Дефицит внимания, игры для детей, часть 3

Синдром дефицита внимания и геперактивность: игры для детей. Вторая игра

Итак, мы подошли ко второй игре из нашего цикла занятий для детей с СДВГ в домашних условиях. Сегодня мы будем разбирать, как можно помочь ребёнку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью через обучение у него самого. Может, звучит и непривычно, но эффективно и просто. Перейдём к упражнению.

Содержание статьи:

  1. Робомама
  2. Первая версия игры
  3. Вторая версия игры
  4. Третья версия игры
  5. Четвёртая версия игры
  6. Комментарий
  7. Завершение

Дефицит внимания, игры для детей, часть 3

Робомама

Детям полезно чему-то учить взрослых. Особенно если у детей есть проблемы с дефицитом внимания и проблемами в регуляции произвольной деятельности. Ребёнок, который диктует вам, как и что надо делать – ребёнок, держащий своё поведение под контролем. В этой игре есть важный аспект – ребёнок должен много говорить и мало показывать.

Почему это важно? Нередко родители не совсем понимают, что жестовая речь, которую используют дети в общении маскирует трудности речепорождения и вообще проблемы в организации речевого поведения.

Суть игры проста – вам необходимо «вдруг» разучиться делать какие-то банальные вещи, например наливать стакан воды из графина. И при этом вы как бы «ничего не видите» и способны делать всё только на ощупь. Поэтому вам нужен «проводник», который подскажет, что именно нужно сделать, куда пойти и как налить этот стакан. И им должен стать ребёнок.

Разумеется, перед игрой стоит предупредить ребёнка, что это игра и ничего не случилось.

Первая версия игры

Попросите ребёнка, чтобы он обучил вас чему-то, что уже умеет делать сам, но при этом использовал только слова. При этом важно быть буквальным в действиях. Например, вы хотите научиться наливать воду в стакан. А ваш ребёнок говорит вам – «берёшь стакан, берёшь графин и наливаешь воду».

Возьмите стакан вверх дном, неправильно возьмите графин и над раковиной начните «наливать» воду. Задайте вопрос ребёнку: всё ли получилось так, как он представлял или он забыл о чём-то сказать? Ребёнок должен обязательно видеть результаты своего объяснения – планирования. Постепенно он начнёт более детально описывать необходимые действия, а значит начнёт проявлять навыки планирования.

Весьма быстро ребёнок начнёт устанавливать точную последовательность действий и научится выполнять их. При этом рекомендую «забывать» что-то новое каждый раз.

Вторая версия игры

Эта версия игры пришла в практику из коммуникативных тренингов. Вы предлагаете ребёнку поиграть в игру, где надо рисовать. Вам понадобятся парочка листов бумаги и два карандаша, можно цветных. Попросите ребёнка нарисовать на своём листе что-то, что состоит из простых геометрических фигур и не показывать вам.

Затем попросите ребёнка рассказать о том, что же он нарисовал. Но рассказать надо так, чтобы вы могли воспроизвести рисунок ребёнка в точности на своём листе. Начинайте рисование с простых образов (3-5 фигур) и постепенно наращивайте количество элементов в рисунке.

Третья версия игры

Игра-поиск. Предложите ребёнку сыграть в «слепца». Вы – слепой человек, а ребёнок должен помочь вам добраться до какого-либо предмета в комнате, используя только речевые инструкции. Но для начала попросите ребёнка завязать вам глаза. При этом он должен провести вас так, чтобы вы не задели ни одного предмета в комнате.

Опять же – ребёнку придётся планировать ваш маршрут из точки А в точку Б и заранее продумывать, куда вас направить. Более того, из-за необходимости подробностей в речи ребёнок одновременно будет вынужден контролировать всё, что он вам рекомендует делать.

Четвёртая версия игры

Вы явно слышали о графическом диктанте? Привет из практики нейропсихологической коррекции и оценки – ребёнок должен на обычном листе в клеточку нарисовать какую-то фигуру, используя контуры клеток. По диагонали вести линии нельзя. Фигура рисуется произвольно.

После этого задача ребёнка – продиктовать вам весь путь рисования фигуры так, чтобы вы смогли воспроизвести её в точности у себя на листе. Каждый шаг – это отдельная инструкция. Например: три клеточки вправо; затем – одна вверх и тому подобное. В общем-то это не сложно, но вот объяснять детям может быть трудно – ведь требуется чёткая, пошаговая и безошибочная инструкция.

Комментарий

Упражнение стоит применять начиная с возраста 5 лет, раньше начинать просто нет смысла. Это упражнение выполняется либо индивидуально, либо в паре ребёнок-ребёнок, либо наедине с ребёнком. В первом случае вы можете просто наблюдать за игрой и корректировать процесс, а дети будут давать задания друг другу.

Конечно, резкий рывок в навыках планирования происходит в младшем подростковом возрасте – 10-11 лет, но это не значит, что не стоит заниматься развитием этого навыка раньше. Особенно для детей с СДВГ крайне важно начать осваивать навыки речевого планирования лет в 5-6, чтобы к критическому периоду у него была сформирована база для расширения навыков.

Это упражнение даёт хороший потенциал для развития произвольного поведения и планирования с использованием речи. При этом вариации игры, которые связаны с рисованием отлично помогают развивать пространственные представления.

Регулярные занятия требуют 5-10 минут в день, можно использовать различные вариации игры и включать эту игру в циклы занятий. При этом необходимо использовать навыки планирования и в обыденной жизни, например – спрашивайте ребёнка о том, что он делает, рассказал о ходе своих мыслей. Иногда необходима игра в «дурочка», когда вы якобы не понимаете, что хочет сделать ребёнок и просите расписать план своих действий.

Завершение

Вот мы и завершили обзор второго упражнения из нашего репертуара игр для детей с СДВГ. Сегодня мы акцентировали внимание на развитии навыков планирования и объяснения. В общем-то – это ключевые навыки, необходимые в дальнейшем для успешной учебной деятельности и жизни в целом.

Далее перед нами осталось последнее, не менее простое и полезное упражнение, которое направлены на умение удерживать и распределять внимание. До новых встреч!

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте http://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.

Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Оставьте свой комментарий: