Познавательное развитие детей в возрасте от 1 года до 2 лет

Возрастные особенности.
Сенсорно-познавательное развитие происходит при предметной деятельности детей и их общения со взрослым. Совершенствуется зрительное восприятие. Развивается зрительная, кинестетическая чувствительность. При этом, ребенок ориентируется прежде всего на форму предмета, затем на величину и позже на цвет.
Во втором полугодии наибольших успехов дети достигают в восприятии предметов окружающей среды. Эталонами для детей служат представления о свойствах предметов, которые закрепились в памяти: форму, «как солнышко»; цвет, «как листочки».
До 2-х лет ребенок различает 4 основных цвета; способен раскладывать игрушки разного цвета в окрашенные коробки, находить по цвету предмет среди 2-3-х других («такой же»), подбирать к коробкам разной формы (круглые, квадратные) соответствующие по форме крышки и другое.
Оперируя предметами, ребенок овладевает внешними ориентирующими действиями: выделяет различные качества, обследует их зрением, осязанием, губами, рассматривает при разном освещении, под разным углом зрения. Появляется первые проявления самостоятельности. Продолжается развитие психических процессов. Развивается двигательная и эмоциональная память.

Познавательное развитие детей в возрасте от 1 года до 2 лет

Лучше ребенок запоминает то, что он сделал и что пережил.
Процессы памяти имеют непроизвольный характер. Ребенок запоминает значимое, эмоциональное, яркое. При этом, легче запоминают образный материал, чем словесный. В предметных действиях зарождается наглядно-действенное мышление. Осмыслить ребенок может только те предметы, которые видит, с которыми действует, манипулирует, разбирает и складывает игрушку, открывает для себя новые свойства объектов.
Развивается внимание ребенка. В этом возрасте ярко выраженный интерес ко всему особенно яркому, подвижному, озвученному. Каждая, даже незначительная перемена, что произошла в близлежащем окружении привлекает внимание ребенка. Меняется и характер детских игр, он начинает отражать действия взрослых, подражать их действиям.
Основные задачи.
— Развитие сенсорики, психических процессов, учится воспринимать и выделять форму предметов;
— формировать представления о различных свойствах предметов, сравнивая их между собой;
— поощрять выполнение заданий вместе с взрослым;
— упражнять в установлении сходства;
— учить узнавать знакомые геометрические формы в предметах окружающей среды;
— знакомить с размером (большой маленький) и свойствами предметов: толстый тонкий, высокий низкий, длинный короткий;
— знакомить с цветами, формировать умение узнавать знакомые цвета в окружающей среде, находить пары предметов одинаковых цветов, группировать предметы по цвету;
— формировать умение различать предметы с помощью тактильных ощущений (холодный теплый, твердый мягкий);
— развивать обонятельные (способность чувствовать запахи) и вкусовые ощущения (сладкий, кислый, горький);
— развивать слуховые ощущения.

Развитие предметной деятельности
— стимулировать к самостоятельным действиям с предметами, требующими точных и координированных движений (пересыпание, переливание, перекладывание мелких предметов);
— привлекать к обследованию знакомых предметов руками, глазами;
— учить: подражать действиям взрослых с различными предметами, выполнять простейшие действия по показу взрослого;
— самостоятельно пользоваться предметами по назначению (ложкой во время принятия пищи;
— лопаткой, совком во время игр с песком); собирать матрешку, прокатывать шарик, строить башню, дорожку, заборчик;
— открывать и закрывать коробки, баночки (контрастные по форме, размеру и цвету), постепенно увеличивая их количество (один, два, три предмета разного размера и цвета);
— действовать с кубиками, кирпичиками: ставить их друг на друга (вертикально, горизонтально), в разном пространственном отношении;
— переносить усвоенные действия с предметами на другие незнакомые предметы;
— поощрять самостоятельное одевание и раздевание, уборка игрушек;
— приучать обращаться за помощью взрослых в процессе самостоятельной предметной деятельности;
— стимулировать к действиям с предметами рядом с другими детьми, не мешая друг другу.

Познавательная деятельность в ближайшей природной и предметной окружающей среде:

