Подростки и интернет

Подростки: Интернет и развитие (часть 1)

Все мы прекрасно понимаем, что подростковый возраст – это период самоопределения, создания подростковых групп, время активного формирования взглядов и позиций бывшего ребёнка. И неотъемлемым элементом сегодняшней подростковой ситуации развития является глобальная Сеть – Интернет. Мы живём в веке информационного хаоса и огромных потоков информации самого разного рода. В этой ситуации развивается и подросток, и, безусловно, этот фактор влияет на весь ход психического развития. Принято считать, что влияние исключительно негативное, однако такое заключение – не обосновано и в корне неверно. Сегодня мы расскажем о новой ситуации развития подростков и о роли глобальной паутины в этом процессе.

Содержание статьи:

  1. Информация, технологии и родители
  2. Оборотная сторона медали
  3. Сеть как коммуникативное звено
  4. Общение в Сети и в жизни
  5. Интернет, любовь и привязанность
  6. Заключение

Подростки и интернет

Информация, технологии и родители

Сегодня Интернет – это вполне реальный способ удовлетворения самых различных потребностей – от очевидно понятных, до тех, о которых не принято говорить вслух:

  • познавательные мотивы;
  • социальные;
  • интеллектуальные;
  • коммуникативные;
  • продуктивные;
  • сексуальные и так далее.

В чём принципиальное различие двух сред: привычной реальной и Интернет-пространства? Их не много, однако именно они обуславливают в некоторых случаях чрезмерную привлекательность Интернета для подростков:

  • реальная невидимость субъекта коммуникации (вы не стоите лицом к лицу с человеком, однако спокойно ведёте диалог);
  • анонимность (точнее, вера в неё);
  • отсутствие регламентированных норм поведения, полное отсутствие влияние социальной нормативности (то, что не может быть реализовано в живом обществе, может быть реализовано в Интернет-пространстве);
  • более широкий спектр сфер для общения (чаты, социальные сети, форумы…), а также большое число видов деятельности, интересных подростку;
  • большое количество способов презентировать себя, создать свой облик «Я», порой часто отличный от реального.

Развитие интеллектуальных и информационных технологий привело общество к новому витку развития: от недостатка информации мы перешли к её нескончаемому потоку, граничащим с её избытком. Если раньше информацию было трудно найти, то сегодня её трудно отфильтровать.

Подобная ситуация неизбежно влечёт за собой изменения во всех процессах развития и обучения.

Например, изменяется роль учителя в школьной среде. Сегодня подростки попросту не могут увидеть в учителе авторитетную личность, обладающую редкой и профессиональной информацией. Любую информацию можно найти в Интернете и сегодня основной аспект в обучении делается уже не на навыках поиска, а на навыках фильтрации информационного потока, критичности к получаемой информации, умению сортировать её и видеть возможности использования. Для современных школ критерий владения информацией полностью утратил свою актуальность, что сильно расшатывает всю школьную иерархию. Школы и учителя, не способные принять такое положение дел, как правило, формируют благодатную почву для школьных конфликтов.

Казалось бы, что и авторитет родителей в глазах ребёнка должен заметно ослабевать. Однако это не совсем так. Родительская фигура – это не только носитель непосредственных навыков и информации – это обладатель ценностных ориентаций, на основе принятия или непринятия которых строится авторитетность для подростка.

В ситуации развития, когда информационные потоки постоянно изменяются и трансформируются, задача родителей сводится не столько к передаче опыта, сколько к трансляции ценностей, моральных устоев и норм. В некоторых случаях весьма логично предполагать, что родительская роль должна исключать «просветительскую» деятельность в плане информирования о конкретных областях жизни, а лишь давать ориентиры для выбора ребёнком объекта поиска информации.

Более того, ввиду иногда хаотичного изменения ситуации развития, семья должна заниматься также прививанием социальных навыков подросткам, а именно – уважение к социальным нормам и законам в самом широком смысле. Подросток должен принимать тот факт, что он живёт в обществе и добровольно следовать тем требованиям, которые конструируются этим социумом.

Оборотная сторона медали

Зачастую Интернет способен предоставить подростку информацию, которую достаточно проблематично найти в свободном доступе. Например, для нормального подростка весьма важной является тематика полового развития и сексуальности, а вот доступность авторитетных данных по этой проблематике в реальной среде общения крайне мало. Многие родители попросту не готовы обсуждать со своими детьми проблемы сексуальности и пола, а сами подростки, общаясь «об этом», непреднамеренно искажают информацию, и получается ситуация, схожая со «сломанным телефоном».

Рекламные образы и телеобразцы весьма предвзято транслируют отношения между полами и вполне очевидно, что любого подростка ждёт полнейшее разочарование в своей физиологии, социальном статусе и телесности, если как объект сравнения будет выступать некоторый образ, транслируемый через СМИ.

Интернет же становится местом, где подростки могут найти вполне объективную и честную информацию, вопросы о которой занимают тысячи подростков по всему миру. К тому же это куда удобней – соблюдается субъективная анонимность. И всё же это лишь одна сторона медали.

С другой стороны, подростки, сами того не желая и занимаясь поиском определённых терминов, связанных с половой жизнью, могут наткнуться на большое количество порнографических материалов, либо же наткнуться на сообщества людей с различными извращениями сексуальности (педофилы, садомазохисты и другие любители нетрадиционных сексуальных связей). В Рунете риски попасть на порнографический ресурс очень велики, поскольку продвигаются они зачастую по весьма безобидным запросам.

И даже если подросток самостоятельно решил разобраться в сексуальных практиках (что нормально), всё же не всегда он оказывается готов к реалиям, ожидающим его. Более того, многие подростки, ввиду своей потребности в кооперации с единомышленниками, зачастую попадают в ловушки сомнительных радикальных организаций (пример – неонацисты). К тому же многие подростки слишком рано узнают о существовании Deep Net’а, где собрано огромное количество крайне опасной и запрещенной (террористической, сексуальной, наркоманской) информации.

Время, проводимое подростком в Интернете, используется для самых разных целей:

Большое количество ресурсов помогает найти подросткам требуемую и нужную информацию. Интернет – это огромный котел, в который свалено всё, что есть в человеческой цивилизации: от полнейшей непотребности, до редких интеллектуальных материалов. Стоит понимать, что Интернет может быть для подростка, как и библиотекой с ценной информацией, так и свалкой для сублимации различных стремлений. Если представить Сеть как стеллаж с книгами, то можно сказать, что он расставлен в абсолютном беспорядке и вне какой-либо иерархии. И задача современного общества – научить детей «брать с полки» необходимую книгу и уметь находить в ней самое главное.

Каждый пользователь выбирает информацию основываясь на своём личном мнении, предпочтениях и желаниях. И именно это становится камнем преткновения для подростков.

Сеть как коммуникативное звено

Несмотря на мнимую анонимность, Интернет стоит рассматривать как единицу социума. В Сети любой пользователь может найти свой «уголок» с другими пользователями, которые отвечают его запросам и интересам. Именно поэтому в подростковом возрасте (когда идёт активная социализация) подростки зачастую предпочитают виртуальное общение живому – так проще найти психологически комфортную для ребёнка группу.

Многие современные подростки, испытывая трудности в общении, используют Интернет как мощное орудие в установлении социальных контактов, расширяя свой круг общения с самыми различными людьми. Интернет даёт возможность застенчивым людям заявить о себе. Более того, Интернет помогает людям, зачастую получающих предвзятую оценку в реальной жизни (например, с физическими или косметическими дефектами), показать сначала своё реальное «Я» и лишь потом реальный облик.

Не для кого не секрет, что в подростковом возрасте большое внимание уделяется проблематике внешнего вида. В Сети этот вопрос отпадает сам собой, а учитывая, что подростки имеют возможность познакомиться с абсолютно разными моделями взросления (например, общаясь со сверстниками из США, Ирана, Японии, Китая и других стран), что зачастую помогает им продуктивно пересмотреть занимающие их проблемы.

И всё же в психологии стоит резонный вопрос о том, насколько виртуальное общение, несмотря на все свои плюсы, соответствует реальным социальным контактам и можно ли подменить им реальные человеческие (читай – межличностные) отношения?

Общение в Сети и в жизни

Сегодня серьёзные изменения претерпевает и система межличностных отношений – в особенности у подростков. Нельзя поставить знак равенства между Интернетом и живым общением. Например, бывает трудно поддержать конкретного человека в реальной ситуации, а выразить сочувствие на расстоянии, вне проблемной ситуации, куда проще. Реальная дружба построена на взаимных обязательствах, в то время как виртуальное общение исключает в принципе любые обязательства. И всё же Интернет-коммуникации сильно помогают подросткам осознать свои стремления, увидеть своё «Я» и попытаться понять его.

Более того, существует спектр фундаментальных особенностей, которые отличают общение в Сети от живого общения. Например, в реальном общение каждый человек стремится к некоторой стабильности своего образа, своего «Я», а вот в Сети многие – особенно подростки – приобретают порой множественные личности, пряча за выдуманным ником свой реальный возраст, пол, социальный статус. Такая диффузия может приводить к некоторым искажениям самосознания подростка.

Возможность конспирологически представлять свою личность в Интернете помогает изучить разные стороны самого себя, однако далеко не всегда такая коммуникация помогает подростку найти центральные особенности своей личности.

Другой интересный, но пока недостаточно изученный феномен, это ситуация, когда подростки, играя в сетевую игру, используют один и тот же никнейм (сознательно), тем самым создавая как бы общую личность.

И остаётся реально проблемный вопрос: работает ли подросток по-настоящему над своей личностью? Автор склонен считать, что Интернет способен замедлять личностное развитие: ведь зачем подростку стараться изменить и улучшить себя, если всё, что от него требуется – это попросту изменить некоторые характеристики своей виртуальной личности и вновь выйти в Сеть уже с новым «Я» после того, как старое потерпело фиаско.

И главный парадокс Интернета – это так называемое одиночество в толпе. Несмотря на то, что такое общение кажется вполне социальным, по факту подросток остаётся один. Более того, он может чувствовать себя ещё более одиноким из-за осознания, что круг вероятного общения куда больше, чем ему казалось. В общем и целом – Интернет-деятельность принципиально одиночна по своим основным характеристикам.

Также стоит упомянуть о принципиальном различии кругов общения. Через интернет множество привычно групповых действий трансформируется в индивидуальные. Например – это поход в кино или прогулка по магазинам. Всё это осуществляется в пределах квартиры, что объективно сильно снижает количество реальных контактов подростка. И в тоже время, несмотря на то, что реальный круг общения резко сужается, подростки чаще описывают Сеть как средство для новых знакомств и расширения круга друзей.

Интернет позволяет создавать новый, особый тип взаимоотношений, но не является их причиной. Инструмент не может стать причиной действия, как и Интернет не может стать причиной разрушения социальности.

Важно понять, что Интернет сёрфинг, часы за играми являются некоторым опознавательным знаком, который, как лакмусовая бумага, обнаруживает проблемы подростка в социальной сфере, однако не является их первопричиной. Конечно, многие родители видят своё чадо только за компьютером и по незнанию сводят все причинно-следственные связи к тому, что из-за него круг интересов ребёнка резко сузился. Только реальные проблемы в реальном пространстве приводят подростка к компьютеру. В конце концов, многие алкоголики пьют не потому что им нравится, а потому что так легче.

Интернет, любовь и привязанность

Более 70% подростков-пользователей Интернета позитивно оценивают Сеть как средство поиска друзей или даже любви. Новые возможности коммуникации делают возможным установление контактов не только с успешными и общительными подростками, но и застенчивыми или стеснительными, а также для подростков с какими-либо дефектами, которые по социальным причинам являются серьёзной преградой в установлении любовных отношений и аттракции. Это вполне понятно. Сами подростки утверждают, что найти друга в Сети проще: ведь когда ты не видишь перед собой незнакомого человека, в тебе нет ни тревожности, ни опасений, ни страха.

Есть в этом позитивные стороны. Например, Интернет как бы искажает пространство реальности, помогая подросткам выстроить свои отношения с интересными людьми, а не по принципу географического расположения или социальной и расовой принадлежности. Более того, онлайн общение зачастую помогает подросткам замедлить быстрый тем построения реальных отношений, когда сексуальные контакты могут происходить уже через несколько быстрых встреч. Зачастую перед реальной встречей проходит не один год онлайн общения.

Заключение

Конечно, в Интернете сохраняется опасность быть обманутым «придуманной» идентичностью твоего партнёра. Никто не может поручиться за реальность получаемой информации, если нет возможности связаться с её «хозяином» напрямую. И в тоже время, пусть и в меньших количествах, эти опасности есть и в реальной жизни. Научиться преодолевать их можно только в совместном общении, расставляя свои приоритеты и в опоре на личные интересы и мнения. Итак, Интернет является отличным стартером для начала и развития коммуникативных навыков, однако для их полной «отточки» остаётся необходимым их «реальное» продолжение.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте https://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.
Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
2 комментария к этой записи

    Очень пронзила простая мысль. Что онлайн общение способствует более близкому подходу к личностному слою, найти в долгом общении единодушие. Скорее тут больше единодушие, чем личностный план. Личностный план как мы видим, подвержен распрям как в жизни так и на сайтах, где люди знакомяться исходя из сиюминутных интересов. Значит, — виртуал это возможность единодушия.
    В самом деле, чем отличается картина на стене от своего прототипипа? (да просто отражения) Или ручная переписка с почтовыми ящиками от электронной? Ничем.

    Игорь, доброго времени!

    Благодарю за Ваш интерес, однако не уверен, что понимаю, что вы подразумеваете под «личностным планом» и «личностным слоем». Да и вообще фундаментальный вопрос, на который нет ответа – что такое личность? Стоит признать, что это лишь теоретический конструкт, описывающий определенную реальность (здесь уже все зависит от школы, к которой принадлежит тот или иной теоретик).

    Единодушие – да, о нем я не говорил, однако достигается это не реальной перестроением отношений с собой и своей самостью (проще – социализацией подростка), а искусственной подстройкой под ситуацию. Ребенок остается ребенком de facto, меняется лишь способ самопредставления. Как минимум это чревато инфантильностью: личного опыта работы с зависимостями у меня нет, но со случаями коллег знаком.

    В любом случае, я готов ответить на Ваши вопросы и, если Вы заинтересованы, поделиться списком публикаций и литературы по этой проблеме.

    С уважением,
    Борисов Олег

Оставьте свой комментарий:

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.