Патопсихолог

Кто такой детский патопсихолог?

Наверное, некоторым родителям приходилось сталкиваться с психологическим обследованием своих детей в детских садах и школах. Как правило, с детьми там занимается возрастной психолог или специалист по развитию. В тоже время, если здоровье ребёнка вызывает опасения, родителям может быть рекомендована консультация в специальных учреждениях, где принимает ребёнка, чаще всего, психиатр, а затем – невролог и патопсихолог. Задача этой статьи – пролить свет на работу этого специалиста и показать, чем важна встреча с ним, если она была рекомендована. В изложении мы будем следовать идее раскрытия задач и предмета детской патопсихологии, а для наглядности снабдим материал реальными клиническими примерами.

Содержание статьи:

  1. Чем занят патопсихолог?
  2. Патопсихология: диагностика, консультирование и коррекция
  3. Психиатр и патопсихолог: зачем два специалиста?
  4. Патопсихолог и родители. Проблема консультирования
  5. Проблема нормы. Есть ли нормальные и нет?
  6. Вместо послесловия

Патопсихолог

Чем занят патопсихолог?

Предмет такой области как патологическая психология – это изучение любых доступных для анализа проблем развития детей и подростков. Поскольку никогда неизвестно, что именно лежит в корне того или иного нарушения, патопсихолог учитывает все возможные факторы заболевания. Ими могут быть:

  • • физическое и физиологическое развитие;
  • • протекание родов и болезни матери;
  • • перенесённые травмы и инфекции;
  • • социальное окружение ребёнка;
  • • наследственная отягощенность (есть ли в роду люди с психическими расстройствами);
  • • наличие психотравмирующих факторов.

Основная задача патопсихолога – это диагностика ребёнка с отклонениями в развитии, ровно как и нормального ребёнка. Патопсихолог обязан изучить психическую сферу полностью, а именно:

  • • восприятие;
  • • память;
  • • внимание;
  • • мышление;
  • • мотивационную сферу;
  • • особенности эмоциональной сферы;
  • • личностные особенности.

Результатом такой работы становится установление актуального уровня развития ребенка, его соотнесение с возрастной нормой: то есть допущение, что ребенок развивается соответственно возрасту, быстрее или же медленнее. Более того, патопсихолог крайне внимательно относится к особенностям развития каждого ребенка, вычленяя патологические и негативные особенности развития.

Патопсихология: диагностика, консультирование и коррекция

Конечно, цель патопсихологического обследования выделить особенности каждого конкретного ребёнка, но ведь интересы ребёнка всегда представляются третьей стороной. Поэтому перед патопсихологом встает задача общая для практической психологии: задача консультирования взрослых, в чьих интересах проводиться исследование. Ими могут быть родственники, опекуны, педагогический состав учебных заведений, лечащие врачи и тому подобные люди.

Например, если патопсихолог работает в рамках санатория или диспансера, его заключения могут сыграть ключевую роль в решении о диагнозе и лечении ребёнка. То есть, патопсихолог находиться в тесной связи с лечащим врачом и практически не контактирует с родителями ребёнка.

Но часто на патопсихолога возлагается обязанности консультанта в различных Психологических центрах или консультациях. Совмещение это крайне трудное и зачастую является свидетельством профессионализма психолога: ведь родители ждут не просто констатации факта, что их ребёнок отстаёт в психическом (не умственном!) развитии, а хотят услышать конкретные советы по тому, как помочь ребёнку «нагнать» упущенное, рекомендаций по социальной адаптации и выбору учебного заведения.

Итак, консультативная работа и диагностика завершена и, казалось бы, что может сделать для ребёнка патопсихолог более? И здесь мы находим третью важную, но не прямую обязанность патопсихолога: коррекцию дефекта, если таковой имеется. Детским патопсихологам часто приходится выступать в роли наставников, ведущих, психотерапевтов и дефектологов проводя коррекционные занятия с детьми. Это может быть и индивидуальная работа, и групповые сеансы.

И последняя задача патопсихолога – это профилактика возникновения нарушений в психическом развитии, задача, которая, к сожалению, не заняла ещё должного места в мировой психологии. К профилактике принято относить просвещение родителей в области детского развития и патопсихологии, консультации учителей и популяризации своей области знания. Сегодня это достаточно консервативная сфера деятельности.

Психиатр и патопсихолог: зачем два специалиста?

Первое важное замечание: патологический психолог не выступает и не заменяет собой врача, коим может являться психиатр или невролог. Безусловно, эти специалисты-психологи тесно контактируют с психиатрами, генетиками, невропатологами, однако у патопсихолога свои задачи и методы работы. Детский патопсихолог – это в первую очередь психолог, который использует в работе психологические средства диагностики и коррекции.

Именно поэтому эта область деятельности ориентируется на полное изучение психики и особенностей ребёнка, нежели на постановку и уточнение диагноза. Как правило, психологи в принципе не должны и не имеют права ставить официальный диагноз. Однако изучение особенностей ребёнка несёт в себе огромный смысл, ведь это:

  • • крайне важный для постановки диагноза материал, передающийся врачу;
  • • зная особенности психической сферы ребёнка, психолог может сформировать коррекционные программы для конкретного малыша;
  • • эти же особенности помогают психологу дать «бытовые» рекомендации по взаимодействию с ребёнком.

Например, многие нарушения не лечатся лекарствами или же их роль в лечении крайне мала. Это могут быть отставания в психическом развитии, олигофрении и так далее. В таких случаях именно доскональное патопсихологическое изучение ребёнка и психокоррекция дефекта несут в себе лечебный потенциал.

Патопсихолог и родители. Проблема консультирования

В этой части мы приведём несколько примеров из практического опыта работы патопсихолога, что, надеемся, поможет вам точнее понять важность изучаемой нами сферы.

Итак, зачастую психологическое консультирование детей с нарушениями ложиться на плечи патопсихолога. Таким образом, лишь точная диагностика и доскональное знание своей области может исключать ошибочные и даже опасные рекомендации. Первая задача патопсихолога в рамках консультации – это не разбрасываться конкретными советами, а исключить патологическое течение развития ребёнка, то есть провести диагностическую работу.

Осложняет консультации и родительский фактор. Родители, чьи дети испытывают трудности в умственном или психическом развитии крайне остро переживают такой факт. Иногда родители попросту отрицают это, не могут согласиться с диагнозом, а зачастую и открыто саботируют работу патопсихолога. У многих родителей заключение специалиста вызывает недоверие, а иногда родители начинают побаиваться подобных «врачей». Таким образом они могут неосознанно скрывать настоящие проблемы от патопсихолога, предъявляя типичные для детей жалобы, которые могут таить серьёзное расстройство. Поэтому родителям необходимо быть объективными по отношению к состоянию ребёнка, ведь чем раньше начнётся коррекция, тем скорее вылечиться ребёнок.

Далее приведем примеры таких неявных жалоб:

На консультацию обратилась молодая семейная пара с девочкой 6 лет, сетуя на её чрезмерную застенчивость. Описывались ситуации, в которых действительно поведение девочки было похожим на застенчивое. В рамках патопсихологического исследование было обнаружено интеллектуальное отставание девочки, а поэтому требования, предъявляемые ей как здоровому ребёнку, действительно могли приводить к поведению, похожему на «застенчивость».

Вот следующий пример:

На консультацию привели мальчика 5 лет. Родители жаловались на его неуправляемость, чрезмерную активность, взрывчатость. Исследование не показало отклонений в развитии, поэтому было предположена гиперактивность неясной природы. Обратив внимание на несколько искривлённую форму черепа, психолог узнал у родителей о проблемах с засыпанием, приступах головных болей у мальчика, высокой утомляемости. Был предположен гидроцефальный синдром, который подтвердился обследованием у невропатолога. Был назначен соответствующий курс лечения, а для родителей назначена дополнительная консультация с предоставлением рекомендаций по особенностям воспитания ребёнка.

Как мы видим из этих примеров, опытный патопсихолог способен, сочетая самую разную симптоматику, предположить наличие и физиологических заболеваний. Именно поэтому назначенные консультации должны быть пройдены.

В тоже время встаёт вопрос: а чтобы случилось, если бы во втором случае патопсихолог ошибся с допущением, а невролог бы сказал, что ребёнок здоров? Конкретно здесь – ничего опасного, ребёнка бы начали лечить психологическими методами.

Проблема нормы. Есть ли нормальные и нет?

Как и во всей психологии, вопрос о патологии и норме – краеугольный камень специалистов. Какие вопросы до сих пор не получили ответа?

  • • какой ребёнок является психически больным?
  • • что такое дефект в развитии?
  • • что следует сообщать родителям, а что держать в «профессиональной тайне»?
  • • какие перспективы коррекции сообщать родным?

Для того, чтобы хоть как-то приоткрыть читателю эту проблему, мы скажем, что у врачей и психологов эти два понятия наделяются разным смыслом. Для этого снова обратимся к клиническим случаям.