— стимулировать познавательную активность, наблюдательность в процессе ознакомление с природным и предметным окружением;
— формировать представление о объекты (животные и растения ближайшего окружение, солнце, облака) и явления природы (дождь, ветер);
— знакомить с характерными внешними особенностями животных (имеют голову, туловище, лапы, крылья) и растений (листья, цветы);
— учить различать времена года по отличительными признаками (зимой падает снег, летом светит солнце, осенью идет дождь); побуждать замечать красивое в окружении;
— учить наблюдать за объектами и явлениями природы в уголок природы (аквариум, комнатные растения), во время прогулок (солнце, состояние неба, деревья, цветы), учить замечать изменения, связанные с временами года (весной все деревья цветут, осенью листья деревьев становится желтым, красным);
— привлекать к играм с песком, водой, снегом с использованием формочек, лопаток, различных емкостей;
— знакомить со свойствами песка (сухой – сыплется, влажный – держит форму), воды (прозрачная, льется), снега (холодный, в тепле тает);
— учить соблюдать элементарные правила поведения в природе (не обижать животных, не рвать цветов);
— знакомить с трудом взрослых (воспитатель, помощник воспитателя, дворник), орудием их труда (метла, веник, лопата, посуда, ведро);
— формировать простейшие представления о предметах быта (мебель — стол, стул, кровать; посуда — ложка, чашка, тарелка), одежды (шапка, штаны, сапоги) и их назначения;
— поощрять наблюдений за транспортом, зданиями, игровыми площадками;
— формировать простейшие представления об их назначении (машины – перевозят людей или грузы; в домах – живут люди; на качелях, горках — любят играть дети).

Показатели сенсорно-познавательного развития
— проявляет интерес к предметной среды; рассматривает яркие предметы; обследует их зрением, осязанием;
— узнает в окружающей среде геометрические формы, различает размер (большой, маленький), цвета;
— сравнивает и группирует предметы по форме, размеру, цвету (к 3);
— с помощью органов чувств ощущает запах (приятный, неприятный), вкус (сладкий, горький), осязательные свойства (холодный, теплый);
— различает различные слуховые раздражители (голос мамы, музыкальная мелодия, шум машины);
— любит собирать пирамидки, матрешки, кубики, кольца; разбирать и собирать игрушки вкладыши; открывать и закрывать коробочки, баночки;
— многократно повторять действия на переливание, пересыпание, перебирание веществ; использует знакомые игрушки, предметы заменители в процессе своей деятельности;
— с помощью взрослого делает простые постройки из кубиков, кирпичиков;
— проявляет интерес к объектам и явлениям природы; с удовольствием наблюдает за солнцем, состоянием неба, животными, деревьями, цветами, рыбками в аквариуме; с помощью взрослого различает времена года и их отличительные признаки (лето тепло, сияет солнышко; зима холодно, много снега и тому подобное);
— с удовольствием играет с песком, водой, снегом, использует при этом вспомогательное оборудование формочки, лопатки, ведерки, воронки; различает основные предметы одежды, посуды, быта, пытается использовать их по назначению (шапку одевает на голову, из тарелки ест, на стульчике сидит и тому подобное);
— узнает отдельные трудовые действия взрослых и детей (моет посуду, убирает игрушки, моет пол), подражает им в своей деятельности; различает простые орудия труда (метла, лопата);
— с интересом наблюдает за транспортом, зданиями, действиями людей; замечает разницу между ними (машины большие, маленькие, разных цветов; здания высокие, низкие; люди играют, разговаривают и тому подобное).

Советы родителям:
— обогащайте и насыщайте предметный мир ребенка качественными развивающими игрушками (цветные втулки, пластиковые пазлы, пирамидки, шнуровки и др.), изготовленными из безопасных материалов.
Обращайте внимание
— на прочность креплений, следите, чтобы ребенок не потянул в рот слишком мелких деталей;
— в процессе игр вызывайте положительные эмоции, радуйтесь успехам ребенка, при необходимости предоставляйте возможность выполнять действия много раз;
— учите обследовать предметы (занимать их двумя руками, обводить пальцем, то одной то другой руки), манипулировать ими (катить, переводить с руки в руку, подбрасывать, прятать в коробку);
— предоставляйте возможность играться с обычными бытовыми предметами (подбор крышек для кастрюль разного размера), водой (переливание из одной емкости в другую);
— в повседневные многократно называйте различные свойства предметов, которыми они манипулируют (форму, размер, цвет);
— рассматривайте вместе с ребенком книжки, акцентируйте внимание на изображении знакомых предметов, животных, растений;
— во время прогулок наблюдайте за объектами и явлениями природы, обращайте внимание на их красоту и неповторимость, изменения, которые происходят с ними в различные времена года;
— по возможности знакомьте ребенка с животным и растительным миром ближайшего окружения, гуляйте в лесу, парке, на лугу, у водоема;
— привлекайте ребенка к играм с песком, снегом, камнями, разным природным материалом;
— объясняйте правила поведения в природе, будьте для ребенка примером, привлекайте ее к помощи («я посажу в землю семя, а ты будешь его поливать из своего ведерка, и вырастет большое дерево», «давай вместе покормим воробушков, они нам скажут спасибо за угощение»);
— обращайте внимание ребенка на различные виды транспорта (машина, автобус, самолет), здания (родной дом, магазин), объясняйте их назначение;
— на собственном примере показывайте последовательность выполнения определенных действий (одевания, раздевания, приема пищи);
— привлекайте ребенка к их подражания; уважайте выбор ребенка заниматься определенным видом деятельности.

Оставьте свой комментарий: