Советы детского психолога, часть 2
Сборник советов для родителей от детского психолога: часть вторая
Вот мы и возвращаемся к нашей рубрике советов от детского и семейного психолога для родителей. В предыдущей статье я рассказывал вам о том, как ваши ожидания могут сказываться на психоэмоциональном развитии ребёнка и происходит первый этап развития эмоциональной личности у ребёнка и как вы, как родитель, можете помочь этому.
Сегодня на повестке дня у нас обсуждение роли семьи в развитии интеллектуальных предпосылок ребёнка и то, как родительские установки и вербальные формулировки влияют на развитие негативных черт у ребёнка. Начнём?
Содержание статьи:
Познавательное развитие детей: роль семьи
Первое, на что нужно указать это то, что семья — это первый институт, который развивает способности ребёнка к познанию. Родители и бабушки-дедушки обладают уникальными наборами черт и навыков и первые способны заметить какие-то интересы и склонности ребёнка, наблюдая за ребёнком в различных ситуациях и играх.
Никогда не упускайте возможность дать ребёнку проявить свой интерес. Поддерживайте в нём огонёк познания. Первые, даже самые непонятные интересы (ребёнок тянется за игрушкой) являются тем, что в дальнейшем начнёт трансформироваться в познавательную мотивацию и стремление к познанию. Заложенные в раннем детстве мотивы изучения помогают детям даже при отсутствии сильного желания изучать и осваивать новое.
Расскажу на примере своего детства: я был ребёнком, которого очень сильно интересовали всякие природные явления, животный мир и астрономия. Как только я научился читать по слогам, родители подарили мне огромную оксфордскую энциклопедию (которую достать в 90-е было практически невозможно!), которою я листаю и спустя 21 год своей жизни. Каждую прогулку не игнорировался ни один мой вопрос, даже самый странный – если они не могли ответить мне сейчас, то всегда отвечали позже.
И так я понял, что вокруг меня такой интересный, сложный и непознанный мир. Именно это в дальнейшем помогло мне правильно расставить приоритеты, изучить сферы, которые казались для меня закрытыми и приложить все усилия, чтобы стать профессионалом.
Делайте и вы тоже самое для своих детей. Давайте им пространство для экспериментов, рассказывайте о том, что их интересует и никогда не оставляйте вопросы без ответов. Родители способы развить полноценный интерес к познанию, что будет полезно даже при слабых когнитивных способностях. В частности, даже дети с задержками психического развития, но с поддерживаемым интересом к познанию способны быть в получении знаний более продуктивны, чем их здоровые сверстники.
Допустим, вы купили ребёнку какой-то новый конструктор со сложной схемой сборки. Что же, это отличное поле для экспериментов! Не вставайте в позицию всезнающего эксперта и не рассказывайте ребёнку о том, как надо складывать детали, что нужно делать для хорошей игры. Пусть ребёнок экспериментирует с решением. Вы можете лишь направлять и давать наводящие подсказки, но не отнимать у ребёнка счастье исследования.
Более того, в семье стоит поддерживать «профессиональную» атмосферу: в частности, рассказывайте детям о том, чем вы занимаетесь в своей профессиональной сфере, отвечайте на его вопросы и собирайте простые и интересные истории, которыми можно поделиться с ребёнком. Ведь недаром в семьях врачей дети нередко проявляют не только интерес к этой сфере, но и хорошие способности в рамках химии, биологии, анатомии и необходимых областей для освоения профессии врача.
Быть ребёнком – значит быть открытым к познанию, не зря детей называют «впитывающими как губки» знания. Это и вправду так: дайте интересное им знание, и вы гарантируете ребёнку радость от учения и собственных маленьких открытий.
Родительские установки, речь и развитие детей
Вы задумываетесь о том, как вы разговариваете со своим ребёнком? Какие формулировки в речи используете и что пропагандируете? Как вы выстраиваете свою повседневную речь и что за этим следует? Нет? А это необходимо
На ранних этапах жизни родительские фигуры для ребёнка – это непоколебимый авторитет и сила. Для детей на первых этапах жизни (до школы) фигура родителя абсолютна в своей власти и знаниях. Дети беспрекословно верят в правоту родителей, потому что «Мама сказала» или «Папа велел».
Именно поэтому родителям стоит тщательно формировать свою речь. Быть максимально внимательными к выдаваемым оценкам. Но речь каждого человека – это набор установок и ценностей, в которые этот человек верит.
Поэтому иногда в неосознанном режиме мы выдаем откровенно негативны и даже деструктивные высказывания. Но дети – особые люди, они отчетливо видят эмоции, которые стоят за стеной слов и реагируют в первую очередь на подтекст высказывания. Поэтому все негативные и крайне оценочные высказывания способны формировать у ребёнка собственные установки, которые очевидно не пойдут ему на пользу.
Сегодня я покажу вам как произвести смену негативных установочных высказываний на позитивные и покажу риски, которые вы нивелируете таким образом.
И список этих установок можно продолжать до бесконечности. На самом деле достаточно начать отслеживать то, что вы говорите и вы обязательно найдёте свои «проколы» и слабые места, которые могут продуцировать негативные черты у ребёнка.
Иногда я даю совет родителям самостоятельно, в течение недели изучить, какие установки они воспроизводят в своей речи, что передают ребёнку и как это может сказаться на его дальнейшей судьбе. После мы совместно с родителями производим трансформацию негативных высказываний, сохраняя их педагогическую мощь.
Ребёнок нас слушает, и все слова крепко зацепляются в его подсознании. Чувство вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать счастливее. Иногда ребёнку не нужна оценка его поступков и поведения, он и сам всё прекрасно понимает, просто ему необходимо, чтоб с ним побыли рядом, успокоили его и поддержали.
Как часто вы произносите что-то подобное:
- — я сейчас занят (а)…
- — посмотри, что ты натворил!
- — это надо делать так!
- — неправильно!
- — когда же ты научишься?!
- — сколько раз я тебе говорил (а)!
- — нет! Я не могу!
- — ты сведёшь меня с ума!
- — что бы ты без меня делал!
- — вечно ты во все лезешь!
- — уйди от меня!
- — встань в угол!
После такого вот обращения к ребенку, пожалуй, не будет удивительным, если он отдалится, станет скрытен и неразговорчив, ленив, недоверчив и неуверен в себе…
А такие слова – формируют доверие и чувство принятия:
- — я люблю тебя…
- — ты очень многое можешь!
- — что бы мы без тебя делали?
- — иди ко мне…
- — садись с ними!
- — я помогу тебе.
- — я радуюсь твоим успехам!
- — что бы ни случилось, помни, твой дом — твоя крепость!
- — даже когда я не рядом, помни, что ты не один!
- — расскажи мне, что с тобой?
- — мне нужен твой совет…
На самом деле, дети от природы наделены большим запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые им помогают быть активными, энергичными и жизнестойкими. И, пожалуй, наша с вами задача состоит в том, чтобы не сломить их внутренний стерженек, а укрепить его своей заботой и поддержкой.
Заключение
Вот мы и подошли к закрытию ещё одной темы нашего обсуждения – о развитии тяги к познанию и навыкам эффективного общения с ребёнком. Как выстраивать свою речь, чтобы ребёнок чувствовал только позитивный заряд, но при этом исправлял свои ошибки? Как в простых бытовых мелочах развивать интерес к изучению и открытию? Теперь мы знаем.
А в дальнейшем нас ждёт интересный список для родителей тревожных детей – мы узнаем, как можно помочь им справится со своей тревогой.
автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва
На нашем сайте https://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.
Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!