Мальчик 7 лет. Обращаются с проблемой ночного энуреза. Патопсихологическое исследование дефектов не выявляет, мальчик общителен, развивается в пределах нормы, эмоционально стабилен, доброжелателен. Тяготиться заболеванием, пытается его скрыть, но согласен на лечение.

С позиции патопсихолога этот мальчик абсолютно здоров, с позиции невропатолога он нуждается в лечении и врач, разумеется, прав. Однако прав и психолог, ведь в рамках его компетенций у ребёнка проблем нет.

Мальчик 9 лет, также энурез, помещён в специальную школу. Его одноклассники подшучивали из-за его недуга, издевались над ним. Достаточно быстро ребёнок замкнулся, не дружил с ребятами, плакал, появились речевые тики (заикание).

Здесь очевидно, что патопсихологическое исследование выявит нарушения в эмоциональной сфере, связанное с травмой. У ребёнка есть проблемы, которые совместно должны корректировать и невропатолог, и психолог. Более того, психологу необходимо проконсультировать педагогический состав школы относительно психического здоровья, а в идеале – провести тренинги с ребятами, направленными на развитие нормального отношения к ребёнку.

Но возможен и третий вариант

Снова проблема энуреза, обращение к невропатологу, который отправил ребёнка на обследование к патопсихологу. Последний выявил резкую истощаемость ребёнка, интеллектуальное снижение и нарушения внимания. Констатировано нарушение психического развития.

Очевидно, что лечение энуреза в этом случае не поможет, необходим комплекс психологических мер, направленных на развитие ребёнка.

Из этих коротких примеров мы видим, что патопсихолог в своей работе учитывает огромный пласт факторов, которые могут влиять на развитие ребёнка. В любом случае, иногда только консультация психолога способна вскрыть истинные причины того или иного заболевания, поведения или поступка.

В целях предостережения от отказов обследования у патопсихологов, мы приведём неблагоприятные последствия невыполнения рекомендаций и игнорирования реального состояния ребёнка.

На консультацию к невропатологу пришла мать с дочерью, у последней наблюдались сильные тики. По словам матери, причина появления тиков лежит в недавнем разводе с отцом девочки. Из-за этой информации семья была перенаправлена к патопсихологу. Патопсихологический эксперимент вскрыл отставание в психическом развитии, негативное отношение к окружающим, завышенную самооценку и низкий интеллектуальный потенциал, а более того – страх матери.

Выяснилось, что девочка является ученицей престижной гимназии, учиться плохо, дома же мать постоянно контролирует её учёбу, бывает, что сильно ругает и даже бьёт ребёнка. При этом мать, встречаясь со знакомыми, постоянно нахваливает свою дочь. Позже вскрылось (при встрече с отцом), что не он бросил семью (со слов матери), а она выгнала его. Дочь любит, как и она его, сильно скучает. Мать встречи категорически запрещает.

Рекомендации матерью восприняты не были. Мать была крайне против перевода девочки в обычную школу (для снижения нагрузок) и разрешить свидания с отцом. Настоятельно требовала лечения медикаментами и отказывалась соглашаться с причинами заболевания. Повторная встреча состоялось через 7 месяцев, по прошествии этого времени ребёнок провалился в учёбе, появились истерические реакции, психосоматические симптомы (головные боли, рвота).

Из этого примера мы видим, к каким последствиям привело сознательное невыполнение требований патопсихолога. К слову сказать, мать и в дальнейшем отказывалась от лечения, пока ребёнок не был стационирован после срыва.

Вместо послесловия

Трудно найти ребёнка, никогда не перенесшёго физиологических болезней в детстве. Само развитие организма очень сложно и требует от организма значительных ресурсов. Многие из читателей вспомнят, как тяжело болели в детстве, однако это никак не помешало им получить образование и сделать карьеру. Все детские заболевания остались в прошлом: тоже самое происходит и с некоторыми психическими отклонениями. Большое количество детей испытывает страхи, проблемы в детском саду и школе, проявляют невротические реакции и функциональные нарушения.

И если подобные нарушения не портят социальную активность ребёнка, не являются симптомом другого заболевания, то они поддаются лечению и могут быть навсегда оставлены в прошлом. Именно в определении лечения и тех частей психики, которые требуют коррекции, способен помочь детский патопсихолог – специалист, который понимает, как устроена психика ребёнка в своём непрерывном развитии.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте http://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.
Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Оставьте свой комментарий: