Подросток и отношения с родителями, часть 3

Как научить подростка прислушиваться к вам. Опыт терапии. 30 шагов к перемирию

Добрый день, друзья, и сегодня мы продолжаем наш небольшой марафон из 30 шагов по общению с подростками. Освежим память: ранее мы уже опубликовали две статьи на эту тему. В первой мы разбирали техники улучшения понимания в диалоге с подростком, а во второй мы затронули вопросы работы с грубостью и развитию уважительных отношений.

Сегодня мы обсудим тему, актуальную для семей с двумя и более детьми – как управлять детскими конфликтами и при этом развивать между детьми и их родителями культуру мирного диалога.

Как обычно – начнём со слов родителей, затем описанием ситуации детьми и комментарием эксперта, а затем перейдём к советам.

Содержание статьи:

  1. Случай третий. Дети на тропе войны
  2. Заключение

Подросток и отношения с родителями, часть 3

Случай третий. Дети на тропе войны

Когда дети ссорятся – ваша роль не в судействе, а в примирении.

Мама: «Я всё время как меж двух огней, мои два ребёнка – Женька 12 лет и Сашка 6.5 лет постоянно конфликтуют, нет ни дня спокойствия. И никакая разница в возрасте – не аргумент. При этом Жене бывает гораздо труднее что-то объяснить, чем Саше. А ведь она младше. Он постоянно причитает, что мне наплевать на его мнение и я всегда защищаю только его сестру. Но ведь если я в какой-т момент не подключусь к их конфликту – эта парочка так и будет весь день срывать горло друг на друга. Ну, если муж дома, то подключаю к разбору полётов его – он устраивает им переговоры. Анализируют, что произошло и всё такое, часа на два. Ну да, потом становится ненадолго тише. Но ведь не может же так постоянно продолжаться?»

Дети: «Да не мешай ты! Видишь, я делаю важное задание, у тебя ещё нос не дорос, а ты тут мешаешься. – «Хочу и говорю! Когда захочу и где! Это вообще-то полезно для развития речи, если ты не знал…такой взрослый и такой глупый».
«Зачем ты что-то нажала на клавиатуре?! Что ты наделала, блин! А ну-ка иди сюда, сейчас как дам тебе…» — «Мама! Папа! Меня Женя бьёт! А я ничего же ему не сломала и не испортила!».

В общем, дальше были примеры их взаимодействия в том же русле, но идея понятна – дети постоянно что-то делят, конфликтуют и будто провоцируют друг друга на стычки.

Экспертное мнение: иногда ссоры между братьями и сёстрами становятся настоящей головной болью семьи и даже неразрешимой проблемой. Особенно это актуально для семей, где разница в возрасте очень большая. А родители думают, что старший ребёнок повзрослеет и будет помогать младшему, взаимодействовать с ним и как-то «дружить», но не тут-то было. Работать с ревностью подростка крайне трудно.

Бывают ситуации, когда этот вопрос разрешается сам по себе, но в большинстве своей конфликты заходят слишком далеко и утыкаются в тупик. Но сходить с ума от криков и причитать, что все плохо и печально не стоит – самое время собраться. Ваша задача – научиться смягчать детские ссоры и помочь детям относиться друг к другу не как к врагам, а как положено родственникам.

  • — Тринадцатый шаг

Во-первых, не надо принимать ничью сторону – в любом случае вы будете виноваты потом во всех грехах в глазах одного из детей. Во время непосредственных боевых действий встревайте в конфликт со своими советами лишь тогда, когда дети зайдут в тупик. Если вы займёте баррикады с одним из детей – то второй выльет на вас всю свою обиду за то, что ваш младший – любимчик.

  • — Четырнадцатый шаг

Успокаивайте всех детей. Но при этом не вступайте в противоборство, пока ситуация не подойдёт к грани скандала. При возможности разведите детей по разным комнатам и предупредите их, что пока они не смогут разговаривать нормально будут сидеть в одиночестве. Поскольку младший ребёнок с большой вероятностью начнёт громко рыдать или даже бушевать, с ним необходимо поработать отдельно: успокойте его, попросив совершить непривычное действие – например, попрыгать 5 раз на одной ноге, хлопая руками. Очень странно для ребёнка, но отвлекает. При необходимости можете уделить минуту выравниванию дыхания ребёнка.

  • — Пятнадцатый шаг

Иногда, чтобы не допустить эскалации конфликта – достаточно озвучить и принять эмоции ребёнка. Например, сказать старшему, что он расстроен и злится из-за того, что ему кажется, что к его младшей сестре относятся справедливее. Такое отзеркаливание помогает ребёнку лучше понять своё состояние и управлять им.

  • — Шестнадцатый шаг

Обязательно давайте слово обоим детям. Для того, чтобы дети почувствовали, что их слышат и их позицией интересуются, попросите каждого по очереди рассказать, что случилось. При этом попросите того, кто пока молчит – внимательно выслушать другого ребёнка и объяснить его позицию. Делайте это в обоих направлениях. При этом можете предложить уловку: пусть ребёнок не использует в речи «ты», а начинает предложение с «я».

С большой вероятностью он будет говорить о своих чувствах и избежит нападок на другого ребёнка. Схема примерно такая: «Я» — описание проблемы – вариант решения. Это поможет детям сконцентрироваться на конфликте, а не на личных обидах. При этом нельзя прерывать ребёнка, а если вы не совсем поняли, что он имел в виду – попросите объяснить. В конце выскажете свою версию (которая отражает версию ребёнка), дабы показать, что он был понят.

  • — Семнадцатый шаг

Обязательно подключайте детей к решению проблемы. Спрашивайте их, что каждый по отдельности и вместе сделали для того, чтобы разрешить свою ситуацию. И не стоит отмахиваться даже от самых странных вариантов – мало ли что говорят дети!

Именно момент включения детей в решение одной проблемы – помогает «попридержать коней» и успокоится. При этом соблюдайте этику решения проблемы и общения: не пытаться перебивать, не подавлять, говорить только спокойным голосом. Говоря поочерёдно, дети научаться не просто слушать, но и слышать друг друга. Когда дети начнут вести диалог на равных, можете дать им несколько минут (и засечь их) на решение проблемы. Как правило, это подстёгивает к мирному разговору.

  • — Восемнадцатый шаг

Используйте то, что называют рефреймингом – взгляните на ситуацию со стороны: иногда дети настолько погружаются в свои чувства по поводу несправедливого отношения к ним, что вообще забывают о том, что другие участники ссоры тоже что-то чувствуют. Поэтому просто напоминайте детям, что необходимо вставать на позиции других «игроков». Фразы, вроде «давай взглянем с другой стороны, что чувствует твоя сестра?» иногда вполне достаточно.

Заключение

Итак, мы завершаем третий блок нашего путешествия к установлению тёплого контакта с подростком. Напомним, что сегодня мы разбирали вопросы ссор между братьями и сёстрами и научились некоторым практическим приёмам работы с детскими «войнами». Ну а дальше – ещё интереснее! До новых встреч!

Оставьте свой комментарий: