Подросток и секс, часть 5

Неизбежное. Подростковая сексуальность: кратко о развитии

Во всех предыдущих статьях мы разбирали особенности каждого периода взросления в соотнесении с сексуальностью, делая упор на том, что делают подростки, как управляют своей сексуальностью и какие риски существуют.

Сегодня мы подведём короткий итог не только по развитию телесности и сексуальности, но затронем и другие ветви развития.

Содержание статьи:

  1. Как происходит общее развитие подростка
  2. Заключение

Подросток и секс, часть 5

Как происходит общее развитие подростка

Подростковый возраст, наверное, один из самых удивительных и ярких периодов жизни. Дети входят в этот период с разумом и телом ребенка, а выходят уже взрослыми людьми со своими системами ценностей, философией и интересами.

Здесь мы кратко охарактеризуем все виды изменений, который происходят в различных сферах в период подростничества. Так или иначе – всё связано и нельзя смотреть только на одну ветвь развития, ведь так не получиться сбалансировать личность. Да и индивидуальные различия слишком велики, чтобы собирать всех под одну гребёнку.

Физически дети перестают быть детьми – их тела крепнут и приобретают первые черты взрослости, меняется химический состав организма и развивается новая функция – репродуктивная.

Познавательное развитие происходит взрывными темпами. Подростки вступают в этап формальных операций (стадия развития мышления), теперь в мышлении детей доминируют логика и размышление, появляется системный подход к оценке фактов. Мозг также активно развивается, улучшаются показатели памяти и внимания, подростки лучше овладевают своими ментальными процессами.

Начинается активный рост лобных долей, который продолжается далеко за периодом подростничества. Так развивается социальная ответственность, умение сравнивать свои действия с требованиями и нормой, переживать эмоции, контролировать своё поведение и просто успешно взаимодействовать в социуме.

Лобные доли – это контроль над собой и умение принимать взвешенные, выверенные решение. В контексте развития сексуальности это значит, что люди становятся небезразличные к своим партнёрам.

Эмоциональное развитие тоже не стоит на месте, ведь подростки окунаются в новый мир интенсивных эмоций и им приходится учиться овладевать ими. Более того, меняется не только сила, но и объём переживаний. Приходиться учиться работать со стрессом, негативом, тревогой и социальными страхами, которые могут появляться в этот период.

Найти причину эмоции, понять, почему он вызывает именно такие чувства и как проявлять их так, чтобы было безопасно для окружения и себя – та ещё задачка. На этом поле формируются ценности, подростки учатся быть эффективными в обществе, используя эмоции как инструмент общения. Происходит развитие самооценки и самоидентичности, подростки начинают осознавать своё «Я».

Социальное развитие связано со смещением центра внимания с семьи на своих сверстников и круг общения, растёт потребность в независимости, но связь с семьёй всё ещё крепка. Подростки крайне чувствительны ко всем отношениям, которые происходят в его группе. Но в типичных сценариях, как бы не отдалялся подросток от семьи, в конце этого возраста происходит второе соединение с ней, но уже на равных – как взрослые с взрослым.

Более того, подростки начинают устанавливать новые отношения, которые выходят за круг их друзей и семьи: появляется потребность в самореализации через отношения. Развиваются первые отношения в парах, перерабатывается весь предыдущий опыт и приобретается новый. Конечно, в подростковом возрасте отношения редко носят серьёзный характер. Зато они помогают ребёнку в будущем успешно завершить эмоциональное созревание.

Моральное развитие связано с постепенным переходом от «отрицаловки» к принятию норм и требований, пониманию их необходимости. Постепенно утончается различение между хорошим и плохим, появляются моральные принципы.

И, наконец, половое развитие. Это сложное явление, сочетающее в себе все процессы, которые происходят с ребёнком по мере его взросления. Появляется гендерная идентичность (кстати, о ней мы писали в том году), формируются критерии различения мужского и женского, появляются свои критерии нормы.

Определяется сексуальная идентичность подростков и не стоит отрицать, что единственный вариант – это отношения с противоположным полом. Безусловно, нельзя считать абсолютной нормой гомосексуализм или бисексуализм, но так или иначе эти явления существуют.

По мере взросления сексуальность переходит от стадии простых экспериментов со своим телом (мастурбация) к полноценной сексуальной жизни со своими предпочтениями, интересами и «хотелками». Дети перестают быть детьми, становясь полноправными взрослыми.

Безусловно, развитие будет проходить и дальше, но уже без бурных взрывов, чрезвычайных ошибок и неприятных последствий. Конечно, ещё предстоит развитие представлений о себе, своей ценности, своего места в обществе, однако это – уже другой, не менее интересный этап жизни человека.

Заключение

Вот мы и завершили наш цикл статей по психосексуальному развитию подростков. Мы прошли весь путь от 12 до 22 лет, увидев особенности, закономерности и проблемы периодов. Будем надеяться, что мы ответили на большую часть самых популярных вопросов о подростковой сексуальности. Ну, а если нет – то задавайте их в комментариях!

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте http://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.

Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Оставьте свой комментарий: