Первоклассник: как родителям помочь своему ребёнку при возникновении трудностей в учёбе

Трудности в учёбе у первоклассников: что именно могло пойти не так, и как родителям помочь своему ребёнку

Взрослым бывает сложно понять, что может пойти не так у маленького школьника. Ведь с высоты их опыта все задания выглядят как мелочь и ерунда, а память милосердно скрывает подробности собственного обучения. Да и голова полна собственными проблемами.

Содержание статьи:

  1. Что может пойти не так?
  2. Как помочь маленькому школьнику?

Первоклассник: как родителям помочь своему ребёнку при возникновении трудностей в учёбе

Что может пойти не так?

Школа требует от первоклассника много неочевидных навыков. Это и умение бытового самообслуживания, и способность хоть как-то договариваться со сверстниками, и навык выполнения команд взрослого, и усидчивость, и какая-то способность к концентрации внимания, и мелкая моторика, и даже навык ориентироваться в пространстве. Без всего этого ритуал «обучение в школе» просто не получится провести.

При этом учителя довольно редко пытаются разобраться, что именно пошло не так. Учитель дал задание, объяснил, как его нужно делать, оценил результат, и на том его работа закончена. Ну возможно проведёт работу над ошибками, сводящуюся к объяснению, как нужно было выполнить задание.

Самые частые причины проблем, как ни странно, связаны не с учёбой как таковой, а с пребыванием в школе и технической стороной учебного процесса. Например, такие:

Вокруг другие детки, они как-то шевелятся, что-то делают, проявляются в пространстве – и ориентировочный рефлекс, присущий всем млекопитающим, требует обращать основное внимание на них, а на учителя и задание не остаётся.

У ребёнка ещё нет привычки следить за своими вещами и целостного образа «я и мои вещи», вот он и забывает всё и везде, или может сгрести в портфель вещь соседа по парте заодно со своими. Особенно проявлена эта проблема у тех деток, кого активно приучали делиться всем и всегда.

Ребёнок достаточно здоров и приучен слушать своё тело, чтобы необходимость просидеть 45 минут практически неподвижно была ему в тягость. Он начинает вертеться, потягиваться, топать ногами, махать руками, а если ему не дают этого делать – перестаёт слышать учителя.

Ребёнок плохо видит или слышит. Особенно актуальна проблема для высоких деток, их обычно стараются садить на задние парты. Сложности может вызывать и специфический дефект речи учителя, например, иностранный акцент.

Ребёнку вообще не до учёбы, он первый раз столкнулся с необходимостью посещать общественный туалет (а возможно и при свидетелях – не во всех школах установлены двери на кабинки), а ещё нужно как-то поесть в школьной столовой, переодеться на физкультуру, раздеться-одеться при выходе на улицу, в классе найти свою парту, да и попросту найти свой класс.

Учитель может почему-то невзлюбить конкретного ребёнка, возможно даже неосознанно.

Или могут быть проблемы с одноклассниками, вплоть до травли.

Дома может не быть подходящих условий для выполнения домашних заданий. Это не только стол и стул по размеру – скорей всего, всё это уже есть – но и тихое, спокойное место, где они стоят. Если в той же комнате мать смотрит сериал, а бабушка громко разговаривает по телефону – вряд ли школьник сможет сосредоточиться на своём задании.

А ещё ребёнок может быть просто физиологически не готов к школьным нагрузкам.

Как помочь маленькому школьнику?

В первую очередь нужно разобраться, что конкретно пошло не так. Проще всего – спросить самого ребёнка, и ещё поговорить с учителем. Школьника нужно расспрашивать о том, как прошёл его день – да, каждый день. Схема «всё, сдали в школу, пусть они теперь воспитывают» — не работает.

Дальше желательно что-то сделать с найденной причиной. Может быть, договориться с учителем о каких-то особенных условиях для ученика (так, если уж ему не сидится – пусть тихонько встанет, выйдет в коридор, попрыгает пару минут и вернётся на место). Может быть, придумать какое-то решение-костыль, например, пометить все вещи одинаковой яркой наклейкой, чтобы ребёнок мог быстро и просто отличить свою вещь от чужой. Может быть, потренировать какой-то навык прицельно, например, походить по школе после уроков, отыскивая класс, туалет, столовую и спортзал.

Частично родителям придётся взять на себя и работу учителя. Если учитель что-то объяснял в классе, а ребёнок этого не понял, неважно почему – то родителю придётся объяснить дома ещё раз. Возможно, в другом темпе, другими словами.

Важно не путать такую помощь с подходом «сделать за ребёнка». Ведь цель – не получить оценку за домашнее задание, а разобраться, как его выполнять. Тем более, что для первоклассников оценки и вовсе не имеют особого смысла.

Конечно же, не стоит и ругать за плохие отметки. Маленькие школьники и так стараются как могут, и если что-то не получается – это не вина, а беда.

Желательно также не вступать в открытый конфликт с учителем: он в любом случае найдёт способ отыграться на ребёнке. Если нет возможности договориться – лучше перейти в параллельный класс или в другую школу.

Если сложностей много, имеет смысл обратиться к специалисту. Это может быть психолог, а может быть и невролог, не лишними будут также окулист и лор. Возможно, проблема именно в медицинской сфере.

И самое главное: в любой ситуации родителям следует быть на стороне ребёнка. Что бы он ни учудил, каким бы глупым и неумелым он себя не показал – всё равно он в первую очередь сын или дочь своих родителей, а потом уже всё остальное. И это ощущение – надёжного, защищённого тыла, возможности прийти домой с любыми результатами и быть принятым с ними – очень важно.

Оставьте свой комментарий: