревожности у ребёнка, как помочь ребёнку?

Тревожный ребёнок, какой он?

Он робок и с опасением относится ко всему происходящему. Ведёт себя скромно и сдержанно. Малыш словно ожидает чего-то плохого. Он крайне беспокоен и находится в постоянном внутреннем напряжении из-за предчувствия неблагоприятных ситуаций. Причём это ощущение тревоги доставляет ему гораздо больше беспокойства, нежели само отрицательное событие.

К себе самому он предъявляет очень высокие требования, из-за чего часто бывает, не удовлетворён собой. Как следствие, у такого ребёнка формируется достаточно низкая самооценка. Его страшит что-то новое, ведь оно таит в себе неизведанную для него угрозу. Следовательно, он сторонится участия в незнакомой деятельности и играх.

Такие детки нередко ощущают себя беспомощными. Они полагают, что уступают другим по каким-либо параметрам:

  • ловкости,
  • сообразительности,
  • красоте и так далее.

Для них крайне важна похвала и одобрение со стороны окружающих.

Постоянное пребывание в тревожном состоянии отражается также и на самочувствии ребёнка. Это проявляется:

  • болями в животе,
  • спазмами в горле,
  • головокружением,
  • головными болями,
  • учащённым сердцебиением,
  • и слабостью в горле.

Признаки тревожности:

  • бессонница;
  • раздражительность;
  • беспокойство;
  • сложности в концентрации на чём-то одном;
  • мышечное напряжение;
  • малышу трудно в течение длительного времени работать;
  • предъявляемое к нему задание сразу повышает уровень его беспокойства;
  • он ведёт себя застенчиво и смущённо;
  • жалуется, что часто различные ситуации повергают его в повышенное напряжение;
  • он говорит, что ему нередко снятся страшные сны;
  • попадая в незнакомую обстановку он краснеет;
  • его ладошки обычно влажные и холодные;
  • его регулярно мучают расстройства стула;
  • он не очень хорошо ест;
  • часто пугается;
  • даже незначительный повод может вызвать его слёзы;
  • не любит ожидания;
  • опасается и избегает трудностей;
  • часто испытывает чувство неуверенности в себе.

Почему возникает тревожность?

Психологи склонны считать возникновение тревожности следствием некоего внутреннего конфликта малыша. Он может проявляться по ряду причин:

  1. Несогласованные требования родителей, учителей или воспитателей. Скажем, дома малышу демонстрируют одну модель поведения, а в школе другую. Это порождает у него некоторые противоречия и ему сложно понять, как следует себя вести.
  2. Чрезмерно высокие ожидания. Родители устанавливают завышенную планку достижений для малыша. Скажем, он должен учиться только на «пятёрки». Он лишается права получать более низкие отметки.
  3. Постановка ребёнка в зависимое положение посредством, предъявляемых требований. Например, ситуация, когда одни детки притесняют других, часто встречается в детском коллективе.

Обычно большую тревожность до 12 лет проявляют мальчишки, а после 12 лет тревожные состояние чаще свойственны девочкам.

  • Переживания юных девушек касаются особенностей межличностных взаимодействий.
  • Мальчиков же сильнее волнует вероятность применения к ним наказаний и насилия.

Таким образом, сделав что-то не так, девочки боятся отторжения со стороны взрослых или своих сверстниц. Их страшит мысль, что подруги откажутся с ними общаться или родители подумают о них плохо. Парни в аналогичной ситуации беспокоятся, что их накажут или побьют одноклассники.

Типы тревожности у малыша

  • Невротики. У таких ребят наблюдаются заикания, энурез, тики и так далее. Здесь уже оправдана помощь психиатра и невропатолога. Ребёнку нужно позволять выговориться. Не стоит акцентировать внимание на его соматических признаках проявления расстройства. Постарайтесь создать для него комфортную ситуацию. Полезно помогать ему, разыгрывать и рисовать свои страхи.
  • Расторможенные малыши. Они эмоциональны, активны, но их внутренние страхи спрятаны очень глубоко. Их энергичность направлена на заглушение имеющейся фобии. Если процесс обучения в школе не увенчался успехом, то они могут специально нарушать дисциплину и привлекать к себе негативное внимание. На критику со стороны они стараются отвечать равнодушием. В качестве органических сбоев о себе могут дать знать сложности с концентрацией внимания, процессами запоминания, мелкой моторикой. Несмотря на некое противопоставление себя окружающим им необходимо принятие и доброжелательное отношение людей. Они хотят добиться ситуации успеха.
  • Застенчивые ребята. Это тихие, старательные, безынициативные, скромные и молчаливые детки. Они ощущают дискомфорт, когда слышат разговор на повышенных тонах. Любая мелочь способна вызвать их слёзы. Они опасаются что-то переспрашивать и отвечать у доски. Их необходимо хвалить, создавать ощущение принятия, признавать их право ошибиться.
  • Замкнутые. Они живут словно, сами по себе. Они не стремятся контактировать с взрослыми и сверстниками, избегают шумных игр и не реагируют на критику. У них могут быть сложности в учёбе из-за отсутствия интереса к ней. Нужно постараться нащупать ту область, к которой они неравнодушны, и через неё налаживать контакт с ребёнком.

Как могут помочь родители?

  1. Повышение самооценки. Искренне хвалите своё чадо даже по самым маленьким поводам. Обращайтесь к малышу по имени, уважайте и учитывайте его мнение. Нельзя сравнивать успехи своего ребёнка с успехами его сверстников, нужно проводить параллель меж ним самим. Особенно это актуально применительно к тревожным деткам. Для их самооценки губительна соревновательная деятельность, поэтому не стоит их целенаправленно в неё вовлекать.
  2. Учите малыша управлять своим поведением. Нередко он скрывает свои проблемы. Следовательно, даже если он утверждает, что у него всё хорошо это вовсе не означает, что это на самом деле так.
  3. Устранение мышечного напряжения. Для этого прекрасно подходят игры с телесным контактом, а также растирания, массаж, упражнения на релаксацию.
  4. Работа с родителями. Они должны показывать школьнику, что любят его просто за то, что он есть. Нужно демонстрировать ему готовность оказать поддержку в ситуации неуспеха. Малыш не должен отчаянно пытаться завоевать их любовь и постоянно им доказывать, что он её достоин. Иначе, он просто может устать и прекратить свои старания, смирившись с тем, что он не настолько хорош, как этого хотят. Предъявляйте меньше требований. Постарайтесь не использовать угроз, унизительных формулировок и слов по отношению к нему.

Оставьте свой комментарий: