Первые 365: как развивается малыш?

Первые 365: как развивается малыш?

Содержание статьи:

  1. Первые 3 месяца
  2. Первые 6 месяцев
  3. Первые 9 месяцев
  4. Первые 365

Первые 3 месяца

Сенсорика. Первые 30-35 дней у ребенка активно развивается так называемое сенсорное (слух и зрение) сосредоточение: ребенок поворачивается в сторону сильного слухового или зрительного раздражителя. В начале третьего месяца ребенок способен ненадолго останавливать взгляд на неподвижных предметах, а к 3 месяцам взгляд ребенка фиксируется на медленно движущихся в горизонтали предметах. Начинает поворачивать глаза и голову в сторону умеренного источника звука. Ребенок начинает смотреть за своими руками, играется с ними. Таким образом развивается зрительно-моторная координация. Научается воспринимать очертания лица (значимых взрослых – матери). Обогащаются реакции на болевые стимулы, возникают отдергивания. Различает горькое и сладкое, а также нейтральное.

Моторика. Идет на спад гипертония сгибательной мускулатуры, в тоже время увеличивается тонусное состояние мышц-разгибателей, запас активных движений быстро нарастает. Ребенок начинает овладевать руками, сгибает и разгибает их, разводит в стороны, поднимает и иногда скрещивает. Фиксируется «непроизвольное хватание», т.е. если вложить ребенку что-либо в ладонь, он будет это удерживать. Тянет игрушки из ладони в рот.

Зрительное сосредоточение позволяет малышу зафиксировать взгляд на вещи. В этом возрасте – это пестрая игрушка. Младенец способен тянуться в ее сторону, толкать, пытаться притянуть, задевать, но захвата еще не происходит. На этом этапе оформляется важнейшая схема будущего рефлекса схватывания: ребенок тянется к вещи и координирует свои действия взглядом. В положении на спине приподнимает головку и тянется вперед.

Речь. Проявляется произношение отдельных гласных звуков. Ребенок начинает гулить. Во время гуления все двигательные реакции практически полностью оттормаживаются.

Психические функции. В общении со взрослыми проявляются первые эмоциональные реакции в виде смеха. Формируются положительные реакции.

Первые 6 месяцев

Сенсорика. Зрительная фиксации увеличивается во времени, ребенок способен следить за движущимися в разных плоскостях объектами. Ближе к середине 5 месяца ребенок локализует источник звука. Развивается различение зрительных и звуковых раздражителей. Ребенок уже способен различать родственников и знакомых людей от незнакомых. Проявляются соответствующие реакции. Может различать тональность голоса, определять удовольствие/неудовольствие в голосе. Зарождается первичное манипулирование с игрушками, совершенствуются навыки зрительно-моторной координации. Теперь ребенок способен точно взяться за желаемую игрушку. Происходит развитие вкусовых рецепторов, теперь ребенок способен отличить воду обычную от подслащенной. Способен локализовать тактильные сигналы, поворачивает голову к месту прикосновения.

Моторика. Мышечный тонус приходит в стабильное состояние, активная жестикуляция руками, способен самостоятельно перевернуться на бок, а ближе к концу этого отрезка развития может сам переворачиваться на живот, появляется тонус шейных мышц. Способен сидеть при поддержке.

В начале четвертого месяца ребенок научается опираться на предплечье, лежа на животе, произвольно отрывает туловище от колыбели. В вертикальном положении распрямляет корпус, иногда опирается на пальцы ног. В 3 месяца начинает рассматривать свои руки, эта реакция угасает к середине 6 месяца. К 4 месяцам ребенок начинает перебирать пальцами края одеяла, подолгу держит его в руках. Таким образом зарождается еще один важный рефлекс – умение ощупывать предметы. Вначале пятого месяца распадается непроизвольное захватывание, теперь при касании к ладони ребенок не будет пытаться схватить что-либо без интереса. Здесь же развивается произвольное хватание. Первоначально хватательный рефлекс сопровождается побочными движениями, вроде открывания рта, шевелений ногами и т.д., а позднее эти нецелевые действия пропадают. К 6 месяцам реакция возникает на яркие объекты, находящиеся в досягаемости для ребенка. Чуть позднее возникает противопоставление большого пальца ладони, происходит усложнение зрительно-моторной координации. Теперь ребенок глазами контролирует движения рук, что развивает точность и мелкую моторику движений. В конце этого периода малыш может самостоятельно взять игрушку, находящуюся в его поле зрения.

Речь. Формируется произношение «м». Нарастает число букв гласных, которые могут воспроизводиться ребенком. Развивается и гуление, оно становится громче и дольше, да и активней. Ребенок учится управлять тональностью голоса, начинается формирование лепета – новой формы контакта с миром.

Психические функции. Формируется так называемый комплекс оживления. При контакте со взрослыми ребенок начинает оживленно тянуться к ним, двигаться, улыбаться и издавать звуки. Развитая зрительно-моторная координация обуславливает психическое развитие в этот период.

Начинают дифференцироваться проявления эмоций, ребенок контролирует улыбку. Общение переходит и в сферу примитивной жестикуляции. Осваиваются осознанные формы игр, ребенок выбирает и ищет игрушки, активно манипулируя ими.

Первые 365: как развивается малыш?

Первые 9 месяцев

Сенсорика. Ребенок уже полностью различает модальности стимулов, а также формируется первичное узнавание лиц родственников. Локализует раздражители в пространстве малыш точнее, но не всегда сразу замечает источник света/звука.

Моторика. Движения рук находятся под полным контролем зрительной системы. Развивается устойчивость и равновесие, ребенок уже может полностью выпрямляться. Самостоятельно ворочается.

Лежа на животе, малыш уже способен контролировать процесс сгибания/разгибания ног в голенях и бедрах. Ребенок научается поднимать голову и осматриваться вокруг из положения на спине. Происходят первые попытки сесть, ближе к концу периода может сидеть самостоятельно, без поддержки. Первые попытки сесть ребенок делает из положения на боку. Уже к 7-8 месяцам ребенок полноценно сидит, умея сгибать ноги в бедрах. Формирование этого навыка связано с научением ребенка переворачиваться, лежа на спине – чем быстрее он это освоит, тем быстрее он сядет.

Такие умения, как:

  • 1. Самостоятельный переворот на живот
  • 2. Фиксация головы в необходимом положении
  • 3. Опора на предплечье
  • 4. Прямосмотрение

становятся базой для обучения ребенка ползанью. Развивается ползанье с рук, только они служат средством подтягивания корпуса вперед. Ноги пока что не задействованы и остаются выпрямленными. Ползает ребенок на животе, это навык окончательно оформляется к началу 9 месяца жизни. На четвереньки переходит позднее.

Ребенок научается стоять. Вначале формируется умение опираться на ноги, в 8 месяцев ребенок умеет стоять при поддержке за обе руки. К 9 месяцу ребенок самостоятельно стоит у стен, барьера. Уточняются мелкие движения руки, ребенок научается самостоятельно разжимать кисть и опускать предметы. Также научается ребенок и оперировать мелкими вещами при помощи большого и указательного пальцев.

Речь. Лепет прогрессивно развивается. Появляются слоговые звуки типа «ба, ма, па, да» и т.п. Интонирует в лепете реакции удовольствия и неудовольствия. Учится копировать тональность звуков, а также сами звуки. Речь обретает коммуникативную функцию, жесты и лепет теперь орудия общения.

Психические функции. Ребенок различает членов семьи, при их назывании может находить их глазами. Проявляет потребность во внимании, реагирует на чужих. Оттачиваются навыки манипуляции с предметами. Развивается копирующие поведение и понимание направленной на себя речи.

Первые 365

Сенсорика. Способен различать еду по ее внешним свойствам, оформлено бинокулярное зрение. Происходит опознание геометрических форм, ребенок узнает все больше предметов. Малыш распознает все больше звуков, вслушивается в тиканье часов, распознает больший спектр интонаций, вслушивается в музыку, еще лучше распознает обращенную у нему речь. Хорошо различает лица. Начинает различать запахи, на неприятные появляются бурные реакции. Возможно появление избирательности в еде, появление «нелюбимой» пищи.

Моторика. Развивается и улучшается ползанье, ребенок беспроблемно ползает на четвереньках. Характерна прямая горизонтальная линия туловища, высоко поднятая голова. Интересные ребенку предметы он пытается взять именно из такой позиции, не вставая на ноги. К 1 году и месяцу ребенок научается самостоятельно вставать и удерживать положение. Малыш ложиться на бок (со спины или живота) и помогает себе руками, толкаясь ими от пола.

Вскоре ребенок начинает осваивать прямохождение. Вначале ребенок ходит с широкой опорой. До развития свободного хождения проходит около 2 месяцев от начала первых активных попыток встать.

Речь. Ребенок начинает активно повторять простые слова, копирует интонацию голоса, пытается воссоздать тонально-мелодическую составляющую речи. В запасе есть около 6-7 лепетных слов. Ребенок реагирует действием на обращенные к нему просьбы и указания. Выговаривает слоги-дублеты («ма-ма/ба-ба»), которые пока что не являются словами в строгом смысле слова.

Психические функции. В этом возрасте ребенок различает речь, направленную на него, развиваются первичные навыки речевой коммуникации. Ускоряется развитие игровых форм взаимодействия, ребенок совершенствует навыки манипуляции вещами. Внимание детей приковывают броские цвета игрушек, звуки, исходящие от них. Подражание остается важной частью развития, ребенок учится пить из чашки, овладевает предметными действиями (столовые приборы). Начинается формирование первые примитивные представления.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

Оставьте свой комментарий: