Подготовка к школе. Учимся читать
Игры и упражнения, с помощью которых можно научить ребёнка читать слоги и отдельные слова
До недавнего времени дети учились читать в школе, а встретить первоклашку в совершенстве владеющего техникой чтения было крайне сложно. Сейчас всё изменилось: родители всё чаще стали обучать детей основным учебным умениям и навыкам (например, письму и чтению, работе с книгой) ещё до того, как те отправятся в первый класс.
Руководствуются в этом случае взрослые тревогой о том, что их чадо может оказаться «белой вороной» на фоне других успевающих одноклассников.
Многие мамочки стремятся поставить свой личный рекорд и начинают обучение чтению сына или дочери чуть ли не с пелёнок. Но важно отметить, что малыш в 3-4 года, в силу своей неготовности в физиологическом плане, ещё не в состоянии осознанно и с интересом учиться читать. И лишь по достижении пятилетнего возраста ребёнок демонстрирует хорошую обучаемость новым навыкам и восприимчивость к получаемой информации.
Обучение чтению должно проходить в несколько этапов и исключительно в игровой форме.
Содержание статьи:
- Первая ступень. Учим ребёнка произносить звуки и выделять их в словах
- Вторая ступень. Изучаем буквы
- Общие рекомендации
- Третья ступень. Изучаем состав слова, слоги
- Четвёртая ступень. Слияние слогов в слова и отработка слитного чтения
- Общие принципы успешного обучения чтению
Первая ступень. Учим ребёнка произносить звуки и выделять их в словах
Совет! Обращайте внимание на звучание вашей собственной, взрослой речи, ведь она станет образцовой для вашего ребёнка, ей он будет подражать. Поэтому следите за тем, чтобы ваша речь была:
- — правильной, без грубых ошибок в произношении;
- — с чёткой артикуляцией (важно, чтобы малыш видел, как движутся ваши губы во время разговора);
- — эмоциональной, правильно интонированной (лучше, если слова вы будете проговаривать и при этом выделять ударные слоги);
- — понятной (поэтому объясняйте смысл отдельных слов, неизвестных ребёнку).
1) Игра «Звукоподражание». Малышу предлагают ответить на вопросы:
- — как качают спущенное у машины колесо насосом (с-с-с), а как шипит уж (ш-ш-ш);
- — какую песенку поёт комарик (з-з-з), а как жужжит муха (ж-ж-ж);
- — как фыркает ёжик (ф-ф-ф), а как пыхтит чайник (п-п-п).
После уточнения звуков, предложите малышу угадать песенку пчёлы и комарика, озвучить ваши действия (когда вы «качаете шины», изображая работу с насосом, или воспроизводите рукой «танец змеи»).
2) «Главные звуки». Обратитесь к стихотворениям со звукоподражаниями, в которых выделяются определённые звуки. При их прочтении делайте паузы, побуждайте малыша к тому, чтобы он сам закончил строчку в стихотворении. Предложите ребёнку не просто слушать и повторять звуки, но и выполнять соответствующие движения. Уточняйте у ребёнка, какие звуки слышатся в рифмованных строчках чаще других.
Например, «А кукушка на суку / Громко всем кричит: ку-ку».
«Квокчет Клуша: ко-ко-ко! / Видно детки далеко».
3) Игра «Договори словечко». Подобная игра также поможет отработать чистоту звуков у детей. Взрослый произносит чистоговорку, а ребёнок придумывает слово, оканчивающееся на обозначенное в самом начале сочетание звуков, чтобы сохранилась рифма, например:
- — ОР-ор-ор – созрел красный… (помидОР);
- — ЛЫ-лы-лы – Маша вымыла… (поЛЫ);
- — ЗУ-зу-зу – зайку купаем мы в… (таЗУ).
4) «Хлопни в ладоши». Задача ребёнка: хлопать в ладоши всякий раз, когда услышит конкретный звук. К примеру, звук [у]: укроп, метро, утро, стол, курица, арбуз.
5) «Что лишнее?». Ребёнок должен назвать предметы, изображенные на картинке, обратить внимание на первый звук в каждом слове, и определить, какие предметы лишние (то есть не начинаются на заявленный звук).
Например, найти слова, начинающиеся не на звук [о]: облако, улитка, очки, отвертка, утюг, осень.
6) «Заколдованное слово». Предложите ребёнку побыть волшебником и превратить одни слова в другие, заменив в них звук [к] на [р], например, соК-соР, Кот-Рот, Кама-Рама.
7) «Послушай и скушай». Предложи малышу назвать любимые блюда которые начинаются с того же звука, что и его имя. Например, Матвей любит кушать мороженое, мармелад, грызть морковку, пить молоко и морс.
8) «Чьи игрушки?». Катя и Максим разбросали игрушки в комнате, предложите малышу помочь «навести порядок», соединив предметы, в названиях которых есть звук [к] с девочкой Катей, а игрушки со звуком [м] — с мальчиком Максимом. Например, игрушки Кати – кукла, зайчик, кубики; игрушки Максима – машина, мяч, мозаика.
Вторая ступень. Изучаем буквы
Знакомство с буквами и звуками должно происходить одновременно и в определённом порядке: вначале важно уделить внимание гласным (а, о, у, ы, э) и согласным.
С шипящими согласными (ч, ш, щ) и гласными я, е, ё, ю следует быть осторожнее (так последние состоят из двух звуков), поэтому их лучше выучить в последнюю очередь.
Чтобы сделать обучение менее навязчивым и заинтересовать малыша, закрепляйте знания увлекательными занятиями:
- — предложите чаду нарисовать буквы,
- — вылепить из пластилина и украсить бисером,
- — пуговицами, сделать аппликации,
- — выложить изображения из мелких предметов.
Используйте кубики, карточки с буквами и изображениями на каждую букву, плакат «говорящая азбука». Обучайте ребёнка беспрерывно, заучивайте с ним буквы не только дома, но и на прогулке, в дороге, в общественном транспорте:
- — Находите уже известные буквы в вывесках, объявлениях, на упаковках, этикетках, в заголовках газет.
- — Устраивайте совместные просмотры развивающих и обучающих мультфильмов.
Общие рекомендации
- — Заучивание сразу всего алфавита не даст желаемых результатов: вначале остановите выбор на двух буквах и учите их на протяжении 7-10 дней, закрепляя знания в игровой форме.
- — Важно правильно озвучивать букву. Ошибочно говорить на букву «н» — «эн», на букву «с» — «эс» и так далее. Так вы запутаете малыша. Произносить букву следует отрывисто, кратко, так, как она звучит: «н», «т», «с».
Ребёнок лучше запомнит написание буквы, если разукрасит её, обведёт по контуру, дорисует, заштрихует, впишет в слово.
- — Закрепите за каждой буквой определённый образ, ассоциацию: пусть малыш немного пофантазирует и придумает на что похожа та или иная буква. Весь секрет в том, что ассоциация быстро запоминается, она будет возникать у ребёнка всякий раз, когда он будет встречать соответствующую букву.
Совет: если ассоциация не действующая, у ребёнка возникают трудности с её запоминанием – предложите другую ассоциацию, либо отложите на время изучение данной буквы.
Примеры ассоциаций: буква «г» похожа на подъёмный кран, буква «О» похожа на рот, который кричит «О-о-о» (для закрепления дорисуйте зубы и язык); буква «Б» «как бегемот, у неё большой живот», буква «Т» как молоток.
- — Существует менее активный, но более наглядный способ изучения букв. Вырежьте их из цветной бумаги и развешайте по комнате ребёнка либо по всей квартире. Время от времени обращайте внимание малыша на эти буквы – называйте их; главное не надоедать постоянными повторениями. Результат вас удивит: ребёнок запомнит буквы, сам того не осознавая. Спустя некоторое время можно сменить эти буквы на другие. Дабы повысить эффективность: поместите наглядные пособия на предметы, которые начинаются с этих букв.
- — Игра «Найди букву». Приготовьте карточки с буквами и разложите их перед ребёнком и попросите его найти ту букву, которую вы загадаете. Усложните задание, добавив карточки с изображением предметов: предложите малышу соединить с выбранной вами буквой те предметы, названия которых начинаются на букву.
- — «Раскрась по буквам». Приобретите специальные книжки-раскраски или нарисуйте картинки, и предложите ребёнку раскрасить их, соблюдая определённые условия. Так все пустые участки на этом рисунке должны быть отмечены разными буквами алфавита: они подскажут малышу, какие оттенки карандаша нужно выбирать для раскрашивания той или иной области. Например, «О» — зелёный, «А» — красный, «Л» — синий.
- — «На что похоже?» Задача ребёнка: раскрасить только те картинки, которые похожи на ту или иную буку. Например, раскрасить «кольцо», «бублик», «колесо», «обруч», «мяч», «воздушный шарик», так как они похожи на букву «О».
- — «Половинки». Приготовьте красивые карточки с буквами и разрежьте их на две части, затем перемешайте. Задача малыша: «сложить» из двух половинок целую букву.
Третья ступень. Изучаем состав слова, слоги
Начинать обучение чтению слогов можно, даже если малыш не освоил весь алфавит; главное, чтобы на этот момент ребёнок знал не менее трёх гласных и столько же согласных, и хорошо их идентифицировал. Побуждайте ребёнка к анализу слогов, которые он выучил; всякий раз, как только этот слог встретится вам (или с целью закрепления знаний), интересуйтесь у чада, какие буквы он здесь видит и сколько их.
Совет: учите ребёнка читать слоги протяжно, будто напевая (со-о-ба-а-ка-а, ммо-о-ло-о-то-ок); так вы поможете своему чаду избежать «рубленых» слогов, которые в значительной степени замедляют и усложняют переход к чтению целых слов. Следите за тем, чтобы при чтении буквы у малыша не переставали «дружить», не превращались в отдельные буквы: «ма», а не «мэа», «ра», а не «эра». Настаивайте на том, чтобы ребёнок проговаривал только звуки.
- Дидактическая игра «Паровоз». На рисунке изображен паровозик, он «едет» от одной станции (от одной буквы) до другой. Предложите ребёнку провести пальчиком от одной буквы к другой, тем самым проделать путь, который совершает паровозик, и прочитать получившийся слог.
- «Слово начинается на…». Задача ребёнка: прочитать слоги и найти картинки (или карточки с изображениями предметов, животных), которые начинаются с этих слогов; соединить слог и подходящую картинку (или обвести карандашом одного цвета). Например, «бу» — бусы, «ро» — роза, «ды» — дыня.
- «Давайте жить дружно!». Найдите картинки (например, в интернете), на которых изображены мальчики, девочки, сказочные персонажи, животные, распечатайте их. Напишите на каждой карточке с персонажем какую-либо букву. А теперь предложите малышу подружить этих героев. Например, рядом с фигуркой Кота Леопольда значится буква «О», а с фигурками мышат – буква «Р», напомните ребёнку, что в мультфильме эти герои никак не могли подружиться, но теперь он может это сделать – достаточно назвать две буквы слитно («ор» или «ро»).
- «Гаражи». Вырежьте карточки со слогами и разложите их по комнате в случайном порядке. Это будут «гаражи». Предложите малышу взять любимую машинку, и после того, как вы озвучите тот или иной слог, «припарковать» машину в соответствующий гараж.
- Игра в мяч «Поймай, если сможешь…». Взрослый бросает мяч ребёнку, называя при этом два звука (например, «п», «а»). Малыш, должен не только поймать мяч и возвратить его обратно, но и соединив эти звуки – назвать слог (соответственно, «па»).
- Игра «Идём в магазин». Организуйте импровизированный магазин, где будут «продаваться» различные предметы быта, игрушки. Предложите ребёнку сходить в магазин, и в качестве денег дайте ему карточки с различными слогами. Попав в магазин, чадо может выбрать любой предмет и «расплатиться» за него карточкой со слогом, который есть в названии этого предмета.
Четвёртая ступень. Слияние слогов в слова и отработка слитного чтения
Начинайте с простого: вначале предлагайте малышу складывать самые простые слова с одинаковыми слогами (ма-ма, па-па, ба-ба).
Для обучения чтению по слогам можно приобрести специальные пособия, а лучше, если вы сами подготовите тексты. Главное условие: слова из тексов для чтения необходимо предварительно разделить на слоги (дефисами, вертикальными линиями, дугами, разместив их внизу).
Остановите свой выбор на простых по содержанию текстах; предпочтительно, чтобы каждое предложение начиналось с новой строки (так ребёнку будет легче воспринимать и сам текст, и его смысл). Выбирая тексты из интернета, проследите, чтобы они были напечатаны крупным шрифтом, дополните их раскрасками.
Вначале учите малыша произносить слога в слове парами, затем усложните задание, попросив его читать слоги быстро, на одном дыхании.
Упражнение на чтение с ускорением «Стрела». Напомните ребёнку выражение: «Летит как стрела?» и попросите его объяснить его смысл. Заявите, что сейчас вы будете учиться читать слоги быстро. Выпишите предварительно слоги в несколько рядов и разместите между некоторыми из них изображение стрелы. Задача ребёнка: зачитывать слоги, как обычно, в привычном темпе, но повстречав на своём пути рисунок «стрелу» – набрать скорость чтения, «лететь подобно стреле» и читать так быстро, насколько это возможно, до конца строки.
Примечание: разместите после изображения стрелы слоги, которые при беглом чтении образуют целые слова.
Например:
- — ми, ти, си, ри (стрела) си ди пи ли;
- — да, са, ха, ба (стрела) ра ма па па
- Игра «Имена». Напомните малышу, что у каждого есть имя, но дети, изображённые на картинке свои имена «потеряли». Предложите ребёнку подобрать слоги так, чтобы получились имена. Например, слоги «Ри», «Ро», «Ко», «Ка», добавьте к слогам «Та», «Ма», «Ля», «Тя» и получатся имена: Рита, Рома, Коля, Катя.
- Игра «Собери». Задача ребёнка: собрать из рассыпавшихся букв слова. Например, УПС – суп, ОСК – сок, ИРС – рис.
- Игра «Дополни». Разложите перед чадом картинки с изображением предметов и напишите под ними первые слоги названия. Задача ребёнка: посмотреть на эти картинки и вписать недостающие слоги, чтобы получились слова. Если у ребёнка возникнут трудности с написанием слогов, предложите ему произнести их вслух и впишите сами.
- Игра «Сбежавшие слова». Возьмите любую иллюстрацию в книге и выпишите отдельно слова – названия предметов, животных, явлений природы, которые на этом рисунке изображены. Напомните малышу, что у каждого предмета есть своё название, но на этом рисунке слова чего-то испугались и разбежались кто куда. Озвучьте задание малышу: «прочитай слова и соедини их с соответствующими предметами».
- Игра «Части целого». Разрежьте несколько слов «на слоги», разложив их в произвольном порядке, и попросите ребёнка соединить слоги так, чтобы получились слова. Например, слоги «бу», «са», «ме» и слоги «кет», «пог», «шок» (ответ: букет, сапог, мешок).
Чтобы ребёнок мог безошибочно устанавливать количество слогов в слове, обратитесь к «Правилу подбородка». Прежде чем ребёнок начнёт читать, попросите его подставить ладонь под подбородок (чуть ниже, чтобы они не соприкасались). Объясните ему: сколько раз его подбородок коснётся ладони, столько и слогов в слове.
Работа с ударениями поможет чаду усвоить принцип слияния слогов, который в свою очередь ускоряет и облегчает переход к нормальному чтению. Предлагайте малышу различные задания, чтобы у него появилась возможность вдоволь поэкспериментировать с ударениями; и в итоге он научился их правильно расставлять. Прежде всего, возьмите на вооружение известный многим приём «Позови!»: чтобы выделить ударный слог, достаточно «позвать» кого-либо или что-либо: «Па-а-апа», «ку-у-урица», «кастрю-ю-ю-юля». Важно объяснить ребёнку, что для того, чтобы определить ударный слог не нужно делить слово на слоги, достаточно произнести слово, растягивая ударный слог.
- — «Дрессировщик зверей». Приготовьте карточки с написанными на них названиями животных. Предложите малышу «укротить» их, но это будет непросто: необходимо верно поставить ударение в словах, обозначающих зверей. Для этих целей можно воспользоваться фишкой. Например, для слова МЕДВЕДЬ ребёнок должен поместить фишку на букве «Е». Но предостерегите чадо: если он будет слишком долго думать или поставит ударение неверно, зверёк просто «убежит в лес» (пустыню, саванну).
- — «Перебор». Если у ребёнка не получается поставить правильно ударение в сложном слове (в котором более двух слогов), предложите ему произнести это слово, но с разными ударениями. К примеру, пАровоз – парОвоз — паровОз. В результате малыш выберет наиболее звучный вариант.
Общие принципы успешного обучения чтению
- Выстраивайте занятия с ребёнком, учитывая последовательность этапов. Не стоит ждать быстрых результатов. Важно брать во внимание особенности детей: некоторые ребята способны выучить большую часть букв за день, другие будут усваивать материал несколько дней, и работать с одной буквой неделю.
- Включите в процесс обучения как можно больше занятий и игр с использованием наглядных материалов: в ход могут пойти кубики, счётные палочки, цветные иллюстрации; чертите и рисуйте всё то, о чём заявлено в задании, поскольку малышу ещё сложно воспринимать информацию на слух.
- Старайтесь избегать однообразия: на выполнение одного задания не отводите более 10 минут, устраивайте физкультминутки, рисуйте в перерывах.
- Меняйтесь с ребёнком ролями. Пусть на некоторое время он станет вашим учителем, а вы превратитесь в ученика. Когда материал будет усвоен, станьте Незнайкой, который вечно всё путает и постоянно ошибается: произносите неправильно слова, неверно ставьте ударения – пусть чадо исправляет ваши ошибки.
- Импровизируйте, придумывайте собственные задания.
- Дабы обеспечить эффект непрерывного обучения, постоянно закрепляет пройденный материал в обычных бытовых ситуациях. Например, совершая покупки в магазине, просите своего малыша расставлять ударения в названиях продуктов, которые вы отправляете в корзину: молоко-о-о, майоне-е-ез, пече-е-енье. Делая уборку в комнате, предложите малышу вам помочь и найти все предметы, в названиях которых наличествует та или иная буква.
- Воздержитесь от критики и отрицательных оценок, если у ребёнка что-то не получается. Занятия должны приносить радость ребёнку.